22 марта, 15:51

Албазинская святыня -350 лет на Амурской земле

Сегодня в день праздника иконы «Слово плоть бысть» мне хочется опубликовать мою гипотезу о том, где находилась эта православная святыня в годы существования Албазинского острога и историю ее обретения после окончательного «раззорения» Албазина.

В каком-то смысле это будет продолжением моего не очень удачного поста от 24 ноября 2014 года «Обретение».

Итак, начнем сначала. К сожалению, в исторических источниках, вообще нет прямых указаний на присутствие иконы «Слово плоть бысть» в стенах как Спасского монастыря, так и Албазинского острога. Тем не менее считается, что икона до нападения маньчжуров находилась в Спасском монастыре. Как она могла туда попасть? Наиболее вероятным по моему мнению является присылка этой иконы вместе с благословляющей грамотой преосвященного Корнилия митрополита Сибирского и Тобольского, разрешающей строительство этого монастыря. Такая практика существовала. Если строительство церкви или монастыря благословлялось вместе с грамотой присылались царские или митрополичьи дары в виде икон и церковной утвари. И случится это могло в такие же весенние дни 350 лет назад.

Сохранился документ, в котором говорится, что Албазинцы подали челобитную о разрешении построить монастырь в 179 году. Дата «179 год» скорее всего и попала в большинство исторических исследований как дата основания монастыря. Однако согласится с ней вряд ли можно. Во-первых, новый год в XVII веке наступал 1 сентября и 179 год и захватывал как 1671, так и 1670 годы. Во-вторых, поданная челобитная еще не монастырь.

Интересно, что пока на приказе в Албазинском остроге находился Никифор Черниговский попыток получить Албазинцами прощение за убийство Илимского воеводы Л. А. Обухова не предпринимались. Но как только приказчик был сменен и на приказ был избран Петр Осколков практически сразу в Москву была отправлена челобитная от имени всех Албазинских казаков с просьбой поверстать их в службу по Албазинскому острогу, а по существу, получить прощение за убийство Илимского воеводы. Очевидно, что эта инициатива исходила в первую очередь от самого Петра Осколкова. Еще одна инициатива, принадлежавшая ему же, была связана с получением благословения на строительство церкви в Албазинском остроге. Надо отметить, что и решение подать челобитную о строительстве монастыря так же не принадлежало исключительно черному попу Гермогену. Об этом в челобитной свидетельствует фраза: «… и по нашему козачью радению о пустынном строении». По времени подачи челобитная о строительстве монастыря видимо была первой. Албазинский приказчик П. Осколков скорее всего понимал, что рассчитывать на быстрое, положительное решение по этому обращению вряд ли возможно. Это скорее всего была попытка показать царской администрации свою лояльность и стремление влиться в общегосударственную систему управления.

Из этого же документа также становится понятным, что в свою очередь царь, и Сибирский и Тобольский митрополит Корнилий, дав указ и митрополичье благословение на строительство монастыря оценили действия Албазинских казаков, а строительство монастыря было полностью легитимным.

В момент подачи челобитной черным попом Гермогеном и позднее, когда благословление Сибирского и Тобольского митрополита Корнилия уже было получено приказным человеком Албазинского острога был Петр Екимов Осколков. Сегодня абсолютно точно время пребывания его на приказе установить сложно, но тем не менее его можно ограничить периодом между 20 июня 1670 года и 10 мая 1672 года.

Точная дата отправки в Москву челобитной о строительстве монастыря, как и получения ответа на нее не известна. Почта в XVII веке доставлялась «нарочными посыльщиками» и на доставку челобитной из Албазина в Москву затрачивалось от 7 до 13 месяцев. Поэтому если даже челобитная о разрешении на строительство монастыря была отправлена сразу после вступления в должность Петра Осколкова летом 1670 года, то с учетом времени на ее рассмотрение, ответ на нее мог быть получен не ранее января–февраля 1672 года, что вписывается в период пребывания на приказе Петра Осколкова. Поэтому документы об отводе земель для строительства монастыря и собственно разрешение на его создание были выданы Гермогену Петром Осколковым весной 1672 года. Возведение основных сооружений и прежде всего церкви, келий и иных строений монастыря так же могло занять не один год. Г.Ф. Миллер считал, что монастырь был достроен только к 1685 году. Однако если благословляющая грамота скорее всего была написана в 1671 году, то отправной точкой начала строительства Албазинского Спасского монастыря все-таки следует считать весну 1672 г.

Поэтому в этом году можно праздновать 350-летний юбилей образования монастыря и появления иконы «Слово плоть бысть» на Амурской земле.

До появления под Албазинским острогом маньчжурских войск под командованием Лантаня икона скорее всего постоянно находилась в монастыре.

В 1685 г. маньчжурские войска после осады взяли Албазинский острог, захватили Албазинский монастырь и прилегающие к нему территории. По свидетельству Албазинских крестьян Васька Никифорова, Карпуньки Григорьева, Андрюшки Семенова и промышленного человека Якунки Фомина после того, как Албазинский острог был взят, маньчжуры «церковь, и дворы, и монастырь все сожгли».

Широко распространено мнение, что икона «Слово плоть бысть» во время осады находилась в Албазинском остроге, а после была вывезена из Албазина старцем Гермогеном. Кроме того, часто встречается мнение, что и принесенную им В Албазин икону «во имя Спаса нерукотворенного», которой он очень дорожил он унес в Усть-Киренский монастырь. Следует заметить, что оба утверждения не имеют документальных подтверждений в источниках XVII в. И стали известны прежде всего из позднейших изложений событий в житии Гермогена. Старец Гермоген покинул Албазин 23 июня 1685 года после осады Албазина маньчжурским полководцем Лантанем, и уже никогда туда не возвращался. Имеется свидетельство, что с устья реки Урки А.Л. Толбузин отпустил группу Албазинских казаков и крестьян, в том числе черного попа Гермогена, в Якутское и Илимское воеводство из-за недостатка провианта: «А достальных албазинских полонных черного попа Гермогена да белого попа Федора Иванова да с ними служилых и промышленых людей и пашенных кр(е)стьян сто девятнатцать ч(е)л(о)в(е)ков по их челобитью для хлебной скудости чтоб им всем голодною смертью не помереть отпустил с Амура реки с усть Урки речки в Якутцкой».

Однако в собранных и изданных В. Паршиным документах есть отрывок из показаний монастырского вкладчика Алешки Притыкина, относящийся к 1690 г., который свидетельствует о неполном уничтожении зданий на территории пустыни и принадлежащих монастырю: «…А что в Албазине в осаде монастырской казны было ль или нет, он не знает же, для того, что он Алешка приплыл в монастырь после раззорения, а только де было в монастырских лавченках вышеписанное…». Иными словами, после разорения Албазинского острога монастырские лавки или какие-то их части (например, погреба) уцелели и даже не были полностью разграблены. Из лавок, как далее сказано, монастырские вкладчики забрали «образ Спасов нерукотворенной, да образ Богородицы, два безмена (т. е. 5 фунт.) свечь, два безмена ладану, полуфунта серебра, мединик и котёл, пищаль винтовка, пищаль гладкая прикладныя».

Вообще это очень интересный документ. Причем я сам долгое время не замечал в нем указание на то, что Алешка Притыкин и еще двое монастырских вкладчиков прибыли на пепелище Спасского монастыря уже после уничтожения Албазинской крепости осенью 1689 года и нашли на его развалинах довольно ценные по тем временам вещи. Странным этот поход становится прежде всего по нескольким причинам.

Первое. После заключения Нерчинского мирного договора территория, на которой находился Албазин, а значит и монастырь становилась маньчжурской и передвижение по ней русских людей было запрещено под страхом смерти.

Второе. После уничтожения монастыря летом 1685 года прошло четыре с половиной года и неужели никто не пытался поискать что-то в развалинах монастыря? Наверняка пожарище обыскали не один раз и ничего не нашли. А вот приехали монастырские вкладчики на пожарище и мгновенно нашли клад.

Третье. Если предположить, что монастырские вкладчики знали о спрятанном имуществе, почему не предприняли его поиски раньше.

Мне представляется, что все могло случится так. Монастырские вкладчики, вероятно, по заданию настоятеля монастыря Гермогена зная о наступлении маньчжурских войск на Албазин готовились вывезти в крепость наиболее ценные иконы. Но сделать этого не успели. Маньчжуры, подойдя к крепости отрезали ее от монастыря. Вкладчики, не имея возможности вывезти иконы в крепость спрятали их в одном из погребов монастырских лавок. Возможно, они даже пытались обороняться, но истратив весь порох. Поэтому пищали без пороха стали бесполезными и они спрятали их в погребе вместе с иконами, а сами скрылись в лесу. Спустя несколько дней видя, что крепость плотно осаждена, а путь на Нерчинск перерезан маньчжурами ушли через Тугирский волок на Лену, а оттуда в Илимское воеводство. Вернуться в Нерчинск оттуда они смогли только через Иркутск и Селенгинск. Сегодня такое путешествие кажется не вероятным, но это не так. Сохранился еще один документ, который описывает именно такой переход, осуществленный еще одним Албазинцем, спасавшим другую православную святыню - икону Николая чудотворца. Приведу его полностью:

«199 году Апреля 27 дня Сергушка Михайлов показал: был я Сергушка в Албазине на заимке на Лапкаевском лугу в старостах у часовни Николая Чудотворца и в прошлом 193 году Июня в 15-е приходили неприятельские Богдойские люди на Албазин и взяли и раззорили и я Сергушка ушел на Лену реку, икону Николая Чудотворца брал с собою, а иные иконы и чудеса Николая Чудотворца остались в часовне и Богдои сожгли часовню, а книги остались в казне Воскресенской (т. е. Албазинской, где была церковь во имя Воскресения Христова), Псалтирь со возследованием, Пролог полугодовой, Апостол, Часовник; а денег было у меня Никольских 28 рублев с полтиною и те деньги я издержал по реке Лене шол в Иркутско, и за море на Селеньгу и в Нерчинско, пил и ел и платье носил и Николаю Чудотворцу образ ево обложил серебреным венцом с гривной и то я позолотил и свечи покупал и по се число покупаю, а ныне денег Никольских у меня в остатке полтретья рубля».

Поэтому Алешка Притыкин и его спутники братья Пашка и Федька Сухановы могли проделать этот путь тоже. Конечно, на такое путешествие потребовалось время. И когда они вернулись в Нерчинск мирные переговоры уже завершились, и судьба Албазина была решена. Именно в этой обстановке скорее всего вкладчики и подали Ивану Власову, командовавшему Нерчинским гарнизоном просьбу отпустить их на развалины монастыря с тем, чтобы спасти монастырские иконы. И такое разрешение видимо получили, потому что именно в эти дни шла эвакуация имущества Албазинской крепости и движение русских по амуру и Шилке еще полностью не было закрыто. И именно по тому, что такое разрешение было дано официально и сохранился письменный отчет об этой экспедиции в служебной документации Нерчинского острога.

Но вы, наверное, спросите меня почему я считаю, что среди этих икон была Албазинская икона «Слово плоть бысть»? Это следует из событий, произошедших позже.

Найдя свой клад, Алешка Притыкин вместе со своими спутниками вкладчиками братьями Пашкой и Федькой Сухановыми погрузили все найденное в лодку и двинулись в Нерчинск. Кроме лодки у них была лошадь.

Проделав большую часть пути на лодке в районе устья реки Черной, они попали в «замороз». То есть река встала и движение по ней уже было невозможно. Здесь важно отметить, что иконы видимо были достаточно большими, поскольку в противном случае все найденное легко можно было просто перевезти на лошади. Но из-за того, что иконы были достаточно громоздкими им пришлось сделать нарты и дальше везти свое имущество на них. Но дойти до Нерчинска им было не суждено. Конечным пунктом их путешествия стала заимка Лоншакова. Здесь один из братьев тяжело заболел и умер. Алешка Притыкин пришел в Нерчинск один без имущества и подал отписку о найденном имуществе. Здесь следы вывезенных икон теряются.

Где находилась заимка Лоншакова достоверно не известно. Но известно, что в 19 веке недалеко от населенного пункта Шилкинский завод существовала станица Лоншакова, а сейчас совсем не далеко от существующего поныне Шилкинского завода существует населенный пункт, имеющий название Старолончаково. Это вероятно и есть место, где когда-то существовала заимка Лоншакова, которая впоследствии выросла до станицы Лоншаковой, а впоследствии на фоне разросшегося Шилкинского завода стала Старолончаковой деревней. Но что во всем этом важно. Перед первым сплавом Муравьева-Амурского в 1854 году караваны барж, больших лодок в сопровождении небольших пароходов отправлявшиеся вниз по течению Амура вместе с войсками и переселенцами, прибывали, по воспоминаниям участника событий Н. А. фон Глена, в станицу Лоншакова, которая располагалась напротив Шилкинского завода. Вскоре туда прибыл и сам генерал-губернатор со свитой. И вот тут происходит самое главное: «Проводы организовали инженеры горнозаводского ведомства. Был обед, иллюминация, фейерверк. …На другой день был молебен перед образом Албазинской Божией Матери. После молебна по выстрелу пушки суда стали отчаливать…». В сего в нескольких шагах от того места, до которого вкладчики Спасского монастыря довезли спасенную из развалин монастыря икону Богоматери появляется Албазинская икона «Слово плоть бысть». Думаю, это совпадение не случайно. Видимо все это время эта такая важная для нас икона находилась в станице Лоншаковой. Поэтому хоть в исторических документах и нет прямого указания на то, что это была именно эта икона все же теперь можно согласится с утверждением что эта икона была в Албазинском Спасском монастыре, а прибыла она на Амурскую землю в связи с образованием этого монастыря 350 лет назад. Но самое важное, что благодаря монастырским вкладчикам Алешке Притыкину и братьям Пашке и Федьке Сухановыми мы можем прикоснуться к этой православной святыне.

Для того чтобы вы могли сорентироваться на местности привожу современную карту Сретенского района Забайкальского края. Синими точками выделены Албазинский острог, устье реки Черной, Шилкинский завод и Старолончаково.

Более научная версия этих событий со всеми необходимыми библиографическими ссылками изложена в статье Албазинский Спасский монастырь: основные вехи истории и результаты исследований

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 165

метки: .


Поделиться:

Владимир Трухин
любитель истории

Любитель истории. Главное в этом «нике», пожалуй – любовь, любовь к истории родного края, которая поселилась во мне еще со школьной скамьи. К сожалению или к счастью, я не стал профессиональным историком, выбрав путь инженера-строителя. Почему к сожалению? Не знаю, может быть, став профессиональным историком, я раскрыл в себе талант научного работника, неравнодушного к своему делу. Почему к счастью? Наверное, потому что и сегодня, занимаясь историей, я делаю открытия. Масштаб их, конечно, невелик, но это и неважно. Например, вписав еще одну страничку в свою родословную, я оставляю это знание своим родным и близким. Конечно, я и раньше считал и сейчас придерживаюсь того мнения, что познать историю возможно, только соприкоснувшись с ее носителями: документами и историческими реликвиями. Возможно, толчком к этому прикосновению и послужит мой блог.

отправить личное сообщение блогеру
Топ авторов за 7 дней все блогеры
Игорь Павлов

Фотографъ. Музыкант.Хранитель старины.

Просмотров: 747

Виталий Злочевский

юрист, специалист по недвижимости

Просмотров: 411

Петр Глазунов

директор мебельного ателье

Просмотров: 96

Евгений Волков

юрист-идеалист

Просмотров: 68

Авторы блогов все блогеры
Виталий Злочевский

юрист, специалист по недвижимости

сегодня, 22:00
Игорь Павлов

Фотографъ. Музыкант.Хранитель старины.

сегодня, 12:37
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

4 июля, 16:52
Евгений Волков

юрист-идеалист

2 июля, 19:09
Артем Геннадьевич Шейкин

Сенатор Совета Федерации РФ

21 июня, 17:56
Светослав Ильиных

журналист

15 июня, 05:52
Игорь Волобуев

юрист

12 июня, 22:05
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

3 июня, 09:47
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

24 мая, 06:39
Владимир Трухин

любитель истории

22 марта, 15:51
Андрей Ягелло

финансист

21 февраля, 23:10
Даниил  Башмаков

Коллекционер, Краевед, Кладоискатель.

26 мая 2021, 23:43
Павел Антошин

общественник

28 апреля 2021, 12:14
Игорь Путилов

русский в Китае

13 марта 2021, 21:48
Николай Макаров

врач

23 февраля 2021, 15:05
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора, при учёте ограничений, установленных настоящими Правилами. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия и премодерации администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь, достоинство и деловую репутацию физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы Российской Федерации и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. Не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, являющихся предвыборной агитацией, политической рекламой/антирекламой.

  8. В период проведения избирательной кампании по выборам (вне зависимости от территории проведения) не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, содержащих любое указание на наименование, символику, действия (бездействия) избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, содержащих любое указание на персональные данные, изображения, действия (бездействия) выдвинутых кандидатов, проведение/опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с проводимыми выборами.

  9. В случае однократного нарушения Автором положений настоящего пункта, Администрация сайта www.amur.info производит блокировку блога Автора до дня окончания соответствующей избирательной кампании.

  10. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  11. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием блогов и размещаемых к ним комментариев, в том числе в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  12. Осуществление контроля со стороны Администрации сайта www.amur.info предполагает возможность без направления какого-либо уведомления удаления сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, редактирования сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, блокировки блога в случае неоднократного нарушения Автором положений настоящих Правил.

  13. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  14. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  15. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  16. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  17. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  18. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на Форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.