19 июня, 19:02

Татьяна Телюк. "Листая страницы памяти"

Альманах «Зелёная лампа. Благовещенск. Мой город. Моя история.» живёт своей жизнью. Он уже принадлежит тем, кто его приобрёл, полюбил. Тираж небольшой. И не все смогут его прочесть. В него вложено много души. Не только моей, но и тех, кто его делал. Низкий поклон всем. Авторы сделали его удивительно полезным, нужным, востребованным. И я решила, что будет правильно, если я поделюсь некоторыми статьями и материалами из альманаха. 320 страниц. 58 авторов. Уникальное издание. Это отметила и Хопатько Виктория Андреевна, начальник управления культуры администрации города Благовещенска. И Андрей Забияко, профессор, доктор философских наук.

Сегодня мне хочется предложить вам, друзья, замечательный материал. С первых строк он погружает в атмосферу того времени, когда Благовещенск был еще совсем молодым. Работая над альманахом, я поняла, что, практически, ничего не знаю о городе. И понимаю, что таких, как я – много.

Поэтому и нашу творческую гостиную «Зелёная лампа Амура» открывает Татьяна Николаевна Телюк! (Первая встреча в гостиной состоится 29 июня 2019 года.https://leader-id.ru/event/23170/ (Регистрируйтесь, друзья, ждём вас!)

Как может человек называть себя писателем или поэтом, не зная истории своей малой Родины? И, думаю, я права. Вот, поэтому, обратилась именно к Татьяне Николаевне, знатоку истории, краеведу, редактору. Издательство «Амурская ярмарка» тщательно и скрупулёзно относится к истории Благовещенска. И литература издательства посвящена нашему городу, его истории.

Сегодня я с удовольствием начинаю знакомить вас с работами авторов, помещённых в альманахе "Благовещенск. Мой город. Моя история", именно со статьи Т.Н.Телюк «Листая страницы памяти».

Об авторе:

Телюк Татьяна Николаевна. Кандидат философских наук. Родилась в г. Белогорске. Окончила историко-филологический факультет БГПИ, аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина. Работала в БГПИ, БФ МАП преподавателем, доцентом, зав. кафедрой, в АО «Амурская ярмарка». Автор более 40 научных статей и краеведческих публикаций. Член редакционной коллегии, автор, соавтор, составитель краеведческих изданий Амурской ярмарки. Лауреат премии губернатора Амурской области в области литературы и искусства (в коллективе авторов, 2010).

Татьяна Телюк

Листая страницы памяти.

Каким был Благовещенск в далеком прошлом? Какими были его нравы, образ, характер?

Образ города может быть представлен в книгах, картинах, фотографиях, но сам город гораздо сложнее, многограннее этих образов. На первый взгляд, картины и фотографии выражают неуловимую прелесть его живой истории, передают ритмику городской жизни: шум и суету улиц, гомон толпы, движение транспорта, но впечатление от этого никогда не будет полным. На полотнах и фотографиях мы обречены видеть только изображение, но никогда не будем находиться в нём и, более того, не сможем раскрыть тайну запечатленных мастерами мгновений. В лучшем случае, домыслим или «дорисуем» изображение.

В свою очередь, книги нередко предлагают читателю зрительные и словесные портреты города, составляющие его невыразимую, почти неуловимую прелесть, и образы его жителей, действующих по-разному в многократно повторяющихся ситуациях. Тем самым происходит прикосновение к реальной жизни, наполненной множеством деталей и нюансов. У нас появляется возможность встроиться в повествование и стать сопричастным к тому, что разворачивается в произведении. Мы можем пережить эмоции, настроения, впечатления писателя-очевидца жизни города, схватившего сценки его повседневной жизни или его облика, почувствовавшего его «аромат».

Такими воспоминаниями с нами могут поделиться путешественники (в числе которых были священнослужители, писатели, военные, чиновники, ученые, предприниматели), посетившие Благовещенск в конце XIX – начале XX вв. Талантливые и наблюдательные, открытые и сдержанные – они оставили бесценные свидетельства о нашем городе. *

__________________________________________________________

*В двухтомнике «История Благовещенска. 1856-1917», изданном Амурской ярмаркой в 2009 г., представлены 74 свидетельства, воспоминания о старом Благовещенске, сохранившиеся в дореволюционных изданиях (см.: Т. 2, гл. 9, с. 5-323). В данном очерке приводятся отрывки из воспоминаний путешественников, посетивших Благовещенск в разные годы: В.Л. Дедлов (Кигн) – писатель, публицист, критик, автор нескольких сборников рассказов и путевых очерков, побывал в Благовещенске в июле-августе 1897 г., издал книгу «Панорама Сибири. Путевые заметки. СПб., 1900 г.; В.П. Врадий – зоолог, этнограф, востоковед, ботаник, посетил Благовещенск в конце 1899 г., издал книгу «Географический, этнографический и экономический очерк Амурской области». СПб., 1908 г.; Ф.Э. Кларк – известный американский евангелист, основатель Общества Молодых людей христианского Усилия, сделал в конце июля 1900 г. короткую остановку в Благовещенске, написал приключенческую повесть «Великая Сибирская железная дорога. Что я увидел во время поездки», издана во Владивостоке, 2016 г.; А.А. Кауфман – известный русский экономист и статистик, доктор наук, автор многочисленных научных и научно-популярных трудов, исследовал Сибирь и Дальний Восток, побывал в Благовещенске летом 1901 г., издал книгу «По новым местам (очерки и путевые заметки). 1901-1903. СПБ., 1905 г.; В.Ф. Семенов – сибирский ботаник, крупный ученый, участник многих научных экспедиций, в июне-июле 1908 г. неоднократно бывал в Благовещенске, в АОКМ им. Г.С. Новикова-Даурского хранится его рукописный дневник «По Амуру – лето 1908 года»; Г.Т. Муров (Гантимуров) – первый писатель-эвенк, этнограф, путешествовал по Амуру, жил в Благовещенске в течение 9 дней, написал известное произведение «По русскому Дальнему Востоку. Их жизнь и нравы. Дневник странника». Т.1. М., 1910 г.

Путешественники прибывали в Благовещенск, как правило, утром. И день для них начинался в чужом городе как будто бы с чистого листа. Отсюда свежесть впечатлений, не замутненных предыдущим опытом общения с ним. И вот уже составляется первое, пусть общее, но зачастую довольно верное представление о городе:

«4-го августа. В 8 часов утра мы проснулись в Благовещенске. Пароход уже причалил к пристани. На левом, плоском берегу стоял Благовещенск, с борта парохода представлявшийся большим и солидным городом. Видны были несколько куполов, вдоль набережной протянулись каменные двухэтажные дома, у пристаней – десяток-другой пароходов и много барж. Видна зелень садов. Вдали подымаются две-три фабричные трубы. Еще дальше – плоские глинистые высоты». (В.Л. Дедлов)

«3.VI.08. Благовещенск. 5 утра. Собираюсь в город... Набережная – природная: галька, пыль. Только около дамбы есть что-то вроде искусственной деревянной набережной, да несколько деревянных лестниц ведут на верх. Зато по верх наставлено множество столбов – «причалов» для закрепления канатов. Действительно: пароходов масса, почти все заднеколесные, всюду тянутся проволочные цинковые канаты; народ переселенцы, китайцы, матросы и люди «без определенных занятий». Пароходные пристани тянутся вдоль всей верхней (по течению) половины берега, занятого городом. Город невозможно пыльный, не мощены даже главные улицы. Против пристаней – по набережной – бульвар, попечение о котором «вверяется публике». Плохо она пеклась!..». (В.Ф. Семенов)

Впервые оказавшись в Благовещенске, путешественники (среди них было немало и иностранцев) невольно начинали его сравнивать, искать сходство или отличие с другими, им известными, местами:

«Благовещенск – сибирский юг, похожий на русский степной приднепровский юг, на Екатеринослав или Кременчуг…Улицы Благовещенска очень широки и правильны, как и во всех русских новых городах; также они и не мощены, в сухую пору песчаны и пыльны, а в дождь грязны. Дома, к окраинам, деревянные, одноэтажные, с садиками; главная улица каменная. Главная улица говорит, что Благовещенск не шутка-город. Дома солидные и красивые, магазины богатые, с зеркальными окнами, с франтоватыми господами, вместо обыкновенных приказчиков». (В.Л. Дедлов)

«Благовещенск носит совершенно своеобразную физиономию и не похож ни на один из других русских городов. Это – город золотопромышленников. Вообще все в Благовещенске своеобразно, начиная с внешнего вида самого города, с широкими и длинными улицами и кончая его внутренней замкнутой жизнью, где с одной стороны сосредоточено сектантство, а с другой – сравнительно легкий и быстрый заработок, благодаря близости золотопромышленных центров Амурской области». (В.П. Врадий)

«Благовещенск на этом названии может сломать язык, кто угодно, кроме русских в сердце диких ле­сов восточной Сибири никак не ожидаешь найти такой город… Это естественная столица обширной области величиной с Новую Англию со шта­тами Нью-Йорк, Пенсильвания и Нью-Джерси впридачу. Это город с населением почти в сорок тысяч жите­лей, с широкими улицами, кварталами ведущих банков и магазинов столь же красивыми, как в Портленде, шт. Мэн, или Портленде, шт. Орегон, или любом из меньших городов Союза; с очень комфортабельными го­стиницами и, по крайней мере, с пятью очень красивы­ми церквями». (Ф.Э. Кларк)

«Благовещенск – город, растущий почти с американскою быстротой. По переписи 1897 года в Благовещенске числилось 32 000 жителей; теперь, в 1901 году, их более 45 000 и, следовательно, за четыре года население возросло приблизительно на 50%. «Благовещенск, – говорил мне один из старожилов края, крупный коммерсант, американец, – это не то, что Хабаровск или Владивосток; те живы только, пока казна дает деньги, а Благовещенск – единственный город на Амуре, который сам себя содержит, который играет самостоятельную экономическую роль»». (А.А. Кауфман)

Знакомство путешественников с городом могло быть кратковременным (день-два) или довольно длительным (неделя-две), что, несомненно, сказывалось на их восприятии города. Первые отмечали стереотипный образ города, включавщий краткий перечень основных достопримечательностей, другие постепенно вживались в атмосферу города, подмечали его нравы, обычаи, привычки. На страницах своих книг они рисовали живой портрет Благовещенска, состоящий из разных частных фактов и свидетельств. В итоге, визуальный образ города предстает перед нами в виде калейдоскопа, где сменяются их каждодневные наблюдения, мелькают десятки картин и действий. Вместе с автором мы знакомимся с городом, оказываемся в суете его площадей, в толкотне рынков и базаров, любуемся захватывающими или унылыми видами его природных красот, присутствуем на службах в церкви, становимся участниками происходящих событий, посещаем сопредельную страну, до которой рукой подать.

«Случилось так, что на следующий день после нашего прибытия в Благовещенск был день рождения импера­тора, и во всем городе царило праздничное настроение. Но, казалось, что к радостям здесь относились серьезно, если не печально - как говорят об англичанах. Развевалось несколько флагов, были открыты церкви, а магазины закрыты, и общий дух важности снизошел на город… Главный интерес того дня, что мы провели в Благовещенске, составили церкви, особенно синяя с зеленым военная церковь. Здесь служили торжествен­ную обедню в честь императора. Церковь была заполне­на солдатами и крестьянами, все они выглядели очень набожными и серьезными. Старые крестьянки входили и - хоть там едва хватало места, чтобы стоять - рас­стилали свои ситцевые платки на полу, становились на них на колени, касались своими сединами пола, затем вставали и от всей души присоединялись к службе. Вел её, в основном, священник в прекрасном одеянии из золотой ткани, который великолепным басом пропевал богослужебные тексты так, как я никогда не слыхи­вал раньше. Сладостные голоса хора мальчиков вторили священнику, и вся паства благоговейно, однако зычно подхватывала… Никогда - ни в одной церкви, ни в одном храме, ни в христианстве, ни в язычестве - я не видел настолько роскошных одеяний и настолько величавой службы». (Ф.Э. Кларк)

«…в современном Благовещенске, жизнь кипит ключом, и эта кипучая жизнь имеет своим последствием совершенно своеобразный склад хозяйственного быта благовещенского населения. В Благовещенске все дорого, – дешевы только деньги: «здесь рубль нипочем», говорит переселенец или чернорабочий»; «У нас сто рублей не деньги», – слышите вы на каждом шагу от благовещенского интеллигента». (А.А. Кауфман)

«13.VII.08. Забыл записать под вчерашним числом: после переселения на пароход решил побывать в китайском городе Сахаляне, расположенном на правом берегу Амура против верхней (считая по течению Амура) части Благовещенска. Переехать можно на перевозе пароходом и на лодке... Часть города, выходящая на берег Амура, состоит исключительно из новых деревянных построек, типа русских базарных балаганов и дощатых домиков, с тесовыми крышами. На каждой постройке вывеска: «Ресторан Пятигорск», «Трактир Кавказ», «Японская харчевня», «Трактир загородное свидание» и т.п. Чаще же: «Торговля вином и спиртом», «Вина Торговля». Всюду на выставке, на всех полках – жестянки (в пять бутылей) со спиртом, бутылки с русскими и заграничными винами, водками, наливками, коньяками. Торговцы в этих «Вина торговлях» почти все евреи и кавказцы… Пьют же главным образом русские, приезжающие сюда особенно в большом количестве по праздникам. Едут же сюда не столько за тем, чтобы здесь напиться, а чтобы купить дешевого (здесь нет акцизы) вина или какого-либо другого (спирт. напитка) и привезти контрабандой в Благовещенск. Привозят массу…». (В.Ф. Семенов)

Очень часто путешественники – непосредственные очевидцы и участники текущих событий. Их слова не просто важный источник реальных сведений о старом городе – сведений, несомненно, достоверных. Они как бы открывают нам окна и двери в город, в его историческое пространство и время, отстоящие от нас более чем на сто лет.

«28 марта, 6 часов утра. Сижу у окна и наблюдаю пробуждение городской жизни. Вон бабы и мужики, с заспанными физиями кое-где отворяют окны домиков. Раздается свирель пастуха, и почти из каждого двора выгоняют коров. В полчаса их набирается громадное стадо. Пастух угнал свое стадо, и улицы пока опустели.

7 часов. Идут дамы-хозяйки на рынок. Туда же спешат бабы с корзинками, по-видимому, прислуга. Чрез полчаса или час они проходят обратно.

8 часов утра. Проходят мужчины в фуражках, с кокардами и в шляпах, дети-ученики и ученицы, с сумками и с книжками. Первые на службу, в канцелярии или в магазины, последние в школы. Впрочем, тех, других и третьих немного. Являются маньчжуры с корзинами на коромыслах. «Луккка»… «Луккка»… горландят они. Кое-где их останавливают и покупают... Проезжают шагом крестьяне по направлению к рынку. Немногочисленные кокардники продолжают шагать по улицам. Теперь идут уже солидные, с портфелями и с брюшками... Проходят другие маньчжуры с такими корзинами, как и первые.

«Ардис»… «Ардис»… «Лыба»… «Лыба»… горландят они, проходя мимо.

…После девяти часов жизнь замирает. Ходят мимо только одни маньчжуры со своей ношей, да бабы с бельем на реку или с реки.

После двух часов пополудни появляются ученики и ученицы из школ. После трех часов идут обратно кокардники, теперь уже по домам. Мужики проезжают обратно с рынка. После 5 часов у ворот каждого дома, на скамейках рассаживаются обыватели и обывательницы, с кедровыми орехами. В 6 час. является скот, в 8 час. запираются ставни окон, а после 9 жизнь замирает. Впрочем, кое-где она продолжается до полуночи. Например, в кабаках, в домах терпимости. (Г.Т. Муров)

И действительно, старый город реален: он полон жизни, но не лишен и изъянов; он неспешен, но в нем немало трудностей и противоречий, которые иногда поддерживают, но нередко и нарушают привычный уклад жизни обывателей, вносят определенный дискомфорт в городскую повседневность.

«Благовещенск – живой город, но сноситься из него с остальным миром весьма затруднительно. Когда нет по Амуру ни ледяной, ни водной дороги, к услугам путешественников и почты остается на протяжении более двух тысяч верст вьючная тропа. Почта и телеграф Сибири вообще, а Дальнего Востока, в особенности, нечто весьма капризное. Большую часть года они совсем не работают. Телеграф то горит от палов, то тонет в наводнениях; а почему вдруг перестает ходить почта, я уж и не понимаю. Телеграммы северного агентства от 12-го июля я читал в Благовещенске тридцать первого июля, номер иркутского «Восточного обозрения» от 16-го июля попал в руки благовещенских его подписчиков только 12-го августа; московские газеты достигали берегов Амура чрез месяц и десять дней». (В.Л. Дедлов)

«Жизнь в Благовещенске, сравнительно с другими сибирскими городами, довольно дорога. Из продуктов очень дорого молоко, которого трудно даже достать. Довольствуются жители и приезжие молочными консервами американского и английского происхождения. Очень дороги в городе типографии, а соответственно тому и книги, изданные в этом городе». (В.П. Врадий)

«Кстати, о Благовещенске несколько заметок. Город, на российский масштаб, очень приличный: широкие, прямые улицы, не мощенные, в сухое время пыльные, в дожди – довольно грязные; домов каменных довольно, есть прекрасные, как, например, «Чурин и К», «Кунст и Альберс» – с превосходными, чисто столичными магазинами, гостиница «Россия» и др. Магазинов много, главным образом по Большой улице. Видел два базара. Есть каменные корпуса. Телефон и электрическое освещение, хотя, пока очень слабое, мало фонарей. Много извозчиков, все – рессорные пролетки, очень много на резиновых шинах… Много ломовых извозчиков. Велосипеды. Автомобилей не видел. Тротуары деревянные, плохи. Садов общественных – мало, неважные. Особенно плох бульвар на берегу Амура: тополь и черная береза, полузасохшие, тени никакой… Здания гимназий (мужской и женской) старые. Для мужской строится новое, очень большое». (В.Ф. Семенов)

Писатель-путешественник нередко предлагает нам более соответствующее действительности соотношение положительного и отрицательного в образе, характере города. Он сетует на некоторые негативные стороны жизни в нем, вскрывает контрасты (природные и климатические, межличностные и социальные, культурные и обывательские), оценивает действия властей вместе с горожанами, вступает с ними в серьезные разговоры.

«Налюбовавшись вдоволь благоустройством, порядком и богатыми зданиями благовещенских купцов и золотопромышленников, я отправился далее. Обогнув квартал амурских крезов, очутился в совершенно другом мире.

Предо мною улица широкая и длинная, окаймленная двумя рядами весьма невзрачных домиков. Они старые, одноэтажные, словно погружённые в землю до небольших окон со ставнями, почерневшие от времени и погоды, с завалинками... Эти избушки резкий контраст с домами, которыми я только что любовался. Некоторые из этих домишек покосились, другие с крышами покрытыми мхом, третьи вместо стекол имеют в окнах березовую кору, с маленькими осколками стекол. Большая часть этих избушек и лачужек в три окна, а некоторые и в два и даже в одно. Весьма немного в четыре и больше окон. Такой же старый и заплотник. Большая часть столбов - с подпорками... Ворота незатейливые, деревенские в уровень с заплотом. Перед некоторыми домами тротуар, перед другими же дощечки, обляпанные грязью, перед третьими же ни того, ни другого. Около ворот злющие собаки... Во дворах их еще больше...

Во всю улицу в ширину и в длину – озеро. Около берегов его наслаждаются несколько пар свиней, испуская зловоние. В других местах этого городского громадного пруда плещутся гуси и стаи уток... Кое-где, неподвижно уставив морды в поверхность воды, как вкопанные, стоят коровы. Около их топчутся бычки... Тут же несколько лошадок... Около одного дома тротуар, а далее вместо него одна доска. Сажени три, четыре и той не стало... Приходится шагать по грязи... Наконец, я дошел до такого места, где и ходить нельзя, а нужно плыть... Озеро в этом месте доходит до самых заплотов…

А отчего грязны ваши улицы? Почему городская хозяюшка не заботится об осушении их? Говорят уличные озера – постоянная принадлежность города? – просил я своего нового знакомого.

Если б были только грязь и постоянные озера по улицам – так это полгоря. А главное страдает и портится имущество наших горожан – вот что. Редкие из них не жалуются на воду. Заливаются подвалы, подполья и полы низких зданий… Впрочем, один из наших членов подал проект, как поднять уровень поверхности города.

Как же?

А очень просто. Валить по улицам и площадям нечистоты и назем. Конечно, это унавоживание весьма вредно. Тем не менее, некоторые из жителей только благодаря этому избавились от озер против своих домов. Конечно не в год, и не в два, а в 30, 40 лет непрерывно валили назем и нечистоты в одно место.

А сколько город тратит сумм на улучшение?

С 1891 по 1900 гг. истрачено всего на устройство улиц и мостов 102 928 р. 45 к. да на санитаров за то же время 171 548 р. 84 к. Умеючи можно было бы многое сделать для города на эти деньги. К несчастью, мы малокультурны и ненаходчивы. Эти суммы на улучшение улиц и мостов – ушли в карманы горожан и нашего брата – члена управы. А про господ санитаров и говорить нечего. Всю эту громадную сумму 171 548 р. подарили им даром. Потому – дворы не очищаются, сортиры тож, канавы так вечно и стоят с гадостью и с водой. Санитары не оказали городу в течение этого времени ни малейшего содействия, ни словом, ни делом, к устранению антигигиенических условий…

По словам моего хорошего знакомого, старинного члена управы, прекрасно знающего все прошлое ее: «Несмотря на это крупное ассигнование в течение этого времени - в городе ничего не исправлено и никаких крупных улучшений не имеется». Некрупные же нововведения, по улучшению городских улиц, хотя и были устроены, но не в большом количестве. Например, выкопано в течение этого времени несколько канав по длине улиц, сделаны кое-где тротуары, делали попытки засыпать вечные озера на улицах города, соорудили два-три мостика, меньше сажени ширины, кое-где поставили тумбочки, перильцы и т.д.

Это улучшение в настоящее время в следующем положении. Канавы не глубокие, в пол-аршина глубины и в аршин ширины уже засорены нечистотами и постоянно наполнены водою. Вода испаряясь возобновляется новой, а нечистоты, дополняемые свежими, гниют... Эти канавы никогда не чистятся... На мой вопрос, почему не выкопали сразу большие канавы с истоком в реку, чтоб не оставались в них воды и нечистоты, мой знакомый отвечал следующее.

Ведь дело не в канавах, а в барышах. Если стали бы делать на отпускаемые две-три тысячи в год как следует, чтоб не повторять этого в одном и том же месте каждый год, тогда эти авансы расходовались бы все без остатка. А этого-то избегали и избегают, стараясь на все улучшение улиц и проч. израсходовать – много-много одну десятую часть отпущенного аванса. В расходном же отчете показывали и показывают всю полученную сумму...

Как же это удается? – спросил я.

А очень просто... Например, члену управы О. поручено сделать необходимое улучшение улиц. Для этого отпущено тысяч 5. Исполняет он это следующим порядком. У него четыре лошади, да два работника. Вот он и велит им возить хрящ на такую-то улицу, на один квадратный аршин по одному маленькому возику. Покроет мало-мало тонким слоем часть улицы и просит, кого следует освидетельствовать тотчас же (и оно по обыкновению не откладывается, потому что просит «свой человек»)... Если на другой день состоится это освидетельствование, то чрез неделю или полторы обыкновенно этого тонкого слоя хряща уже не существует, так как он уже осядет и почвенная грязная вода покроет его...

Покрыв условленные две-три улицы недели на полторы, на две тонким слоем хряща, гласный пишет отчет о расходе отпущенного аванса. К отчету прилагаются подлинные расписки возчиков. Писаны они все работником члена управы (подрядчиком тож по улучшению улиц) поселенцем… Последний об этом рассказывает так. Живет он работником у него, с товарищем, значить, вдвоем, третий год. Каждое лето возят на городские улицы хрящ. Особая плата за это не полагается им, так как они, как годовые работники, обязаны делать за известную выговоренную в контракте плату все, что велит им хозяин. Таким порядком, из числа отпущенного аванса, например, в количестве 5000 р., не расходуется ни одного рубля, и весь этот куш остается целехонек в кармане у предпринимателя-подрядчика». (Г.Т. Муров)

С точки зрения людей, живущих в XXI веке, старый Благовещенск – это исчезающий или уже исчезнувший мир, но сохраненный в воспоминаниях путешественников, он оживает на глазах, отражает те же тайны человеческих взаимоотношений и те же противоречия между добром и злом, с которыми мы сталкиваемся и сегодня. Этот город наводит на размышления. Мы оказываемся там, внутри города, рядом с теми, кто проходил по его улицам (по многим из них мы ходим и сегодня), заглядывал в магазины (здания которых украшают современный Благовещенск), торговался на базаре (как нередко торгуемся и мы), вслушивался в разговоры обывателей (подчас кажется, что они говорят на другом языке), встречал горожан (часто со знакомыми нам фамилиями), бродил по пыльной набережной, любуясь Амуром (и сегодня это любимое место отдыха горожан).

Все так близко в историческом пространстве… Словно на время погружаешься в совершенно другой мир, но он чем-то неуловимо близок. И воспоминания писателя-любопытного человека становятся увлекательным путешествием в прошлое родного города.

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека».

(Фото из статьи. Главная торговая улица Благовещенска)

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 221

метки: .


Поделиться:

Галина Леонидовна, советую Вашим читателям заказать себе печать этого сборника. Читать с экрана такие душевные материалы - совсем не то. Когда его держишь в руках, то чтение просто затягивает. Он такой пухлый, такой богатый историями о Благовещенске, что мне очень нравится не читать его с первой страницы, а пролистывать его то вперед, то назад и всякий раз натыкаться удивляться встречая на его страницах то знакомые фамилии авторов, то известных героев публикаций. Разнообразие материалов просто захватывает! Поэтому если есть неотложные дела, то лучше сборник не брать в руки, оторваться трудно))

--
Ольга Кухаренко

Галина Леонидовна, советую Вашим читателям заказать себе печать этого сборника. Читать с экрана такие душевные материалы - совсем не то. Когда его держишь в руках, то чтение просто затягивает. Он такой пухлый, такой богатый историями о Благовещенске, что мне очень нравится не читать его с первой страницы, а пролистывать его то вперед, то назад и всякий раз натыкаться удивляться встречая на его страницах то знакомые фамилии авторов, то известных героев публикаций. Разнообразие материалов просто захватывает! Поэтому если есть неотложные дела, то лучше сборник не брать в руки, оторваться трудно))

Ольга Николаевна, спасибо за отзыв. Да, альманах получился. И это не только моя заслуга. В первую очередь я безмерно благодарна авторам, доверившим нам свои работы.Их пятьдесят восемь. Редакционной коллегии, принимавшей участие в его создании: Лецику В.Г., Телюк Т.Н., Сасиму И.М., Сасим Е.В., Курако А.Л. Издательству "Царское Слово", сформировавшему альманах, создавшему обложку альманаха, издательству "Одеон", выпустившему его. Спонсорам, которые помогли его издать. Их было несколько человек, но они поддержали немного альманах на первых порах, дали жизнь нашему журналу. Вложены в него и немалые личные средства. Вот такая большая команда воплотила мою идею в жизнь. Конечно, заказать печать можно. И это будет сделано только с моего согласия и разрешения. Но это дорого. Всё зависит от тиража. Значит, он так и останется в том же количестве, что вышел. Если не найдется хороший спонсор. Я постараюсь как можно больше статей выложить в блог. И это я делаю с согласия авторов. Ольга, ваши материалы на очереди, если вы разрешите их сюда поместить. Уникальные, интересные статьи. Спасибо Вам!

--

Ольга, ваши материалы на очереди, если вы разрешите их сюда поместить. Уникальные, интересные статьи. Спасибо Вам!

Да, конечно! Только они не "мои" :-) Я только перевела, а одну из публикаций посто нашла случайно, и с тех пор, как вышла книга в конце 19 века на древне-русском, ее больше никто не переиздавал.

--
Ольга Кухаренко

Ольга, ваши материалы на очереди, если вы разрешите их сюда поместить. Уникальные, интересные статьи. Спасибо Вам!

Да, конечно! Только они не "мои" :-) Я только перевела, а одну из публикаций посто нашла случайно, и с тех пор, как вышла книга в конце 19 века на древне-русском, ее больше никто не переиздавал.

Спасибо! Это очень интересно! Редкий материал!

--

В БГПИ пусть конспекты пишут сочинения как и по материяалам амур-инфо..тут до дыр всё засмотрели уже. Ещё одно собрание блоггеров - пусть уполномочат гл редактором. Вопросов и не останется ни у кого. Галине присущ стиль Благовещенска, характерная фразеология, дух можно сказать. По сути просто оформление уже написанного.

--

Вставка картинок временно доступна только через сторонние сервисы (последняя кнопка в редакторе), например radikal.ru.
После загрузки на сторонний сервис вставляйте на форум только ссылку на картинку, никаких кодов (если вы пользуетесь не bb-редактором).


Галина Одинцова
Оптимистка. Иногда...

Пишу о том, что волнует, радует, впечатляет и не оставляет равнодушной. Мне интересно жить. И я люблю ее, эту короткую, но полную разных неожиданностей - Жизнь.

отправить личное сообщение блогеру
Топ авторов за 7 дней все блогеры
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

Просмотров: 2183

Игорь Волобуев

юрист

Просмотров: 935

Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

Просмотров: 436

Цифровой Криминалист

Просмотров: 376

Сергей  Труш

Депутат Законодательного собрания Амурской области (ЛДПР), заместитель председателя фракции.

Просмотров: 346

Авторы блогов все блогеры
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

сегодня, 14:21
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

вчера, 22:25
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

вчера, 11:16
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

вчера, 08:43
Сергей  Труш

Депутат Законодательного собрания Амурской области (ЛДПР), заместитель председателя фракции.

20 сентября, 11:54
Светослав Ильиных

журналист

20 сентября, 10:56
Цифровой Криминалист
17 сентября, 15:57
Игорь Волобуев

юрист

16 сентября, 21:06
Андрей Ягелло

финансист

16 сентября, 20:47
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

13 сентября, 12:30
Наталья Калинина

политический хулиган

9 сентября, 23:46
Людмила Сузун

фермер-пиарщик

30 августа, 10:16
Антон Черноок
23 августа, 13:18
Светлана Казачинская

не только синоптик

28 июля, 18:37
Алексей Копер

Фотограф-любитель

20 июля, 12:53
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора, при учёте ограничений, установленных настоящими Правилами. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия и премодерации администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь, достоинство и деловую репутацию физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы Российской Федерации и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. Не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, являющихся предвыборной агитацией, политической рекламой/антирекламой.

  8. В период проведения избирательной кампании по выборам (вне зависимости от территории проведения) не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, содержащих любое указание на наименование, символику, действия (бездействия) избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, содержащих любое указание на персональные данные, изображения, действия (бездействия) выдвинутых кандидатов, проведение/опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с проводимыми выборами.

  9. В случае однократного нарушения Автором положений настоящего пункта, Администрация сайта www.amur.info производит блокировку блога Автора до дня окончания соответствующей избирательной кампании.

  10. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  11. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием блогов и размещаемых к ним комментариев, в том числе в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  12. Осуществление контроля со стороны Администрации сайта www.amur.info предполагает возможность без направления какого-либо уведомления удаления сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, редактирования сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, блокировки блога в случае неоднократного нарушения Автором положений настоящих Правил.

  13. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  14. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  15. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  16. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  17. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  18. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на Форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.