Декабристы – подвиг – подвиг, рожденный подвигом
Конечно, сегодня я расскажу не о декабристах, хотя и о них несколько слов будет сказано.
Иллюстрация к роману "Изгнание" Н.М. Полянского
Когда, из твоей жизни уходит самый близкий тебе человек – Мама, то ты чувствуешь неодолимое желание рассказать о ней. Конечно, это удается не сразу. Так вот и я молчал почти год, но выход на экраны фильма «Союз спасения» в какой-то мере подтолкнул меня к этому. Сейчас объясню почему.
Повесть-хроника "Читинский острог"
Сорок четыре года назад, когда Советский союз готовился отметить 150 годовщину со дня декабрьского восстания на Сенатской площади Читинское телевидение проводило олимпиаду, посвященную этой дате среди старшеклассников. Я тогда учился в 9 классе 49-й Читинской школы и решил принять участие. Конечно же, я имел весьма смутное представление о событиях 150-летней давности. Стал искать литературу.
Трухина Валентина Семеновна.
Тогда интернета и в помине не было. Все знание скрывалось в книгах, а их еще надо было найти. И тут мне помогла моя Мама – Трухина Валентина Семеновна. В процессе поиска ответов на поставленные в олимпиаде вопросы она и сам заинтересовалась этими людьми. Не теми людьми, которые вышли на Сенатскую площадь, а теми, которые в каторжных кандалах пришли в Забайкалье. Когда Владимир Высоцкий писал свои песни, он специально помещал своих героев в безвыходные ситуации, выводил на грань смерти. Здесь же сами герои поставили себя в такое положение, что только неимоверным усилием воли можно было остаться человеком (уже написав эти строки узнал, что сценарий к фильму написал сын В. Высоцкого). Она захотела рассказать об этом в литературной форме. Вот это-то и стало лейтмотивом всей ее дальнейшей жизни. Тогда ей было 40 лет. К тому времени она уже имела небольшой литературный опыт, писала небольшие рассказы, очерки о своих современниках - забайкальцах. И через пять лет повесть вышла. Она называлась «Читинский острог». Написала она ее в творческом содружестве со своим братом Попковым И. С. Книга была издана в Восточносибирском издательстве и рассказывала о пребывании декабристов в Чите, в специально построенном для них остроге. По сегодняшним меркам тираж был достаточно большой - 15000 экземпляров. Книга разошлась мгновенно. Видимо тогда зерна упали на благодатную почву. Если помните, тогда при книжных магазинах были книгообмены, и на эту повесть легко можно было выменять любой мировой бестселлер.
Роман-хроника "Изгнание". Книга первая "Читинский острог". Книга вторая "Петровский каземат"
Но Мама трезво оценила свой труд. Она считала, что с документальным содержанием было все в порядке, а вот с литературной точки зрения над произведением стоило еще поработать. И тогда возникла мечта написать большой роман и рассказать всю историю пребывания декабристов в Сибири. Следующие двадцать лет ушли на то, чтобы первая книга «Читинский острог» была переработана полностью. Одновременно с ней родилась, и вторая книга «Петровский каземат». Обе вышли из печати в 2005 году. Иллюстрации для романа «Изгнание» (так назвали роман, объединивший все книги) выполнил известный забайкальский художник Н.М. Полянский. Литературная общественность восприняла их благосклонно. Маму приняли в Союз писателей России. Посыпались заказы на книги со всех концов нашей страны.
Роман-хроника "Изгнание". Книга третья "Поселение".
Казалось, вот-вот еще одно усилие и родится третья книга о самом трагическом периоде жизни декабристов в Сибири - поселении. Мама говорила, что книга в голове у нее уже написана. Но нет судьба не всегда к нам благосклонна. У нее стало пропадать зрение. Сначала она еще могла что-то писать сама. Потом, когда строчки стали наползать одна на другую, она стала писать практически на ощупь, подкладывая под руку с ручкой линейку, а потом и этого делать не смогла. Конечно, современные технологии могли бы ей помочь, но тогда их еще не было. Мы с братом жили в Благовещенске, а Мама и Отец в Чите, поэтому помочь ей не могли физически. Это был критический момент, и я до сих пор не знаю, как на это решился мой отец, ведь он никогда не печатал на пишущей машинке, но он сказал Маме: «Давай, надиктовывай мне текст, я буду записывать, а потом печатать на машинке». И сделал это. Позже текст пересылали нам, мы его уже оцифровывали, вычитывали и снова возвращали им. Папа читал уже правленый тест Маме, она на слух исправляла его и он опять печатал его на машинке. Все пятьсот страниц, которые составляют книгу сегодня, были как минимум напечатаны дважды, а то и трижды. Вот так родилась эта книга. Своего рода подвиг, рожденный подвигом. Люди моего поколения воспитывались на книгах Николая Островского. Сейчас, наверное, не все молодые люди знают, что он тоже писал свои книги слепым. Но это же человек-легенда, а здесь Мама. Третья книга романа «Изгнание» «Поселение» вышла в 2015 году. Книгу с одной стороны уже ждали, с другой отношение к декабристам стало меняться. За написание третьей книги Мама стала лауреатом литературной премии имени Михаила Вишнякова. Но тогда она уже серьезно заболела, и сама присутствовать на торжественном вручении диплома не смогла. Забайкальский губернатор лично приезжал ее поздравить. Забайкальское телевидение сняло о ней сюжет. В 2018 году родители переехали в Благовещенск, а в феврале 2019 Мамы не стало.
Но важно, что книга все-таки увидела свет. Об тайных обществах и восстании декабристов написано много. Теперь даже сняли фильм. А вот о том периоде, когда они вопреки всему смогли по-настоящему отдать свои жизни Сибири, ее развитию НАПИСАНО БЕСКОНЕЧНО МАЛО. Тем важнее, что это не просто хроника, а литературное произведение. Нам дальневосточникам, она тоже может быть интересна и потому что, единственный генерал-губернатор, который отнесся к сосланным декабристам, как к людям знания которых необходимо использовать на благо Родины был Муравьев-Амурский. Но и среди декабристов не все поддерживали Николая Николаевича Муравьева. Известный своими статьями декабрист Д. Завалишин неоднократно подвергал губернатора критике. Вообще мы многого о них не знаем. Меня в свое время просто потрясла судьба собирателя сибирских древностей, благодаря которому сохранилась достаточно большая подборка Албазинских грамот Г. Батенькова. Когда всех декабристов осудили и сослали в Сибирь, его фамилию по каким-то неведомым причинам потеряли. И из-за этого он пробыл в одиночном заключении в Петропавловской крепости двадцать лет. Чтобы не потерять рассудок, он переводил на разные известные ему языки единственно доступную ему книгу – Библию. До сих пор неизвестно где они спрятали составленные ими документы об их движении. В книге изложена одна из версий. В конце романа есть страницы, посвященные основанию нашего Благовещенска. Один экземпляр романа, если захотите вы сможете найти в нашей областной библиотеке, а небольшой отрывок здесь.
Вообще мне, конечно, сложно оценить труд, к которому ты причастен, но отзывы читателей в целом единодушны, роман захватывает и не оставляет равнодушным к прочитанному. Вот совсем недавно я посылал книги в Екатеринбург и получил такой отзыв от читательницы: «Вот, как и обещала: пишу свои впечатления. На днях прочитала первую часть трилогии, за три дня, можно сказать, «проглотила». Как же мне понравилось!!! Знаете, было ощущение, что я эту книгу знаю, как будто я читала её давно, но как-то позабыла. И вот «долгожданная» встреча, упоительное ощущение найденной пропажи. Знаете, как в детстве: торопишься дочитать, чтобы поскорее узнать, что же дальше! И ещё: поймала себя на мысли, что абсолютно «погрузилась в книгу» — во время чтения не замечала, что вокруг меня происходит. Мне ОЧЕНЬ понравилась читать ЭТУ книгу! Спасибо большое Вашей Маме за её огромный, красивый, интересный и познавательный труд! Жду не дождусь, когда начну читать продолжение. Обещаю, что напишу о своих впечатлениях. P.S. Когда перевернула последнюю страницу, появилось бесконечное сожаление, что Таких Людей сейчас в наше время нет». Удивительно, но это так.
Детский сборник "Сказки бабушки Вали"
Правда говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Пока мои дети были маленькими, Мама забирала их на лето к себе (она была преподавателем в строительном техникуме и отпуск у нее был большой) где вместе с ними писала замечательные сказки и стишки, которые потом были изданы отдельной книгой. Видимо потому, что детские сказки были написаны с детьми они любимы другими детишками, которые их читают. В канун 2014 года одну из ее сказок я размещал в своем блоге. Она называлась «В новогоднюю ночь». До самого конца Мама продолжала работать над произведениями для детей и часть детских сказок пока так и остались не изданными.
Поэтический сборник "Осенний вальс"
Она всю свою сознательную жизнь писала стихи и у нее вышел отдельный небольшой поэтический сборник. В свободное от обычных хозяйственных забот и дел время она рисовала, не как художник, а для души. Вот такая у меня была МАМА.
Закончить свое повествование я хочу стихами которые посвятил Маме забайкальский поэт Борис Макаров
Нет, Вы не умерли –
устали,
Ушли на временный покой.
И в караул почётный встали
Волконский,
Лунин,
Трубецкой...
К Вам припадают, будто
сёстры,
Спешат сказать
Признанья Слово,
Преодолев века и вёрсты,
Давыдова
И Муравьёва...
Вас чтут потомки
Декабристов,
Все те, кто хочет
Правду знать,
За то, что Вы о людях чистых
Сумели всем нам рассказать.
...Уйдут года,
Десятилетья,
Но не забудут люди Вас.
За труд великий
Наши дети
Спасибо скажут
Вам не раз.
Любое Слово
Ваше искрой
Осветит души и сердца,
Ведь Вы свой путь
По-декабристски
Прошли достойно
До конца.
Конечно, сегодня я расскажу не о декабристах, хотя и о них несколько слов будет сказано.
Иллюстрация к роману "Изгнание" Н.М. Полянского
Когда, из твоей жизни уходит самый близкий тебе человек – Мама, то ты чувствуешь неодолимое желание рассказать о ней. Конечно, это удается не сразу. Так вот и я молчал почти год, но выход на экраны фильма «Союз спасения» в какой-то мере подтолкнул меня к этому. Сейчас объясню почему.
Повесть-хроника "Читинский острог"
Сорок четыре года назад, когда Советский союз готовился отметить 150 годовщину со дня декабрьского восстания на Сенатской площади Читинское телевидение проводило олимпиаду, посвященную этой дате среди старшеклассников. Я тогда учился в 9 классе 49-й Читинской школы и решил принять участие. Конечно же, я имел весьма смутное представление о событиях 150-летней давности. Стал искать литературу.
Трухина Валентина Семеновна.
Тогда интернета и в помине не было. Все знание скрывалось в книгах, а их еще надо было найти. И тут мне помогла моя Мама – Трухина Валентина Семеновна. В процессе поиска ответов на поставленные в олимпиаде вопросы она и сам заинтересовалась этими людьми. Не теми людьми, которые вышли на Сенатскую площадь, а теми, которые в каторжных кандалах пришли в Забайкалье. Когда Владимир Высоцкий писал свои песни, он специально помещал своих героев в безвыходные ситуации, выводил на грань смерти. Здесь же сами герои поставили себя в такое положение, что только неимоверным усилием воли можно было остаться человеком (уже написав эти строки узнал, что сценарий к фильму написал сын В. Высоцкого). Она захотела рассказать об этом в литературной форме. Вот это-то и стало лейтмотивом всей ее дальнейшей жизни. Тогда ей было 40 лет. К тому времени она уже имела небольшой литературный опыт, писала небольшие рассказы, очерки о своих современниках - забайкальцах. И через пять лет повесть вышла. Она называлась «Читинский острог». Написала она ее в творческом содружестве со своим братом Попковым И. С. Книга была издана в Восточносибирском издательстве и рассказывала о пребывании декабристов в Чите, в специально построенном для них остроге. По сегодняшним меркам тираж был достаточно большой - 15000 экземпляров. Книга разошлась мгновенно. Видимо тогда зерна упали на благодатную почву. Если помните, тогда при книжных магазинах были книгообмены, и на эту повесть легко можно было выменять любой мировой бестселлер.
Роман-хроника "Изгнание". Книга первая "Читинский острог". Книга вторая "Петровский каземат"
Но Мама трезво оценила свой труд. Она считала, что с документальным содержанием было все в порядке, а вот с литературной точки зрения над произведением стоило еще поработать. И тогда возникла мечта написать большой роман и рассказать всю историю пребывания декабристов в Сибири. Следующие двадцать лет ушли на то, чтобы первая книга «Читинский острог» была переработана полностью. Одновременно с ней родилась, и вторая книга «Петровский каземат». Обе вышли из печати в 2005 году. Иллюстрации для романа «Изгнание» (так назвали роман, объединивший все книги) выполнил известный забайкальский художник Н.М. Полянский. Литературная общественность восприняла их благосклонно. Маму приняли в Союз писателей России. Посыпались заказы на книги со всех концов нашей страны.
Роман-хроника "Изгнание". Книга третья "Поселение".
Казалось, вот-вот еще одно усилие и родится третья книга о самом трагическом периоде жизни декабристов в Сибири - поселении. Мама говорила, что книга в голове у нее уже написана. Но нет судьба не всегда к нам благосклонна. У нее стало пропадать зрение. Сначала она еще могла что-то писать сама. Потом, когда строчки стали наползать одна на другую, она стала писать практически на ощупь, подкладывая под руку с ручкой линейку, а потом и этого делать не смогла. Конечно, современные технологии могли бы ей помочь, но тогда их еще не было. Мы с братом жили в Благовещенске, а Мама и Отец в Чите, поэтому помочь ей не могли физически. Это был критический момент, и я до сих пор не знаю, как на это решился мой отец, ведь он никогда не печатал на пишущей машинке, но он сказал Маме: «Давай, надиктовывай мне текст, я буду записывать, а потом печатать на машинке». И сделал это. Позже текст пересылали нам, мы его уже оцифровывали, вычитывали и снова возвращали им. Папа читал уже правленый тест Маме, она на слух исправляла его и он опять печатал его на машинке. Все пятьсот страниц, которые составляют книгу сегодня, были как минимум напечатаны дважды, а то и трижды. Вот так родилась эта книга. Своего рода подвиг, рожденный подвигом. Люди моего поколения воспитывались на книгах Николая Островского. Сейчас, наверное, не все молодые люди знают, что он тоже писал свои книги слепым. Но это же человек-легенда, а здесь Мама. Третья книга романа «Изгнание» «Поселение» вышла в 2015 году. Книгу с одной стороны уже ждали, с другой отношение к декабристам стало меняться. За написание третьей книги Мама стала лауреатом литературной премии имени Михаила Вишнякова. Но тогда она уже серьезно заболела, и сама присутствовать на торжественном вручении диплома не смогла. Забайкальский губернатор лично приезжал ее поздравить. Забайкальское телевидение сняло о ней сюжет. В 2018 году родители переехали в Благовещенск, а в феврале 2019 Мамы не стало.
Но важно, что книга все-таки увидела свет. Об тайных обществах и восстании декабристов написано много. Теперь даже сняли фильм. А вот о том периоде, когда они вопреки всему смогли по-настоящему отдать свои жизни Сибири, ее развитию НАПИСАНО БЕСКОНЕЧНО МАЛО. Тем важнее, что это не просто хроника, а литературное произведение. Нам дальневосточникам, она тоже может быть интересна и потому что, единственный генерал-губернатор, который отнесся к сосланным декабристам, как к людям знания которых необходимо использовать на благо Родины был Муравьев-Амурский. Но и среди декабристов не все поддерживали Николая Николаевича Муравьева. Известный своими статьями декабрист Д. Завалишин неоднократно подвергал губернатора критике. Вообще мы многого о них не знаем. Меня в свое время просто потрясла судьба собирателя сибирских древностей, благодаря которому сохранилась достаточно большая подборка Албазинских грамот Г. Батенькова. Когда всех декабристов осудили и сослали в Сибирь, его фамилию по каким-то неведомым причинам потеряли. И из-за этого он пробыл в одиночном заключении в Петропавловской крепости двадцать лет. Чтобы не потерять рассудок, он переводил на разные известные ему языки единственно доступную ему книгу – Библию. До сих пор неизвестно где они спрятали составленные ими документы об их движении. В книге изложена одна из версий. В конце романа есть страницы, посвященные основанию нашего Благовещенска. Один экземпляр романа, если захотите вы сможете найти в нашей областной библиотеке, а небольшой отрывок здесь.
Вообще мне, конечно, сложно оценить труд, к которому ты причастен, но отзывы читателей в целом единодушны, роман захватывает и не оставляет равнодушным к прочитанному. Вот совсем недавно я посылал книги в Екатеринбург и получил такой отзыв от читательницы: «Вот, как и обещала: пишу свои впечатления. На днях прочитала первую часть трилогии, за три дня, можно сказать, «проглотила». Как же мне понравилось!!! Знаете, было ощущение, что я эту книгу знаю, как будто я читала её давно, но как-то позабыла. И вот «долгожданная» встреча, упоительное ощущение найденной пропажи. Знаете, как в детстве: торопишься дочитать, чтобы поскорее узнать, что же дальше! И ещё: поймала себя на мысли, что абсолютно «погрузилась в книгу» — во время чтения не замечала, что вокруг меня происходит. Мне ОЧЕНЬ понравилась читать ЭТУ книгу! Спасибо большое Вашей Маме за её огромный, красивый, интересный и познавательный труд! Жду не дождусь, когда начну читать продолжение. Обещаю, что напишу о своих впечатлениях. P.S. Когда перевернула последнюю страницу, появилось бесконечное сожаление, что Таких Людей сейчас в наше время нет». Удивительно, но это так.
Детский сборник "Сказки бабушки Вали"
Правда говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Пока мои дети были маленькими, Мама забирала их на лето к себе (она была преподавателем в строительном техникуме и отпуск у нее был большой) где вместе с ними писала замечательные сказки и стишки, которые потом были изданы отдельной книгой. Видимо потому, что детские сказки были написаны с детьми они любимы другими детишками, которые их читают. В канун 2014 года одну из ее сказок я размещал в своем блоге. Она называлась «В новогоднюю ночь». До самого конца Мама продолжала работать над произведениями для детей и часть детских сказок пока так и остались не изданными.
Поэтический сборник "Осенний вальс"
Она всю свою сознательную жизнь писала стихи и у нее вышел отдельный небольшой поэтический сборник. В свободное от обычных хозяйственных забот и дел время она рисовала, не как художник, а для души. Вот такая у меня была МАМА.
Закончить свое повествование я хочу стихами которые посвятил Маме забайкальский поэт Борис Макаров
Нет, Вы не умерли –
устали,
Ушли на временный покой.
И в караул почётный встали
Волконский,
Лунин,
Трубецкой...
К Вам припадают, будто
сёстры,
Спешат сказать
Признанья Слово,
Преодолев века и вёрсты,
Давыдова
И Муравьёва...
Вас чтут потомки
Декабристов,
Все те, кто хочет
Правду знать,
За то, что Вы о людях чистых
Сумели всем нам рассказать.
...Уйдут года,
Десятилетья,
Но не забудут люди Вас.
За труд великий
Наши дети
Спасибо скажут
Вам не раз.
Любое Слово
Ваше искрой
Осветит души и сердца,
Ведь Вы свой путь
По-декабристски
Прошли достойно
До конца.
метки: .
Поделиться:
