16 апреля 2010, 15:02

Автономия по Фрейду

Еврейское счастье затерялось в дальневосточной тайге

Еврейская автономия – образование уникальное не только в российском масштабе, но и в мировом. История больше не знает примеров, чтобы по решению одной партии среди глухой тайги и пологих сопок создали автономию для народа с очень непростой судьбой.

Минора у вокзала

От Москвы до Биробиджана расстояние по железной дороге 8 361 километр, или шесть с половиной суток поездного ходу. Скорый поезд «Россия» притормаживает тут через день и всего на пять минут…

Добротный, с китайской отделкой, вокзал смотрит на Транссиб большими окнами и пологой крышей, на которой на двух языках – на русском и идише –  написано название города.

В вокзальном тамбуре было немноголюдно, гортанно кричала китаянка в телефонную трубку. На куцей привокзальной площади мерз на мартовском ветру красивый фонтан в виде миноры – еврейского семисвечника. Рядом примостилась отлитая из металла композиция – уставшая лошаденка тянет телегу с первыми поселенцами этого сурового края.

Бросив сумку в гостиничном номере, отправляюсь в поиски еврейского счастья. Главная улица Биробиджана носит имя Шолом-Алейхема. Она длинна, как еврейское изгнание, и густо увешана разноцветными рекламными вывесками и щитами, среди которых выделялся билборд, извещающий мир о том, что скоро в Биробиджан приедет на гастроли подзабытый итальянский мачо Тото Кутуньо.

Центр еврейской жизни в столице одноименной автономии – это община «Фрейд», что в переводе с идиша означает «счастье». Ухоженное двухэтажное здание со звездой Давида у входа. Тихий дворик, высокая минора, скромный скол мрамора –  памятник жертвам холокоста…

В кабинете Романа Ледера, председателя биробиджанского «счастья», скромно до аскетизма: холодная полировка стола, да простые стулья.

– Моя жизнь – Биробиджан. Родители приехали сюда в тридцатых годах с Украины. Их вела сюда романтика и гнал голод, – признается Роман Исаакович.

Еврейскую общину создали в столице еврейской автономии десять лет назад, сегодня это некое рукотворное местечко, где собираются те, в чьих жилах течет еврейская кровь. Тут работают различные клубы – от детских до ветеранских. Несколько сотен больных и престарелых представителей племени иудейского получают от «Фрейда» ежемесячную гуманитарную помощь и лекарства.

– Наш годовой бюджет – шесть-семь миллионов рублей. Все деньги поступают от зарубежных еврейских организаций, – признается Ледер.

Синагога к юбилею

Шесть лет назад автономия шумно справляла свое семидесятилетие, от которого городу осталось два знаковых подарка. Первый – новенькая синагога, построенная на деньги заграничных спонсоров.

Второй подарок – скромный памятник классику еврейского слова Шолом-Алейхему. Худощавый и задумчивый писатель сидит в своем бронзовом кресле аккурат напротив городской гостиницы. Идея памятника в воздухе витала целые десятилетия, но все упиралось в деньги.

– Изготовители за него просили больше, чем он весит, – говорит зампред областного правительства Валерий Гуревич. Евреев выручили соседи-китайцы – отлили памятник бесплатно!

С соседями жителям автономии повезло, в этом году будет подписан договор о побратимстве между провинцией Хэйлунцзян и Еврейской автономной областью. Кстати, федеральное правительство приняло решение о строительстве моста через Амур именно в Еврейской автономии. Этим решением жители области очень довольны. Международный мост в Поднебесную принесет дополнительную работу и инвестиции.

– Мы сегодня знаем, сколько стоит бутылка пива в китайском Харбине, но путаемся в названиях станций московского метро. Слишком далеко, – тихо заметил биробиджанский журналист Сергей Корнилевский.

Сергей из растущей армии так называемых возвращенцев, которые поискали своего счастья в Израиле и теперь самолетами возвращаются назад в Биробиджан. Пик отъезда на землю обетованную пришелся в середине шальных 90-х.

Народ до сих пор вспоминает выступление в городском Дворце культуры бывшего депутата Верховного Совета СССР Леонида Школьника, несколько лет пожившего в Израиле. Когда он на полном серьезе сказал о том, что на святой земле продается шестнадцать сортов мыла, бабы сдавленно ахнули... И все, кто мог, стали собираться на родину предков.

Израильский консул каждый месяц приезжал в Биробиджан и едва успевал штамповать визы… Тогда, согласно переписи населения, в ЕАО жили девять с половиной тысяч евреев, уехали же порядка пятнадцати тысяч…

– И еще столько же осталось, – многозначительно говорят в областном правительстве.

Водитель одного из заместителей губернатора автономии со славянским именем Дима тоже восемь лет прожил в Израиле. Отслужил в тамошней армии, имеет даже боевой орден за службу Израилю. Но решил вернуться в родной Биробиджан.

– Я там себя человеком не чувствовал, работал сутками. Жену любить получалось не чаще раза в неделю. На большее сил не было, – басит Димка.

Помолчав, он многозначительно добавляет: «Россия есть Россия…»

Последняя волна эмиграции ножом прошлась по судьбам тысяч семей дальневосточных евреев. Их самая большая ценность и самое большое счастье – семья – оказалось разорванным границами и огромными расстояниями.

– Два моих сына живут в Израиле. А я - Советский Союз в душе – там жить не могу. Вы не представляете, как я страдаю! Шо такое еврейской маме жить так далеко от детей. Это же мука! – эмоционально восклицает Галина Гершкович.

«Идиш шумел, как листья…»

Все советские десятилетия Биробиджан дышал одним дыханием с огромной родиной. Область практически весь социалистический период входила в состав соседнего Хабаровского края. Самостоятельность получила только после распада Союза.

Разговоры о том, что в этих краях нужно будет построить еврейскую республику, споткнулись на терроре 30-х годов и ужасе Второй мировой, после окончания которой стали бороться с космополитизмом… Биробиджанскую поэтессу Любовь Вассерман осудили на десять лет лагерей за единственную строчку: «Моя страна Биробиджан...»

Но еврейские романтики построили город и создали целые еврейские колхозы. Это был тогдашний наш ответ мировому сионизму.

Еврейской потемкинской деревней было село Валдгейм, что в переводе с идиша означает «дом в лесу».

Десять километров от Биробиджана, крепкое, с центральным отоплением и колхозом-миллионером. Бессменным председателем которого был Владимир Пеллер, полный кавалер орденов Солдатской Славы и Герой Соцтруда.

Пеллер характер имел еще тот, прославился он тем, что не побоялся спустить с моста секретаря обкома, приехавшего выгребать семенное зерно из колхозных закромов. После смерти легендарного председателя в Валдгейме поставили ему бронзовый бюст. Голову которого потом «благодарные» потомки проломили кирпичом и едва не сдали на металлолом. Пришлось спасать память в тесной комнатухе сельского музея.

– Он не в одни двери не влазил, пришлось потолок разбирать. Иначе бы его уничтожили, – грустно признается музейная смотрительница Муся Рак.

Муся свято хранит все атрибуты того времени: переходящие знамена, массивные вымпелы и кубки. Неохватные кипы грамот и благодарностей, которыми награждали передовых абрамов и фир, чествовали соломонов и цилей. Сегодня Валдгейм, оставшись без колхоза и руководящей и направляющей роли партии, растерялся от малопонятного рынка.

Первопоселенца Зяму Гефена привезли сюда в 1928 году семилетним мальчиком из Белоруссии. Сегодня в свои 89 Зяма Михайлович еще полон сил и сохранил светлую голову.

– Деточка, тут раньше идиш шумел, как листья на деревьях. Везде и всюду. Никакой Сталин нас палкой сюда не гнал, шо ви говорите? От голода бежали. Тут красную рибу можно было руками ловить, а для еврея риба – это жизнь. Ви меня понимаете? – я согласно кивал головой.

Сегодня на идише в еврейской автономии говорят только старики. Кое-кто из молодых, поживших в Израиле, сносно объясняется на иврите. В местной газете два раза в неделю выходит полоса на идише, которую редактирует русская, как плач Ярославны, Елена Сарашевская (в девичестве Лопатина). Елена закончила факультет англо-идиша местного пединститута.

– Я очень полюбила этот язык и культуру еврейского народа. Кстати, очень много русских тяготеет к еврейской культуре, – признается Лена.

Есть кошерная водка, но нет раввина

Синагога и православная епархия разместились тут на улице Ленина. Так здесь сошлось…

Десять часов утра. В синагоге начинается утренняя молитва, на которой не возбраняется поприсутствовать и корреспонденту. Группа пожилых мужчин сосредоточенно молится. Моление было кратким. Спинным мозгом чувствую на себе полный любопытства взгляд.

Сухонький старик, на плечах которого священное еврейское покрывало талес, смотрел на меня, как на закрытую Тору.

– Можно с Вами пообщаться? – спросил я.

– А почему нет? – без паузы ответил он.

Иосиф Беккерман приехал в Биробиджан в 1948 году сразу после окончания Харьковского фармацевтического института.

– Я вышел из вагона и понял, что попал в еврейское местечко – деревянные дома и тротуары, кругом звучала наша речь. А с каким энтузиазмом мы работали! – восклицает Иосиф Савельевич.

Он ежедневно ходит в синагогу, но признается, что всегда ел свинину.

– Свинина нас от голода спасла, и вообще Тору нужно переписать. Ну, шо такое – ее писали три тысячи лет назад! А как теперь изменилась жизнь? – в свои 91 провизор Беккерман весьма демократичен.

Несколько месяцев назад из Биробиджана уехал раввин Мордехай. Почти семь лет он окормлял иудейское племя, но не выдержал тягот местной жизни.

– Для него трудно было найти кошерную еду, а у него семеро детей. Они неделями сидели на смесях. А потом его детям нужно обучаться в специальной школе, а у нас таких условий нет, – печалятся в Биробиджане.

Когда пришлют в автономию нового ребе, не знает никто, но очень ждут.

Двести метров от синагоги – кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф – этакий православный пионер. Семь лет назад он приехал сюда служить Богу – на землю лишенную всякой православной культуры.

– Было обидно до слез, когда на службы приходили несколько старушек. Но сейчас ситуация выправляется. Открываем новые приходы в области, а здесь какой собор-красавец построили, – улыбается в бороду владыка. Православные и иудеи Биробиджана дружны между собой, епископ и раввин не единожды участвовали в одних городских мероприятиях.

Кстати, столица еврейской автономии очень ждет, что этой осенью ее посетит Святейший Патриарх Кирилл.

– Мы очень рады будем принять Святейшего на своей земле, – признался руководитель еврейской общины Роман Ледер.

Здесь настоящие праздники случаются по-провинциальному очень редко. В центре города ветер до сих пор шевелит еще сентябрьские афиши про фестиваль еврейской культуры…

…В местных магазинах прилавки забиты водкой, которую нахально называют кошерной. «Рабинович», «Еврейское счастье». Броские этикетки, яркий шрифт.

Откушать еврейской кухни в столице автономии является делом непростым. Только в одном из ресторанов вам предложат знаменитый когда-то шницель по-биробиджански. Разработанный легендарным поваром Яковом Блехманом, он подается почти по всему миру, а здесь стал едва не дефицитом. Зато много тут китайской кухни. Не кошерной, но вкусной и относительно дешевой. Китаец Коля – хозяин одного из ресторанов на полном серьезе влюбился в еврейскую культуру. Недавно сделал себе обрезание. Теперь обещает открыть ресторан еврейской кухни. Думаю, что у него получится…

Жизнь тиха, как молитва

Рассказывают, что никогда в этом городе не было бытового национализма.

– За одно только слово «жид» у нас сразу били морду, – признается местный прокурор Александр Драбкин.

Пару десятков лет назад один из жителей этого города пытался провести националистический митинг, на который по долгу службы явились сотрудники милиции и ФСБ. Но не пришел ни один житель Биробиджана.

Здесь почти восемнадцать лет управлял регионом один губернатор. В соседней Амурской области за это время их сменилось девять…

Здесь летом горячую воду отключают максимум на несколько дней. И то биробиджанские тети Хаи и тети Ривы по этому поводу справедливо закатывают такой «апофеоз», что, как говорят в мэрии, «лучше не надо…»

Ветер времени выдул отсюда комсомольцев–романтиков, которые со всего мира приехали в дикий край строить свое еврейское счастье. Но  осталась трогательная еврейская местечковость с ее размеренностью и тишиной. Здесь ежедневно раздаются десятки телефонных звонков из Израиля, Германии и США. Звонящие тихо плачут в трубку и спрашивают:

– Ну, как там у нас в Биробиджане? А снега много выпало?..

Им по-прежнему снится речка их детства по имени Бира.

Здесь стараются жить по еврейской мудрости: плакать пред Богом и смеяться пред людьми. Она актуальна и для всех нас: ярославских, калужских или ставропольских. А в остальном жизнь в Биробиджане точь-в-точь как в любой российской провинции. Тут даже старое еврейское кладбище заброшено и пустынно на русский манер. В Израиле такого не увидишь точно.

Ну а заезжему корреспонденту здесь всегда расскажут пару-тройку заготовленных еврейских баек. Это чтобы марку держать. Для колорита…

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 1623

метки: Еврейская автономная область, Биробиджан.


Поделиться:

В Биробиджане таки нет кашерного?

Ох уж это кашерное... я как-то раз заказала креветок в присутствии родственников моего Любимого, приехавших из Израиля... они хоть далеко не ортодоксы, но ...

кстати. кошерная пища - оченно здоровая.

А рассказ хорош.

--
Если вы однажды скажете правду, вам уже никогда не поверят, сколько бы вы потом ни лгали.

Вставка картинок временно доступна только через сторонние сервисы (последняя кнопка в редакторе), например radikal.ru.
После загрузки на сторонний сервис вставляйте на форум только ссылку на картинку, никаких кодов (если вы пользуетесь не bb-редактором).

Чтобы оставить комментарий необходимо быть зарегистрированным и авторизованным пользователем.

Зарегистрируйтесь

или

Авторизуйтесь


Александр Ярошенко
журналист

Мое детство прошло между стылой деревенской избой и фермой, на которой дояркой работала мама. Годам к пятнадцати я перечитал почти все книги из сельской библиотеки и получил прозвище «корреспондент» за то, что писал заметки в районную газету. Это в деревне вызывало смех и злую иронию. Получил диплом зоотехника, но всё равно Судьба меня вывела на журналистскую стезю. Начинал как корреспондент радио, потом годы, отданные газетам. Иногда веду на «Альфа-канале» программу «Простые вопросы». Для меня в профессии всегда главным остается Человек. Не центнеры и не гектары, не мосты с их погонными метрами. А Человек, его внутренний мир, его боль, его радость и его душа. Это мой формат. Однажды и навсегда.

отправить личное сообщение блогеру
Топ авторов за 7 дней все блогеры
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

Просмотров: 1752

Анатолий Рубцов

человек ищущий

Просмотров: 652

Виталий Злочевский

юрист, медиатор

Просмотров: 320

Петр Глазунов

директор мебельного ателье

Просмотров: 185

Авторы блогов все блогеры
Виталий Злочевский

юрист, медиатор

вчера, 19:29
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

вчера, 15:28
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

6 июля, 14:01
Анатолий Рубцов

человек ищущий

3 июля, 06:02
Людмила Сузун

фермер-пиарщик

29 июня, 19:34
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

29 июня, 14:07
Святослав Шевченко

cвященник и видеоблогер

27 июня, 21:08
Даниил  Башмаков

Коллекционер, Краевед, Кладоискатель.

25 июня, 15:13
Светослав Ильиных

журналист

22 июня, 15:35
Борис Белобородов

предприниматель

22 июня, 09:34
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

21 июня, 21:36
Игорь Волобуев

юрист

20 июня, 22:44
Николай Макаров

врач

28 мая, 00:29
Андрей Ягелло

финансист

14 мая, 11:29
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора, при учёте ограничений, установленных настоящими Правилами. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия и премодерации администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь, достоинство и деловую репутацию физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы Российской Федерации и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. Не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, являющихся предвыборной агитацией, политической рекламой/антирекламой.

  8. В период проведения избирательной кампании по выборам (вне зависимости от территории проведения) не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, содержащих любое указание на наименование, символику, действия (бездействия) избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, содержащих любое указание на персональные данные, изображения, действия (бездействия) выдвинутых кандидатов, проведение/опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с проводимыми выборами.

  9. В случае однократного нарушения Автором положений настоящего пункта, Администрация сайта www.amur.info производит блокировку блога Автора до дня окончания соответствующей избирательной кампании.

  10. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  11. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием блогов и размещаемых к ним комментариев, в том числе в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  12. Осуществление контроля со стороны Администрации сайта www.amur.info предполагает возможность без направления какого-либо уведомления удаления сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, редактирования сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, блокировки блога в случае неоднократного нарушения Автором положений настоящих Правил.

  13. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  14. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  15. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  16. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  17. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  18. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на Форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.