15 марта 2011, 00:36

Благовещенск. Святой Евгений.

Я услышала впервые его имя в нашем Благовещенскоми кафедральном соборе, лет пять тому назад. В череде поминаемых священником имен святых: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, князя Владимира и княгини Ольги, Кирилла и Мефодия вдруг прозвучало: "священномученика Евгения - митрополита Нижегородского, бывшего Архиепископа Приамурского"...

Очень я удивилась. Мы почитаем святого Иннокентия (Вениаминова) - первосвятителя Приамурского, в храме есть его икона, а кто такой святой Евгений?

 

Когда в семье дьякона московскй церкви Иоанна Предтечи у Крестовой заставы - Алексея Семеновича Зернова и его жены Любови Петровны  в январе 1877 года  родился сын Семен, никто не знал, что он станет Преосвященным митрополитом.

Сын пошел по стопам отца, закончил Духовную семинарию и, спустя год, поступил в Московскую духовную академию, где 8 марта 1900 года был пострижен в монахи с именем Евгений. Академию он закончил кандидатом богословия и был направлен преподавателем в Черниговскую духовную семинарию. 

Ему не было и тридцати, когда 25 марта 1906 года иеромонах Евгений был назначен ректором Иркутской духовной семинарии. Он принял этот пост в момент, когда после революционных событий 1905 года в Семинарии царило крайнее раздражение воспитанников против собственного начальства. Архимандрит Евгений начал работу с наведения порядка в ней и это ему удалось. Уже в следующем 1907 году статский советник М.И. Савваитский писал: «С обновлением преподавательского состава и назначением нового ректора, жизнь семинарии вступила на путь постепенного успокоения. В настоящее время, благодаря административному такту нового ректора, архимандрита Евгения, и правильному пониманию им учебно-воспитательных задач семинарии, преподавательская корпорация, в большинстве своих членов, представляет дружную семью, одушевленную стремлением поднять уровень знаний и умственного развития учеников и приучить их к должному исполнению их обязанностей. Ректор семинарии архимандрит Евгений, являясь внимательным и тактичным руководителем, принадлежит к числу лучших преподавателей семинарии».

Евгений Зернов имел замечательный дар проповедника. По воскресеньям он проводил собеседования, которые охотно посещали и учащиеся Семинарии, и иркутская интеллигенция, и простой народ.

Очень активный и деятельный он всё успевал: опекал епархиальные духовные заведения, следил за церковно-приходскими школами, являлся членом Миссионерского комитета, Географического общества, Братства во имя св.Иннокентия и был редактором Иркутских "Епархиальных ведомостей". По воспоминаниям современников, отец Евгений "был абсолютно не злой человек, достаточно веселый, с чувством юмора". Так прошло 7 лет.

В январе 1913 года в кафедральном соборе Иркутска - Казанском он был рукоположен на должность епископа и служил в должности викария - помощника Архиепископа Иркутской епархии.

С Иркутским кафедральным собором произошло примерно то же самое, что и с нашим Шадринским. Так же было пожертвовано 250000 рублей, так же был взорван в 1932 году.  Вот снимки было - стало:

 

Не прошло и полутора лет, как в июне 1914 года Евгения назначили на самостоятельную кафедру - епископом Приамурским и Благовещенским. В Благовещенске он служил в Благовещенском кафедральном соборе, который располагался на перекрестке Большой (Ленина) и Садовой (50 лет Октября).  Памятник Мухину, стоит сегодня примерно на том месте, где был алтарь собора.

Вот таким прибыл Владыка в Благовещенск

Архиерейское служение епископа Евгения на Амурской земле совпало с очень трудным для России временем - Первой мировой войной, революцией, Гражданской войной, первым периодом репрессий.

Первым шагом на кафедре Благовещенской епархии было его "Обращение к пастырям и пасомым Благовещенской епархии", в котором он предложил духовенству организовать попечительские советы о семьях лиц, находящихся в войсках, организовать сбор пожертвований в пользу Красного Креста, ежемесячно отчислять на нужды войны 2% из церковных сборов.

В октябре 1917 года в России установилась власть Советов, а в марте 1918 в Благовещенске произошло первое на Дальнем Востоке крупное выступление населения против установления советской власти - "гамовский мятеж".

О событиях этих дней интересно прочесть письмо Епископа Евгения, которое он написал в августе 1918 года Патриарху Тихону о событиях тех дней,  о разгроме духовной семинарии (ныне учебный корпус №2 "ДальГАУ") и духовного училища (ныне Благовещенский педагогический колледж №3).


Он писал, что в первые дни "гамовского мятежа" были отменены занятия в семинарии т.к. на улицах было очень опасно из-за открытых вооруженных столкновений.

В 7 часов утра, 27 февраля здание было обстреляно красногвардейцами из ружей и пулеметов. Затем они ворвались внутрь, как объяснили "в поисках складов ружей и пулеметов" и заняли его, так как "семинария стоит на самом высоком месте в городе и занимает доминирующее положение над всеми окрестностями, являясь при этом очень редким в Благовещенске общирным каменным зданием, весьма удобным для всякой обороны". В первые дни после разгрома семинарии здесь находился арестантский дом, а потом расположилась революционная армия "... около 600 солдат, 30-40 лошадей, 17 пулеметов, военный цейхгауз (кладовая для оружия или амуниции) и продовольственные запасы". Сюда же свозили реквизированное имущество со всего города. Находившиеся в здании красногвардейцы, не жалели семинарского имущества и церкви: разбив ящик, похитили церковные деньги. Со стены один из солдат сорвал икону Господа Саваофа и разбил на мелкие части. Расхитили и разрушили мебель в классах, столовой. В августе здание заняли анархисты.

На смену ВЧК - Всероссийской чрезвычайной комиссии пришло ГПУ - Госполитуправление, первый карательный орган большевиков. Недаром в те драматические месяцы аббревиатуру ГПУ народ расшифровал как «Господи, помяни усопших». В те годы набатом звучал голос Патриарха Московского и всея России Тихона, обращенный к новой власти: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей и страшному проклятию потомства в жизни настоящей…». По стране прокатилась волна арестов среди российского епископата.

Начало массовым репрессиям против священнослужителей в нашем городе  положено арестом отца Евгения. Было это так.

Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, после всенощной в Благовещенском кафедральном соборе перед отцом Евгением прошли тысячи народа, беря от него последнее благословение. Народ знал о неизбежности ареста этого священника, потому что он бесстрашно обличал революционную безбожную идеологию. Соборная площадь, залитая народом, дала ему узенькую дорожку, чтобы пройти после всенощной к дому.

В час ночи 30 августа 1923 года его арестовали. На архиерейской даче, где он проживал устроили обыск, опечатали документы, вещи, фотографии. Слух об этом мгновенно разнесся по городу. Уже около 8 часов утра взволнованные жители толпились на площади у кафедрального собора. Пришедшего на службу отца Александра - настоятеля Свято-Троицкой церкви (Шадринский собор), народ просил отслужить молебен о даровании епископу свободы. До ночи люди обсуждали волновавший их вопрос, а утром многочисленная масса народа собралась около здания ГПУ (бывшее Кувшиновское подворье, ныне - Управление ФСБ), требуя показать Владыку, чтобы увериться в его целости.


Выступивший для успокоения народа прокурор советского трибунала, едва не был избит и вызвал пожарную команду, которая, обливая толпу водой, кое-как рассеяла ее.

Важно отметить, что выручать православного епископа явились все общины местных молокан, баптистов и других верующих. Все они глубоко почитали его за христианское миролюбие и правду. Владыку тотчас тайно от народа вывезли из здания ГПУ в городскую тюрьму, а в городе арестовали 54 человека, преимущественно женщин, обвиняя их в беспорядках, и во главе их некую госпожу Медведеву.

Никто из этих арестованных никогда больше не вернулся домой. 

Вместе с Архиепископом Евгением были арестованы пять городских священников, которые были сосланы в Муром на два года среди них и отец Александр (Самсель) - настоятель Троицкого (Шадринского) собора.

Евгению предъявили такие обвинения: связь с Колчаком, контрреволюционная агитация, связь с заграницей, поддержка Патриарха Тихона, взятка в размере 1 рубля серебром надзирателю С.

Народная активность в защиту Архипастыря не ослабевала. По городу ежедневно разъезжала телега с надписью: "в тюрьму для епископа хлеб". Пищи набиралось такое количество, что Владыка кормил чуть ли не всех заключенных. Кое-как усыпив бдительность народа, следившего за тюрьмой и железнодорожной станцией, большевики вывезли архиерея в Читу, а оттуда в Москву.

Таким образом, Благовещенская епархия, лишенная с 1923 года своего канонического архиерея, прекратила существование как полноценная составляющая единого тела Русской Православной Церкви. Хотя впоследствии и были направлены сюда епископы, но до места назначения никто не доехал — их арестовывали ещё до прибытия в Благовещенск.

В 1924 году Благовещенский Кафедральный собор сгорел. Уцелевшая святыня - Албазинская икона Божьей Матери была передана в Ильинскую церковь.

Но вернемся в Москву, куда привезли Амурского первоиерарха. В Москвепривезенных архиереев  обычно выпускали на некоторое время на свободу  и святейший Патриарх Тихон возводит Святителя Евгения в сан архиепископа, а в 1924 году он включается в состав членов Священного Синода.

Какое-то очень авторитетное лицо шепнуло Владыке Евгению: "вы будете на свободе, только не ходите к Патриарху Тихону". ГПУ искало расколов и враждебных действий против Патриарха. Но, конечно, Владыка был у Патриарха, и вновь в 1924 году его арестовали и сослали в Соловки, где он был приговорен к трём годам концлагеря с последующей высылкой на три года. В те годы на Соловки согнали практически все высшее духовенство России.


В России об этом мало написано, а в Джорданвилле (США) в 1949 году вышла книга "Новые мученики Российские", где очень подробно рассказано об этот трагическом для страны периоде. Архиепископа Евгения избрали старшим среди епископов по их общему согласию.

Это был выдающийся иерарх Церкви. Многочисленные члены его Благовещенской паствы оказались за рубежом, на Китайской территории, и, рассыпавшись по всему миру, по сей день хранят о нем самые святые воспоминания. Вот какое свидетельство мне встретилось: "Богослужение его отличалось величием, покоем и благоговением; это чувствовали и отмечали все, получая глубокое удовлетворение. Это был постник. Не взирая ни на какие условия лагерной жизни, когда в пище нельзя было разбираться, он был верен своему порядку и никогда не вкусил кусочка мясной пищи вообще, или рыбы в неположенное время.  Высоко образованный вообще и богослов, компетентно рассуждавший по всякому теоретическому вопросу, он был житейски глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. В нем была притягательная сила истинной духовной власти".

Для Соловецких монахов-рабочих он являлся святейшим авторитетом. В июле 1926 года принял участие в составлении "Соловецкого послания" (обращения к "правительству СССР" православных епископов). В документе изложены факты гонения на Церковь и заявлено, что "политический донос совершенно несовместим с достоинством пастыря".

Годы заключений чередуются годами ссылок. С 1927 по 1929 годы Владыка находится в ссылке в Зырянском крае (Коми). После освобождения он проживал в городе Котельнич Нижегородского края. С 1930 года становится архиепископом Белгородским, викарием Курской епархии. В 1933 году назначается временно управляющим Вятской епархией.

16 мая 1934 г. возведен в сан митрополита и переведен на Горьковскую кафедру.


Нынешние молодые люди, наверное не все знают, что Нижний Новгород в советское время назывался г.Горький. Я буду использовать старое название.

В Нижнем Новгороде Владыка проживал в центре города. Богослужения его отличались величием, покоем и благоговением. Преосвященный Евгений был очень заметным человеком, несмотря на годы, проведенные им в заключениях и ссылках: высокого роста, с выразительными ярко-серыми глазами и седыми волосами. Когда он шел по городу, все невольно обращали на него внимание: люди останавливались и просили благословения.

Разумеется, любовь народная к священнику не могла нравиться местным властям. Почти сразу же, как только Владыка появился на Нижегородской земле, на него было заведено агентурное дело, куда вносилась любая информация о нем.

Каждое слово, каждое действие строго контролировалось. По доносу от 3 мая 1935 года митрополит Евгений был вновь арестован, его обвинили в чтении проповедей "антисоветского содержания в целях внедрения в массу контрреволюционных идей". Что это были за идеи? Например, на вопрос следователя о его проповеди, где Владыка рассуждал об общей культуре человека, Преосвященный Евгений отвечал: «Мое убеждение по этому вопросу таково, что исключительно одна внешняя культура не может удовлетворить духовных потребностей человека: у него всегда остается потребность в Боге». Нам сегодня такие слова кажутся абсолютно невинными, но тогда любое упоминание о духовных понятиях приравнивалось к противлению властям.

Поводом для последнего в жизни митрополита ареста послужил самый главный христианский праздник - Пасха.

Пасха 1935 года совпала с днем нового пролетарского праздника - 1 мая.

Закончилось Богослужение, которое вел сам митрополит Евгений. Выходившие из храма сотни православных невольно «отвлекли граждан от участия в первомайской демонстрации». Более того, по свидетельству очевидцев, сам Владыка, собираясь после службы домой, не стал ждать, пока рассеются демонстранты, а сел на поданную ему лошадь и поехал по улицам в клобуке домой. В ответ на советы доброжелателей обождать, чтобы не привлечь к себе внимания, митрополит Евгений заметил: «Что нам бояться… Надо Бога бояться». Наблюдая его выразительную фигуру на лошади, пересекающую толпу демонстрантов, пролетарское руководство восприняло это как вызов на свой счет, прокомментировав: «Пропустите, пропустите его. Мы его наградим».

«Награда» не заставила себя ждать: арест Владыки последовал буквально через день - 3 мая 1935 года. Преосвященного Евгения приговорили к трем годам лагерей и направили в исправительно-трудовой лагерь (КАРЛАГ), где пришлось заниматься сельхозработами, а зимой заготовкой льда. Все работы он выполнял добросовестно и в полном объеме, как и засвидетельствовано в "Деле Митрополита Зернова".

Отбывая наказание, Владыка по-прежнему оставался проповедником и духовным наставником теперь уже для заключенных. Такое положение вещей конечно же не устраивало лагерное начальство. Когда настал печально известный 1937 год, "за организованную антисоветскую деятельность в местах заключения" постановлением тройки НКВД по Карагандинской области от 20 сентября, митрополит Евгений был приговорен к расстрелу. Свой приговор чекисты исполнили сразу же: 20 сентября 1937 года митрополит Евгений (Зернов) был расстрелян.


На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года

Преосвященный Евгений по предоставленным из Алма-Атинской епархии материалам

был канонизирован как мученик и исповедник Русской Православной Церкви.

20 сентября - день памяти священномученика Евгения для всех Православных христиан.

У всякого Евгения и Евгении есть святой заступник - священномученик Евгений (Зернов).

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 2648

метки: Евгений (Зернов), Архиепископ Приамурский, Благовещенск.


Поделиться:

Каких владык помнит наша амурская земля! Спасибо Ольга! Твоими стараниями, люди будут знать о святых что служили в Благовещенских храмах и окормляли наших предков.Достойны ли мы такого счастья?..

--
благовещенск

Вставка картинок временно доступна только через сторонние сервисы (последняя кнопка в редакторе), например radikal.ru.
После загрузки на сторонний сервис вставляйте на форум только ссылку на картинку, никаких кодов (если вы пользуетесь не bb-редактором).


Ольга Тур
моя тема - Благовещенск

Что сказать о себе? Интересная работа, муж, сын, невестка, внук Санька, вера Православная и любовь к своему городу. Я живу в нем почти 30 лет. Люблю его вне зависимости от властей и политики, от ухоженности и удобств. Люблю эти прямые улицы и синее-синее небо. Люблю простор между двумя реками. Люблю нашу погоду и природу. Люблю людей нашего города. Смотрю в их лица радостные и хмурые, серьёзные и беззаботные - мы все такие разные. Но город - это мы. Тема моего блога - Благовещенск. Его улицы, храмы, люди. Его прошлое и настоящее.

отправить личное сообщение блогеру
Топ авторов за 7 дней все блогеры
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

Просмотров: 517

Петр Глазунов

директор мебельного ателье

Просмотров: 286

Святослав Шевченко

cвященник и видеоблогер

Просмотров: 232

Игорь Волобуев

юрист

Просмотров: 227

Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

Просмотров: 188

Авторы блогов все блогеры
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

вчера, 15:06
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

вчера, 14:00
Юрий Сергеев
вчера, 13:08
Светослав Ильиных

журналист

вчера, 10:06
Святослав Шевченко

cвященник и видеоблогер

23 января, 14:38
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

23 января, 14:32
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

22 января, 13:57
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

22 января, 11:45
Игорь Волобуев

юрист

18 января, 20:58
Евгений Волков

юрист-идеалист

15 января, 19:42
Людмила Сузун

фермер-пиарщик

9 января, 12:07
Борис Белобородов

предприниматель

8 января, 21:34
Владимир Трухин

любитель истории

3 января, 23:01
Даниил  Башмаков

Коллекционер, Краевед, Кладоискатель.

1 января, 16:31
Цифровой Криминалист
25 декабря 2019, 12:03
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора, при учёте ограничений, установленных настоящими Правилами. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия и премодерации администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь, достоинство и деловую репутацию физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы Российской Федерации и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. Не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, являющихся предвыборной агитацией, политической рекламой/антирекламой.

  8. В период проведения избирательной кампании по выборам (вне зависимости от территории проведения) не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, содержащих любое указание на наименование, символику, действия (бездействия) избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, содержащих любое указание на персональные данные, изображения, действия (бездействия) выдвинутых кандидатов, проведение/опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с проводимыми выборами.

  9. В случае однократного нарушения Автором положений настоящего пункта, Администрация сайта www.amur.info производит блокировку блога Автора до дня окончания соответствующей избирательной кампании.

  10. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  11. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием блогов и размещаемых к ним комментариев, в том числе в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  12. Осуществление контроля со стороны Администрации сайта www.amur.info предполагает возможность без направления какого-либо уведомления удаления сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, редактирования сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, блокировки блога в случае неоднократного нарушения Автором положений настоящих Правил.

  13. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  14. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  15. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  16. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  17. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  18. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на Форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.