13 апреля, 22:51

Римско - Католический костел. История. Советы устроили склад оружия.

Римско-Католический костел. История создания.

К концу XIX века в Благовещенске проживало около 400 человек католиков, в основном польского и литовского происхождения. Польская диаспора была достаточно заметной в жизни города, хотя немногочисленной. Одним из ярких представителей поляков был купец Франц Максимилианович Ождженский. В начале ХХ века его торговые ряды занимали половину квартала по ул. Амурской, между Благовещенской (Пионерской) и Садовой (50 лет Октября).

В 1890 году капеллан Радзишевский ходатайствовал о строительстве костела в Благовещенске и в 1893 году Городская дума выделила участок земли на углу улиц Иркутской (Горького) и Садовой (50 лет Октября). На разработку проекта и его согласование во всех инстанциях ушло около трех лет. В 1896 году был построен костел по проекту гражданского инженера Л.И. Чайковского. При строительстве было оставлено место под колокольню, которая появится лишь спустя 16 лет.

Костел был возведен на средства прихожан. Первым священником был Петр-Павел Бульвич, впоследствии он стал куратором Амурского края, и до июня 1909 года проживал в Благовещенске.

В 1911 году по инициативе настоятеля храма отца Антония Жуковского было запланировано строительство колокольни на месте старого фундамента. В 1912 году с южной стороны была пристроена двухъярусная четырехугольная колокольня с пирамидальной крышей, на вершине которой был установлен крест. Весь проект был профинансирован прихожанами храма Преображения Господня. Дом для священнослужителей был построен в 1902 году и располагался также на территории храма.

15 октября 1911 года дорожно-строительное управление приняло проект дома Римско-католического прихода в Благовещенске. Храм был полностью готов для проведения обрядов и служб. В 1913 году на территории храма был построен дом, где разместились приходское училище, приют и католическая лечебница, в которой работали сестры монахини.

После революции, в 1923 году, когда практически все здания, заводы и учреждения были национализированы, местная католическая диаспора, практически всем составом покинула Благовещенск и перебралась в Польшу и Прибалтику. Однако, приход в городе остался и продолжал свои службы. В годы 1922-30-е партийные, городские власти и общества безбожников очень активно вели борьбу с приходами. Деревянные церкви все сгорели от «природных стихий», иконы были порублены топорами, остальное убранство безбожно уничтожалось. Каменные закрывались, и на приходы осуществлялось колоссальное давление.

Малочисленные приходы, к этому времени состоявшие только из стариков, так как трудоспособных отвадили от хождения в храмы и финансирования приходов, столкнулись с тяжелейшим бременем по содержанию культовых сооружений. Так, все приходы к 1930 году, и православные, в том числе Шадринского собора, и католический собственноручно отказались от своих зданий и письменно просили городские власти принять их храмы к себе. Беспощадный план на истощение сработал, и местная власть, на законных правах, приняв все церкви быстро приспособила их под свои нужды. Судьбой католического костёла было стать военным складом.

Но нашему герою повезло, его не только не обезглавили, снеся крест и колокольню, но уже через 15 лет, к 1947 году решили передать христианам. К этому времени от католического прихода ничего не осталось, да это было и не мыслимо отдать вернуть костел управляемой из-за рубежа организации. Поэтому выбор пал на Русскую православную церковь, которая и восстановила службу с 1947 года. Кстати, и православные за 70 лет пользованием зданием, не решились снести католический крест, хотя внутри все было устроено по православным канонам.

Для благовещенцев, особенно родившихся еще при СССР, храм выглядит привычно, но у приезжих вызывает вопросы, несоответствием православной архитектуре. Но для жителей - это такой исторический компромисс, когда мы имеем возможность прийти в храм, даже если на нем нет куполов в виде луковок. Особенно это было важно в 1980-90-е годы, когда запреты рухнули, советская идеология пала, и люди вспомнили и обратились к Богу.

Нас встречает священник этого храма иеромонах отец Августин. Мы специально выбрали нерабочий день, чтобы не мешать прихожанам и службе в храме, и позволив вам заглянуть за двери храма, особенно, если вы здесь никогда не были. Первое к чему мы прикасаемся входя в храм - это ручка двери. И она здесь родная, 107 лет встречает своих гостей. И уважающий себя краевед должен непременно прикоснуться к ней.

Пройдя через небольшой тамбур, который является, в первую очередь, колокольней храма, мы оказываем непосредственно в самом храме, где размещен алтарь и проходят все богослужения. Отец Августин памятуя формат нашего проекта сразу подводит нас к люку, ведущему в подвал храма.

Дружно подняв люк мы понимаем, что «подвал» - это весьма условное определение этого подпола. По сути, это расстояние между уровнями земли и пола, равное одному метру. Меня отправляют туда чтобы разглядеть и обследовать эту полость. Экскурсия получилась непродолжительная и мало примечательная и меня вызволяют на свет Божий.

Не смотря на то, что храм уже 73 года находится в ведении Русской Православной Церкви, его убранство весьма сдержанно и даже аскетично, он больше похож на протестантский костёл. Обычно православные храмы богато расписаны - и стены и потолок, фреска является обязательным атрибутом, создающим величественную атмосферу храма. Здесь все очень просто и скромно, белые чистые стены переходят в такой же чистый потолок. Возможно это охранное обязательство, сохранить исторические католические интерьеры, но возможно такой аскетичный концепт.

В первых строках напомню, что мы в своем проекте рассказываем про здания. Мы не обсуждаем учебный план гимназии или производственный - музея. Так и сегодня, мы продолжаем говорить про здание бывшего костёла, где сегодня действует храм Гавриила, но не про католицизм, православие или протестантизм. И так, движемся!

Заглянув под пол и немного осмотревшись в самом храме, в честь архангела Гавриила подворье Свято-Троицкого монастыря, мы отправились на чердак, путь туда лежит через балкон для хора. Поднявшись, здесь открывается совсем другой вид на храм и на иконостас, становится очень трепетно и возвышенно.

Заходим в колокольню, и уже из небольшого помещения по лестнице, устремляемся вверх и вот она - дверь на чердак! Зайдя сюда, оказываешься в очень просторном помещении. Это уже улица, темно и холодно. Все разбредаются в разные стороны. Мы находим дореволюционную скобу, сцеплявшую брёвна. Я сразу направился в самый конец чердака, заснять окно и по пути осмотреть пространство. Руслан с отцом Августином шурфанули угол и восторженный иеромонах радостно возвещает о находке - 2 копейки 1914 года!!!

Именно здесь, на чердаке, мы видим как колокольня встраивалась уже в действующее здание, именно здесь, так как с улицы это выглядит лаконично и цельно. Отец Августин поделился не только историческими фактами, но и бытовыми, как спасали и восстанавливали крышу храма.

После чердака мы поднимаемся ещё выше - на колокольню. Эти готические огромные окна. Именно внутри башни установлены колокола, и их перезвон разливается по окрестным улицам. Для колокольного звона важно подобрать созвучные между собой колокола, именно по этому, исторические дореволюционные колокола стоят без дела, бережно прикрытые материей.

На наш взгляд, эта экскурсия, не смотря на Январские морозы, по времени оказалась удачной - в самый канун Рождества Христова.

Читайте первым в Инстаграме @amurotgoloski.

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 656

метки: .


Поделиться:

Меня отправляют туда чтобы разглядеть и обследовать эту полость.

опять кинули на передовую, того, кого не жалко. как Башмаков до своих лет дожил не понятно с таким отношением к нему его коллег

--
В России живем, сам понимаешь
Православники нахально оккупировали костел. Причина в том, что нет никакоц православной религии, а есть просто правящий орган. Ну и само собой все равно какое здание им освоить под церковь. Каноны впишут. Купола выставят. Вобщем атрибут власти данного органа конечно как брендовый символ необходим земли
--
благовещенск

...Один, очень характерный, штрих. У католического храма (о котором речь) крест на колокольне ориентирован - север-юг. У православного храма на Рёлочной, ориентация креста - восток-запад. ...Тонкости, да? Или что-то ПРИНЦИПИАЛЬНО важное? Речь о том, может ли считаться храм ПРАВОЛСЛАВНЫМ, если крест на навершии ориентирован ПО-КАТОЛИЧЕСКИ?

Или крест поставьте по-православному, или храм отдайте католикам - вполне закономерное суждение.

--
Nifashev

...Один, очень характерный, штрих. У католического храма (о котором речь) крест на колокольне ориентирован - север-юг. У православного храма на Рёлочной, ориентация креста - восток-запад. ...Тонкости, да? Или что-то ПРИНЦИПИАЛЬНО важное? Речь о том, может ли считаться храм ПРАВОЛСЛАВНЫМ, если крест на навершии ориентирован ПО-КАТОЛИЧЕСКИ?

Или крест поставьте по-православному, или храм отдайте католикам - вполне закономерное суждение.

Иисус Христос был один, а верований, традиций, и других атрибутов религии возникло множество. Вера, если она есть, находится в Душе и Сердце человека, в них нет крестов или другой атрибутики. Поэтому, когда человек приходит в храм, чтобы обратиться к Иисусу Христу, не имеет значения, как выглядит здание или помещение. Это церковники разделили верующих людей на "истинных" и "отступников", поэтому и происходит вражда внутри одной религии. Это касается не только христианства, но и других религий.

--
Помни о прошлом, живи настоящим, думай о будущем.

Всё дело в вере, что ДУША - БЕССМЕРТНА. Верили в это - все, наверное, религии. Оформление этой веры, конечно, самое разное. Но ритуальная сторона каждой религией подчёркивалась ПРИНЦИПИАЛЬНО. И про это мой комментарий. Сама идея бессмертия души тут не затрагивается.

К слову, с какого конца разбивать яйца - с ТУПОГО или ОСТРОГО - этот вопрос послужил поводом к войне у лилипутов. Свифт ярко описал эти РИТУАЛЬНЫЕ религиозные противоречия. Что в корне всего? Наверное, чувство ревности одних церковников к другим - кому именно выступать в роли пастухов, чтобы стричь послушных религиозных овечек?

--
Человек есть вера и неверие. Все остальное приписаное и придуманое. Аксиома. Что тут говорить? Только игра слов, а в этой игре важна мельчайшая закорючка из ритуалов и прочих атрибутов верования противоречия от атеизма.
--
благовещенск
OT

Православники нахально оккупировали костел. Причина в том, что нет никакоц православной религии, а есть просто правящий орган. Ну и само собой все равно какое здание им освоить под церковь. Каноны впишут. Купола выставят. Вобщем атрибут власти данного органа конечно как брендовый символ необходим земли

...в смысле - оккупировали? тебе же ясно сказали что католики бросили костел и свалили отседова,а потом твои же любимые комуняки отдали его православным. так что все по понятиям...)))

--
Проклятые коммуняки душили и вешали кержаков и попов, а по итогу кержак и живы и попа храмы на дарили, кто то оболгал коммуняк
--
кержак
OT

Православники нахально оккупировали костел. Причина в том, что нет никакоц православной религии, а есть просто правящий орган. Ну и само собой все равно какое здание им освоить под церковь. Каноны впишут. Купола выставят. Вобщем атрибут власти данного органа конечно как брендовый символ необходим земли

...в смысле - оккупировали? тебе же ясно сказали что католики бросили костел и свалили отседова,а потом твои же любимые комуняки отдали его православным. так что все по понятиям...)))

С чего-бы отдали "комуняки" православникам, если там-же приписвыают про использование под склад вооружения да мало-ли на что. Понятно-же, что РПЦ удалось настоять на присвоение костела. А иначе теперь-бы небыло проблемы возврата костела истинным наследникам
--
благовещенск
Undertaker
Проклятые коммуняки душили и вешали кержаков и попов, а по итогу кержак и живы и попа храмы на дарили, кто то оболгал коммуняк
)))))Вот оно так и есть. Теперь от "коммуняков" да в "ведро". И до какого ныне лешака понесло недобитого кержака? Не забывай Кержак помолиться на ночь.
--
благовещенск

Даниил, кто тебе минусы ставит, кому дорожку перешел? Похоже, потомки тех, кто склады и конюшни устраивал в храмах.

--
А.Шарий рулит!
OT

Православники нахально оккупировали костел.

большевико-католик

--
А.Шарий рулит!
oenesterov

Даниил, кто тебе минусы ставит, кому дорожку перешел? Похоже, потомки тех, кто склады и конюшни устраивал в храмах.

Этт ты на меня намекаешь? Ну и зря. Я не привык вообще ставить всяеие лайки, но ставлю только положительные кому надо иногда. Просто забываю. Привычки нет на это. А отрицательные вообще не интересют.меня. Их и так найдется кому ставить.
--
благовещенск
oenesterov
OT

Православники нахально оккупировали костел.

большевико-католик

Нет. Абсолютно равнодушен ко всякой религии. Только во организованном вмешательстве религии в общество вызывает н астороженность. Причина в том, что религия организованная всегда есть власть , что всегда в себе несет внутреннее насилие. А к вере нет у менч претензий . Верует значит так ему лучше.
--
благовещенск
ОТ
А к вере нет у менч претензий . Верует значит так ему лучше.

да? что-то не похоже на правду. ты же первый свою пачку разеваешь как только где-то услышишь про православие

--
А.Шарий рулит!
oenesterov
ОТ
А к вере нет у менч претензий . Верует значит так ему лучше.

да? что-то не похоже на правду. ты же первый свою пачку разеваешь как только где-то услышишь про православие

Православие - одна из разновидностей христианства. Кроме католицизма, кальвинизма, лютеранства и прочих. И все они друг другу враждебны! Не говоря уже об исламе, иудаизме, синтоизме, шаманских верованиях... Если ОТ отвергает православие, это вовсе не значит, что он против вообще РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

--
Undertaker

Проклятые коммуняки душили и вешали кержаков и попов, а по итогу кержак и живы и попа храмы на дарили, кто то оболгал коммуняк

...таладна то сгущать,Ундер...нема у меня ненависти к комунякам.глупо это...что было то быльём поросло...чисто трезвая оценка...

--
OT
Undertaker

Проклятые коммуняки душили и вешали кержаков и попов, а по итогу кержак и живы и попа храмы на дарили, кто то оболгал коммуняк

)))))Вот оно так и есть. Теперь от "коммуняков" да в "ведро". И до какого ныне лешака понесло недобитого кержака? Не забывай Кержак помолиться на ночь.

...окстись,хороняка...))) с едрой мне в разные стороны. а вот помолиться перед сном не грех...да и не только перед сном...

--
кержак
OT
Undertaker

Проклятые коммуняки душили и вешали кержаков и попов, а по итогу кержак и живы и попа храмы на дарили, кто то оболгал коммуняк

)))))Вот оно так и есть. Теперь от "коммуняков" да в "ведро". И до какого ныне лешака понесло недобитого кержака? Не забывай Кержак помолиться на ночь.

...окстись,хороняка...))) с едрой мне в разные стороны. а вот помолиться перед сном не грех...да и не только перед сном...

Ну и то мы как-то уже смыкнулись. А молись - не молись,.тут нет справок о себе и приговор решает судьба
--
благовещенск
кержак

...окстись,хороняка...))) с едрой мне в разные стороны. а вот помолиться перед сном не грех...да и не только перед сном...

Старик (молится):

- Господи! Укрепи и направь!

Старуха (с печи):

- Много-то у Господа не проси! Моли, чтобы укрепил! А направить я и сама сумею.

--

....во первых,прошу прощения за прошлый пост - молитва,конечно же не грех! только благо! ....и это...напомню что молиться можно не токмо за свой "живот" ...

--
кержак

....во первых,прошу прощения за прошлый пост - молитва,конечно же не грех! только благо! ....и это...напомню что молиться можно не токмо за свой "живот" ...

Интересное кино! Будет ли "продолжение банкета"?

--

...работай,Сергей Олегович...

--

Атеисты осуждают молитвы, мол, всё это пустая трата времени.

А теперь спросим атеистов, как они поступают, когда перед ними возникают одни за другими проблемы? Решают их, или просто отбрасывают? А они возвращаются и увеличиваются. Тогда человек просто стремится успокоиться, а для этого может посидеть в тихой и спокойной обстановке, или пойти прогуляться, чтобы развеяться. Когда он так поступит, проблемы, которые не давали спокойно себя чувствовать, начинают уменьшаться и появляется выход, как их решить. Чем такое поведение атеиста отличается от молитвы? Ни чем, только форма другая. Обращаясь мысленно к Богу, Богородице, президенту, императору, родственникам и уважаемым знакомым..., человек успокаивается, а в спокойном состоянии (но не безразличном) появляется ответ в сознании человека, как поступать дальше. Кто помог человеку? Он сам себе и помог, через обращение к невидимому, но им почитаемому.

--
Помни о прошлом, живи настоящим, думай о будущем.

Вставка картинок временно доступна только через сторонние сервисы (последняя кнопка в редакторе), например radikal.ru.
После загрузки на сторонний сервис вставляйте на форум только ссылку на картинку, никаких кодов (если вы пользуетесь не bb-редактором).

Чтобы оставить комментарий необходимо быть зарегистрированным и авторизованным пользователем.

Зарегистрируйтесь

или

Авторизуйтесь


Даниил  Башмаков
Коллекционер, Краевед, Кладоискатель.
отправить личное сообщение блогеру
Топ авторов за 7 дней все блогеры
Игорь Павлов

Фотографъ. Музыкант.Хранитель старины.

Просмотров: 1467

Евгений Волков

юрист-идеалист

Просмотров: 392

Андрей Ягелло

финансист

Просмотров: 250

Виталий Злочевский

юрист, специалист по недвижимости

Просмотров: 135

Анатолий Рубцов

человек ищущий

Просмотров: 107

Авторы блогов все блогеры
Виталий Злочевский

юрист, специалист по недвижимости

вчера, 21:42
Игорь Павлов

Фотографъ. Музыкант.Хранитель старины.

вчера, 12:28
Анатолий Рубцов

человек ищущий

вчера, 11:14
Светослав Ильиных

журналист

12 мая, 13:01
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

11 мая, 14:34
Евгений Волков

юрист-идеалист

10 мая, 19:44
Андрей Ягелло

финансист

7 мая, 22:52
Игорь Волобуев

юрист

3 мая, 21:32
Павел Антошин

общественник

28 апреля, 12:14
Даниил  Башмаков

Коллекционер, Краевед, Кладоискатель.

26 апреля, 23:20
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

23 апреля, 16:35
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

19 апреля, 11:00
Игорь Путилов

русский в Китае

13 марта, 21:48
Николай Макаров

врач

23 февраля, 15:05
Борис Белобородов

защищаю права предпринимателей

4 февраля, 09:49
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора, при учёте ограничений, установленных настоящими Правилами. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия и премодерации администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь, достоинство и деловую репутацию физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы Российской Федерации и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. Не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, являющихся предвыборной агитацией, политической рекламой/антирекламой.

  8. В период проведения избирательной кампании по выборам (вне зависимости от территории проведения) не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, содержащих любое указание на наименование, символику, действия (бездействия) избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, содержащих любое указание на персональные данные, изображения, действия (бездействия) выдвинутых кандидатов, проведение/опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с проводимыми выборами.

  9. В случае однократного нарушения Автором положений настоящего пункта, Администрация сайта www.amur.info производит блокировку блога Автора до дня окончания соответствующей избирательной кампании.

  10. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  11. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием блогов и размещаемых к ним комментариев, в том числе в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  12. Осуществление контроля со стороны Администрации сайта www.amur.info предполагает возможность без направления какого-либо уведомления удаления сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, редактирования сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, блокировки блога в случае неоднократного нарушения Автором положений настоящих Правил.

  13. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  14. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  15. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  16. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  17. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  18. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на Форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.