12 августа 2010, 13:19

Донатас Банионис: «Шекспир ушел, а цирк остался...»

Большой артист о трюках и сути, о России и прощении

Вильнюс ласкала прибалтийская прохлада. В небольшом кабинете все стены были увешаны фотографиями, портретами и картинами. Почти на всех этих застывших фрагментах жизни был еще молодой и полный сил Донатас.

А журнальный столик утопал в упаковках лекарств, на диване сидел седой хозяин квартиры. Он говорил как стрелял: резко, четко и без повторов.

«Меня называли просоветским..»

Вы знаете, я дал себе слово, что больше интервью давать не буду. Хватит. Наговорился в своей жизни. Хочу остаток дней больше молчать и думать. Но вы приехали из России, я сразу отказал Вам, а потом проснулся ночью, и мне стало стыдно. Моя любимая Вия Артмане незадолго до смерти написала духовное завещание, в котором просила крестить ее по православному чину и похоронить на русском кладбище в Риге. Вия так и написала: «В знак благодарности к русскому народу…» Я могу только догадываться, сколько ее дум легло в эти строчки. Так вот и для меня  Россия  много  значит. В Россию часто зовут, но отказываюсь в основном – теперь  стал бояться расстояний , раньше я их не замечал, когда снимали картину «Красная палатка», то мы добрались до Северного Полюса, фильм снимался именно там.

Мне часто говорили, что темперамент у меня какой-то не литовский, непоседливый. Но это просто так вышло, меня много снимали и звали из одной картины в другую.  Поэтому порой приходилось жить в киноэкспедициях, восемьдесят один фильм в моем багаже. А это, поверьте, много. Картина, которая мне принесла известность, бесспорно  – «Никто не хотел умирать». После этого меня стали узнавать и приглашать в другие картины. В фильме «Берегись автомобиля» у меня крошечная роль, но я ей страшно горжусь. Там было великое счастье работать со Смоктуновским. Он был гений. Абсолютный.

В фильме «Никто не хотел умирать» у меня роль председателя сельсовета, некоторые горячие литовские головы меня отчаянно за нее ругали. Дескать, я там такой просоветский. Но в картине показана трагедия литовского крестьянства, когда людей эшелонами увозили в Сибирь.

Я помню сам этот ужас, когда без суда и разбирательств приезжали на хутор и давали два часа на сборы и все. Старух и грудничков грузили в товарные вагоны только за то, что во дворе было две коровы. Так и было. Эти вагоны по три-четыре дня стояли на нашей станции, под охраной автоматчиков оттуда крик стеной стоял. И подойти было нельзя, чтобы кусочек хлеба кинуть. Я все это видел своими глазами.

15–16 июня 1941 года самые большие эшелоны, груженные литовцами, ушли в Сибирь. У меня до сих пор стоит в ушах крик этих людей. Все не могли понять: за что?.. Потом, после распада Союза, во всем стали винить русских – я всегда был против таких высказываний, чем немало врагов нажил в Литве. Понимаете, подлость не имеет национальности, пальцем указывали литовцы, грузили в вагоны русские, украинцы, латыши, а руководил всем этим грузин.  И список этот можно продолжать и продолжать. Народы тут ни при чем. Я, может, сейчас скажу крамолу, которую ваш редактор вырежет, но скажу. Перед войной я жил на хуторе в недалеко от Паневежиса, так люди, ошалев от страха, ждали немцев как освободителей. Это было. Верили, что с приходом немцев прекратятся отправления этих бесконечных эшелонов в Сибирь. Наша семья последний год перед войной жила в землянке, боялись, что увезут. Помню, бабушка от ужаса просто заговариваться стала.

Но фашисты, конечно, не могли быть спасением, об этом потом сказала история всему миру. Но тогда люди верили даже в такое чудо.

Поэтому играть в картине «Никто не хотел умирать» мне было совсем не сложно. Всю эту «лесную» жизнь я пережил собственной кожей.

«В окно смотрю больше чем в зеркало...»

Сейчас, когда мне восемьдесят семь и когда в окно смотрю уже больше, чем в зеркало, я очень много думаю – мне на советскую власть обижаться не за что. Я ведь очень много снимался, не только в отечественном кино, снимался и у германских кинематографистов. Играл роль Бетховена, причем без дубляжа, у меня был просто приличный немецкий язык.

В 1971 году меня не выпускали в Америку, даже не объясняя причины. Не выпускали свои, в Вильнюсе, когда узнали об этом в Москве, то сказали: что за безобразие? И я на месяц улетел в Чикаго. Вот и такая была «рука Москвы» (смеется)

Я же переиграл уйму разведчиков и шпионов, на шпионов проходил буквально с первого дубля, а вот с разведчиками было сложнее. «Ну посмотрите, он совсем не тянет на советского человека…» – говорили товарищи из бессчетных худсоветов.

Я, хоть и прилично говорю по-русски, но избавиться от акцента так и не смог, поэтому в моем случае очень важен был дубляж. Тут я до конца своих дней буду благодарен Александру Демьяненко (Царствие ему Небесное), очень много моих ролей озвучил именно он. И как озвучил! Просто блестяще. Он понимал мою душу и душу моих героев. У Саши это получалось  великолепно – все мои роли, которые он озвучивал, после его прикосновения становились еще лучше.

Тот, кто говорит, что актер – это не мужская профессия, тот просто неумный человек. Как это так? Это профессия для талантливого и очень умного человека. Сегодня профессия мельчает, я так говорю не потому, что мне скоро девяносто лет. Сегодня все стараются больше внимания уделить внешней стороне, все хотят, чтобы было все красиво, но мало задумываются о глубине. Сегодня совсем мало стараются оправдать своей игрой поступки того персонажа, которого играешь. Актер ведь всегда должен быть адвокатом. Очень тонким. А теперь все снаружи и мало что внутри.

Сегодня же больше клоуны в почете. Театр превратился в цирк, а трюк заменил суть. Но сегодня театры с многими поигралками переполнены, публика просто ломится. Значит, это многим интересно, может, я не такой… Устарел. Или не так воспитали.

В театре, как и в жизни, то подъем, то упадок. Станиславский, Чехов раскрыли ведь очень многое. Они принесли то, что в первую очередь необходимо раскрыть внутренний мир человека, а не кривляться. Нужно не делать как артисту на сцене, а необходимо проживать человеческую жизнь.

На меня было много нападок и в прессе и критики: «В театре нужно играть, а  жить нужно в жизни. Вас нужно выгнать из театра…»

На полном серьезе говорили мне. Одна московская критикесса приехала в наш Паневежский театр, с ней чуть истерика не случилась, после того как она посмотрела наш спектакль. Дама кричала: «Театр должен быть театром-м-м, а не хождением по сцене простолюдинов». Помню, я в запале говорил ей: посмотрите в окно, там же только простолюдины, театра там нет…

Образ нужно лепить изнутри, а не снаружи. Где я брал эту глину для лепки? Только из жизни. Театральная школа – это всегда поза, глаза, жест, взгляд, все немножко не так, как в жизни. А я учился только у жизни. Честно говоря, и горжусь этим.

Несколько лет назад мне Путин вручал в Кремле какой-то орден, уже не помню, какой. Но дело не в ордене, когда он меня увидел, то воскликнул : «Вы мой крестный отец. Благодаря Вам я пошел в разведку...» Потом он мне признался,  что в детстве был влюблен в моего Ладейникова из фильма «Мертвый сезон». Так вот, этого разведчика Ладейникова я слепил полностью из консультанта фильма, бывшего офицера КГБ. Все из жизни. Вообще мне Путин симпатичен как человек. Я слежу за его жизнью. Как телезритель слежу.

Скажу, что жизнь в России для меня небезынтересна, я часто смотрю российские новости, люблю канал «Культура». Но новостей позитивных нахожу мало.

На всю жизнь запомнил свой первый приезд в Москву, это была зима 1956 года, мы пошли во МХАТ смотреть «Трех сестер». Там играли Еланская, Тарасова и Степанова. Постановки Немировича-Данченко 1941 года. Это было настоящее потрясение для меня. Я ночь не спал, у меня температура поднялась от нервного перевозбуждения.

«Не предавать совсем не трудно...»

Сейчас вместе со старостью пришла бессонница и много думаю ночами. Недавно вспомнил случай после того, как вышел на экраны фильм «Солярис» и мою работу в этой картине хвалили все – и враги и друзья. Вскорости пришло письмо из Куйбышевской области, в котором одна женщина мне писала так: «Дорогой Банионис, мы Вас очень любим, но больше в такой халтуре, как «Солярис», не снимайтесь никогда...»

Глубокое искусство это не для всех. Хотя с Тарковским работать было очень трудно. Очень! Он был бесконечно глубокий человек, и весь в себе.  Часто не находил слова, чтобы выразить то, что он хочет. Ходит, что-то мыкает, морщится, а ты поди угадай что ему нужно. Мог несколько раз за час подойти и попросить открыть глаза и закрыть и посчитать то до десяти, то до двадцати. Внутри Андрея кипела редкая,  непохожая ни на чью жизнь.   Он, по-моему, сам очень от  этого страдал.

Мне сегодня говорят: как так, что ты всю жизнь прожил с одной женой? Столько ездил, столько было соблазнов? Это совсем не трудно для меня. Любить и не предавать совсем не трудно. Для меня всю жизнь на первом месте было искусство – кино и театр. Все. Все остальные слова и комплименты вызывали только улыбку. Иногда добрую. Иногда ироничную. Художник не доложен быть спутан блядством, интригами и никакой партией. Он должен понимать всех и быть выше всех. У нас в Паневежском театре до 1955 года не было партийной организации. Из-за этого чуть театр не закрыли. Меня уговаривали месяц вступать в КПСС. И я вступил только потому, что обещали закрыть театр, если я не вступлю. Страшно все это было. Тогда ведь на полном серьезе считали, что партия выше правды.

Знаете, что мне сегодня страшно? Что с уходом нашего поколения связь между Россией и Литвой станет слабеть все сильнее и сильнее. Ну как можно не ставить Чехова только потому, что он русский? Он мировой! Чайковский, Станиславский – это фигуры общечеловеческого масштаба. Я даже Максима Горького отношу к мировым гуманистам, а не советским.

Я сегодня веду жизнь пенсионера. Живу даже затворнически. То, что творится на улице, понимаю плохо. Но жизнь что качели – взлеты и падения неизменно идут друг за другом. Большинство спектаклей и сегодняшних сериалов не могу смотреть – там одно кривляние. И никто не терзается над вопросом «быть или не быть».., Шекспир ушел, остались собачки в цирке. Сегодня Гамлета играют в основном те, кто не задает себе этот сакраментальный вопрос, не мучается над ним. Я очень требовательный. Мне даже Гамлет в исполнении Высоцкого был не совсем понятен. Наркотики и алкоголь – это две страшных похоти, они уже разъедали его. Я был очень дружен с Мариной Влади. Как она его любила. Как она за него боролась! Я недавно с ней разговаривал, она без слез не может о нем вспоминать. Но и понять не может, почему он ее предавал на дозу или на водку. Видимо, болезнь сильнее. Порой даже сильнее любви.

Вы понимаете, у меня сегодня уже нет никакой мечты. Может, вам это покажется странным или даже страшным. Живу и все. Уже не осталось никого из друзей. Из тех, с кем я начинал работать в 1941 году, из моей молодости уже никого не осталось. Она вся на погосте. Уже ничего не цепляет в этой жизни. У сына своя жизнь, у внуков  своя. Единственное, о чем мечтаю – еще поездить в Петербург. Этот город мне очень близкий по душе. Я там много снимался. Там столько всего было. Моего и только моего…

Говорят, что в конце жизни нужно все прощать и всех. Наверное, это так. А я вот только Сталина и Гитлера простить не могу. Так вот и уйду без прощения…

Справка

Донатас Банионис родился в 1924 году. Снялся более чем в восьмидесяти картинах, среди которых такие как «Король Лир», «Змеелов», «Операция трест», «Мертвый сезон». Народный артист Советского Союза и лауреат Госпремии СССР. Три года назад Донатас  овдовел, живет один в центре Вильнюса.

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 1414

метки: СССР, кино, театр, Литва.


Поделиться:

Много пережил,много работал остался верным профессии и близким людям. Глубокое уважение Вам Донатас...

И Александру конечно тоже.. Такие интервью с такими актёрами это дорогого стоит.. Было в этих актерах и фильмах что то высокое ,настоящее,вечное ,то чего сейчас уже практически нет.И наши дети и внуки посмотрев эти фильмы конечно захотят узнать о том как жили эти люди что думали.

Спасибо Александр,успехов Вам на вашем поприще и пишите,встречайтесь с великими людьми , будем ждать новых статей....

--


Александр Ярошенко
журналист

Мое детство прошло между стылой деревенской избой и фермой, на которой дояркой работала мама. Годам к пятнадцати я перечитал почти все книги из сельской библиотеки и получил прозвище «корреспондент» за то, что писал заметки в районную газету. Это в деревне вызывало смех и злую иронию. Получил диплом зоотехника, но всё равно Судьба меня вывела на журналистскую стезю. Начинал как корреспондент радио, потом годы, отданные газетам. Иногда веду на «Альфа-канале» программу «Простые вопросы». Для меня в профессии всегда главным остается Человек. Не центнеры и не гектары, не мосты с их погонными метрами. А Человек, его внутренний мир, его боль, его радость и его душа. Это мой формат. Однажды и навсегда.

отправить личное сообщение блогеру
Топ авторов за 7 дней все блогеры
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

Просмотров: 3012

Цифровой Криминалист

Просмотров: 333

Игорь Волобуев

юрист

Просмотров: 293

Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

Просмотров: 257

Петр Глазунов

директор мебельного ателье

Просмотров: 170

Авторы блогов все блогеры
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

сегодня, 09:53
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

сегодня, 09:27
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

13 июня, 10:50
Светослав Ильиных

журналист

12 июня, 10:09
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

10 июня, 15:15
Игорь Волобуев

юрист

10 июня, 11:42
Наталья Калинина

политический хулиган

5 июня, 21:21
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

3 июня, 14:21
Светлана Казачинская

не только синоптик

2 июня, 21:49
Роман Кобызов

красный блогер

29 мая, 07:07
Алексей Копер

Фотограф-любитель

25 мая, 18:21
Валентин Орлов
23 мая, 22:14
Евгений Волков

юрист-идеалист

23 мая, 08:43
Игорь Путилов

русский в Китае

15 мая, 22:47
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора, при учёте ограничений, установленных настоящими Правилами. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия и премодерации администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь, достоинство и деловую репутацию физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы Российской Федерации и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. Не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, являющихся предвыборной агитацией, политической рекламой/антирекламой.

  8. В период проведения избирательной кампании по выборам (вне зависимости от территории проведения) не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, содержащих любое указание на наименование, символику, действия (бездействия) избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, содержащих любое указание на персональные данные, изображения, действия (бездействия) выдвинутых кандидатов, проведение/опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с проводимыми выборами.

  9. В случае однократного нарушения Автором положений настоящего пункта, Администрация сайта www.amur.info производит блокировку блога Автора до дня окончания соответствующей избирательной кампании.

  10. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  11. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием блогов и размещаемых к ним комментариев, в том числе в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  12. Осуществление контроля со стороны Администрации сайта www.amur.info предполагает возможность без направления какого-либо уведомления удаления сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, редактирования сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, блокировки блога в случае неоднократного нарушения Автором положений настоящих Правил.

  13. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  14. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  15. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  16. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  17. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  18. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на Форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.