16 мая 2013, 04:15

Радиодива Каннского фестиваля и ее русский акцент

(повтор интереснейшей беседы в день открытия 66-го Каннского фестиваля)

27 мая закончился юбилейный 65-ый Каннский фестиваль. Событие, которое ежегодно собирает на не такой уж и большой площади маленького средиземноморского городка тысячи людей, пополнило книгу всемирного кинематографа на еще одну главу. Звезды вернулись в свои киностудии, а журналисты - в свои редакции. На протяжении еще нескольких месяцев газетчки будут писать, телевизионщики показывать, а радийщики говорить о фильмах, режиссерах, артистах...

Среди тех, кто ежегодно поднимается во Дворец Фестивалей по красной дорожке - Инга Домбровская. Начильник русской редакции Международной французской радиостанции RFI, профессиональный кинокритик - член Национальной федерации кинокритиков Франции - для которой мировой  кинематограф - это не просто профессия, а часть жизни. Представьте себе, за плечами этого человека 23 (!) фестиваля !

 

О кино, о его истории, о его проблемах и успехах с Ингой можно говорить часами - это совершенно ясно : человек, волею случая оказавшийся в зазеркалье самого значимого кино-события в мире, своим опытом делиться невероятно щедро, открыто и с удовольствием. И не без иронии отмечает, что те журналисты, которые стремятся попасть на гала-покзазы по заветному красному полотну - скорее всего новички.

А мастерам уже давно известны все  "потайные дверцы" в волшебный мир кино !

Чемпионат мира по кино

 - Франция и кино  -  это совершенно особая тема, - начинает делиться впечатлениями Инга Домбровская. - Работа в кино здесь -  будь это критика, история или описание повседневной жизни кинематографа  -  совершенно удивительная вещь ! Мы знаем, что Индия стоит на первом месте по количеству производимых фильмов, но по долям рынка Франция занимает второе место на международном уровне,  a на первом - США. Франция производит более 280-ти фильмов в год ! Огромнейшее количество ! В Европе это абсолютный лидер. К тому же, это родина кино, и жизнь французского кинематографа безумно насыщенна, разнообразна, обильна. Я веду еженедельную рубрику, и для нее можно было бы создать отдельный сайт - настолько богата событиями французская кинематографическая жизнь сегодня.

- Как Вы попали в этот мир ?

-  Изначально это было необходимостью. У наc маленький коллектив, и существует так называемая "текучка", которую делают все : новости, обзоры прессы, политические комментарии, тема дня, события дня... Актуалка, которую каждый делает каждый день. Помимо этого, существуют тематические программы. На нашей радиостанции эти два поля разделены  - это значит, что есть люди, которые занимаются только новостями, и те, кто ведет определенные тематические рубрики. У нас редакция маленькая, и мы не смогли себе позволить такое разделение. И совершенно случайно случилось так, что на мою долю выпало кино. Из-за нехватки перманентных рук.

-  А с какого времени Вы увлекаетесь кино на профессиональном уровне ? Как Вы стали кинокритиком ?

-  Впервые я попала на Каннский фестиваль в 1989 году, а с 1993 года я являюсь членом Национальной федерации кинокритиков Франции. Чтобы туда попасть нужно писать про кино. Это профессиональное объединение кинокритиков, их несколько во Франции, я состою именно в этом. Оно регулярно организует тематические коллоквиумы, круглые столы, распространяет относящуюся к кино информацию.  Для журналистов, имеющих карту кинокритика, доступ в кинотеатры бесплатный, что немало важно. И, eстественно, Каннский Фестиваль - это крупнейшее событие в мире. Юрий Гладильщиков, кинокритик, назвал его когда-то Чемпионатом мира по кино (улыбка). И по количеству журналистов, Каннский Фестиваль - второе событие в мире после Олимпийских игр. В этом году там работало около четырех тысяч журналистов. Соответственно, это очень бурная, безумно увлекательная жизнь.  Нынешний, 65-ый фестиваль, стал 23-тьим для меня. Но это не рекорд - cо мной была коллега, для которой это был 40-ой фестиваль (улыбка).

-  И Вам это еще не приелось, извините за такой кощунственный вопрос ?

- Приесться это не может. Каждый раз -  это что-то новое, что хватает за горло, веселит, трогает до невозможности -  с этим связана обширная гамма эмоций, потому что это не просто новости и нейтральность - кино не может оставлять человека нейтральным. И, если в классической журналистике, нейтральность - это мерило компетентности журналиста, то в кино, отзывчивость и эмоциональная реакция -  это, что будет вами руководить при написании материалов.

- В своем эфире, посвященном закрытию Фестиваля, Вы говорите о доступности многих артистов. Кто был доступен для Вас в этот раз ?

- Прежде всего, надо начать с того,  что  это не распространяется на американских кинозвезд. Это связано с концептуальным различием того, что такое кино в Америке и во Франции. Это абсолютно разные вещи. В свое время, в 80-ые годы, случилось очень сильное противостояние между Францией и США, потому что последние настаивали на том, чтобы кинематограф был включен как любой товар в Генеральное соглашение по тарифам и торговле, на смену которого пришла Всемирная организация торговли. Она регулирует весь коммерческий международный обмен. США  хотели тогда, чтобы фильм подвергался всем тем же таможенным и пошлинным обложениям, что и любой продукт. Франция настаивала, чтобы кино было исключено из этого торгового международного оборота, потому что это культурный продукт. И тогда появился термин "exception culturelle" - культура исключается из коммерции. Франции, как вы понимаете, удалось выиграть, благодаря чему мы имеем сегодня французскую систему кино, такой, какая она есть : богатую, разнообразную, процветающую. Поэтому коммерческий продукт не может соревноваться с явлением культуры, который по своему определению - редкий цветок. Это явления не сопоставимые. В результате этого, звезды, которые приезжают в Канны, которые являются частью голливудской машины, соблюдают свои контракты. У них время расписано. Как правило, снимается  номер в отеле в какой-нибудь шикарной гостинице, и по десять минут к ним запускаются журналисты. Что можно спросить за десять минут?! Представьте себе состояние этого несчастного актера, который принял у себя 30 журналистов и ответил на совершенно одинаковые вопросы : каждому нужно набрать материал для своего эфира или номера. Французские звезды, не имея никаких контрактных обязательств, ведут себя гораздо более свободно, они гораздо более доступны, как и все европейские артисты. Итальянский режиссер Нанни Моретти, председатель жюри этого года, позволял себе ужинать в городе, где рядом сидели совершенно простые люди. Точно также, например, идя  по знаменитой каннской набережной Круазетт, вам на встречу может идти Спайк Ли или кто-то еще... Я думаю, что для американских артистов Фестиваль - это очень важный момент вдохновения,  но от "кокона", связанного с их контрактными обязательствами, они не всегда могут себе позволить то, чего бы хотели.

- А что на протяжении двадцати трех лет на Каннском фестивале видите Вы, чего никогда в жизни не увидим и не узнаем мы ?

- Канны - это своего рода машина. Там 4000 журналистов, там все бегают, там постоянно какие-то просмотры. Везде быть

- Чем запомнился Вам юбилейный, 65-ый Каннский фестиваль ?

- Поскольку он был посвящен памяти Мерилин Монро, все внутреннее убранство Дворца фестивалей было украшено ее огромными черно-белыми фотоснимками. В частности, где она держит в руках торт и задувает свечку. Также висели огромные снимки Мерилин Дитрих. Но также, этот Фестиваль запомнился тем, что он был самым дождливым. И это, конечно, ужасно, потому что Канны - это праздник, это момент, когда, по Каннской лестнице следует дефиле из звезд, одетых в вечерние платья, поэтому под проливным дождем и, когда температура 16 градусов, с обнаженными плечами, с прозрачным платьем и на высоких каблуках эффектно продефилировать очень тяжело! А надо знать, что этот протокол действует и на журналистов. Если вы идете на так называемый гала-сеанс, то, кто бы вы ни были - журналист, продюсер, кинозвезда, просто посетитель - кто угодно - вы обязаны быть в вечернем туалете. Очень многие простудились, кашляли, чихали...

- Как обычно ведут себя русские ? :)

- Вы знаете, по-разному. Но поскольку туда попадает, в основном, авторское кино, мы общаемся с такими людьми, как Лозница, Сокуров, Звягинцев. Каждое интервью с ними - это как-будто человек дарит тебе какие-то жемчужины. В особенности, Сокуров - автор удивительный ! Он же еще очень любит работать руками, он сам делает всевозможные линзы, с оптикой любит работать сам : у него совершенно уникальные объективы. И, конечно, когда такой человек начинает говорить о своем видении кино, это всегда бывает откровением. В этом плане мы избалованы удивительным общением с удивительными людьми.

Журналистика с французским акцентом

- Инга, почему Вы выбрали себе именно путь журналиста и именно во Франции ?

-   Надо сказать, что  я опубликовала свою первую статью в 16 лет,  в газете "Московские новости". К тому же, моя мама - журналист. Потому я думала с детства идти либо по стопам мамы, либо бабушки - в медицину. Журналистика перетянула. Приехала во Францию в 1987 году, училась здесь  в университете, pаботала во многих редакциях, а потом совершенно случайно нашла работу на RFI. Мне было 22 года. Я писала на какие-то культурные темы, про искусство… Была совершенно молодым человеком, неопытным и неоперившимся. Здесь состоялось мое становление как журналиста, и прежде всего, как журналиста политического. Это то, чего от нас требует работодатель - наша большая международная радиостанция. По примеру BBC, "Голосa Америки", "Deutsche Welle"... Когда я была совсем молодой, мне доводилось делать какие-то материалы и для других международных изданий, но мне по душе радиостанция с французским акцентом, потому что мне кажется, что Россию и Францию связывает совершенно удивительная общая история, особенно в XX веке. Мы сейчас с вами сидим у Дома Радио. Вот здесь, за этими домами находится авеню Полковника Бонне, там, в доме 13 Бис, жили Мережковский и Гиппиус. Именно там по четвергам, в 20-30-ые годы, они устраивали свои вечера "Зеленая лампа". Туда приходил весь цвет литературной иммиграции Парижа. Это буквально в двух шагах от нас. Чуть подальше, улица Жака Оффенбаха - там жил Бунин, там висит мемориальная доска. Уже сама эта география парижская - для любого русского человека, а тем более журналиста - просто священна, удивительна - это магия ! Это то, к чему привыкнуть невозможно, как и невозможно привыкнуть к Эйфелевой Башне. Вы идете по Парижу - и вдруг появляется Она - и именно блеск в глазах, и сердце замирает. Это совершенно удивительные культурные символы Парижа.

-  Что Вы считаете своей самой большой журналистской удачей ?

- В плане личном, это, конечно, какие-то особенно удачные передачи, прямые эфиры, когда ты успеваешь раньше, чем другой выпустить свой материал или с какой-то звездой записал интервью. Или, например, случай с Золотой пальмовой ветвью, которую получил мультипликационный фильм "Лaющий остров" Сержа Аведикяна - мы с ним записались накануне (улыбка), я ему тогда предрекла Пальму, и он ее получил, причем мне удалось самой первой взять у него интервью сразу после приза и это тут же пошло в эфир. Есть такого рода удачи. Или, к примеру, интервью с Клинтом Иствудом, который меня совершенно потряс, будучи американцем и вписанным в эту систему Голливуда, он  является совершенно независимым, удивительного внутреннего достоинства человеком, и поражает то, что, чем человек более знаменит и славен, чем больше фанатов по всему миру имеет -  тем он скроменee, сдержаннee и  тем более уважительно относится он к любому, кто к нему подходит. Вместе с этим, поскольку сегодня я работаю не только для себя, но и руковожу целым коллективом, большая удача - это  наша команда ! У нас очень дружная редакция. Многие сравнивают журналистские редакции с театральными труппами (улыбка), где есть своя дива, свой герой-любовник, благородный отец...Это нормально, потому что все творческие коллективы содержат сильные творческие личности, и сглаженное, линейное сосуществование сильных личностей на одной маленькой территории просто невозможно. Это всегда кипящее пространство. В этом плане, у нас подобралась просто замечательная команда! Радио - это командная работа, поэтому, когда  происходит какой-то форс-мажор, ты знаешь, что можешь опереться на коллегу, что твоя команда с тобой, и вы все вместе и помогаете друг другу - это совершенно неповторимое ощущение !

Фото : личный архив Инги Домбровской

RFI : http://www.russian.rfi.fr/

 

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 1666

метки: RFI, Каннский фестиваль, кино, Франция, Канны, Инга Домбровская.


Поделиться:

Ирина, спасибо за материал. Про служебный вход, и маааленькую дверцу Инга права) Журналисты поймут.

А еще, я никогда не думала, что во Франции столько успешных русских... Ирина, а язык Вы учили самостоятельно уже там, в Париже? Сложно?

--
Тратить время и эмоции на неадекватного человека имеет смысл только в том случае, если ты врач, а он — пациент, который тебе платит.

Вставка картинок временно доступна только через сторонние сервисы (последняя кнопка в редакторе), например radikal.ru.
После загрузки на сторонний сервис вставляйте на форум только ссылку на картинку, никаких кодов (если вы пользуетесь не bb-редактором).


Ирина Корнеева
журналистка (Франция)

Две вещи в моей жизни произошли очень рано и почти одновременно: в 9 классе меня осенило, что хочу учить французский, и примерно в это же время начала работать на телевидении. До самого отъезда во Францию работала на «Альфа-канале» журналистом.

Училась в БГПУ, с 2004 года мы начали издавать газету на французском - "Salut! Ca va?"; за время студенчества трижды побывала во Франции на стажировках. На 5 курсе выиграла грант посольства Франции в России на обучение в университете, благодаря чему, в том же 2009-ом смогла поступить в Бургундский университет (город Дижон), где проучилась два года по направлению "Информация-Коммуникация" (Masters "Euromedias" и " Medias et mediation").

Свободно (и с удовольствием) пишу на двух языках - русском и французском. Французам рассказываю о России, а русским - о Франции. Мой блог создавался именно для этого !

Мой электронный адрес : irinadeblago@gmail.com

отправить личное сообщение блогеру
Топ авторов за 7 дней все блогеры
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

Просмотров: 361

Святослав Шевченко

cвященник и видеоблогер

Просмотров: 323

Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

Просмотров: 313

Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

Просмотров: 272

Юрий Сергеев

Просмотров: 209

Авторы блогов все блогеры
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

27 января, 22:59
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

27 января, 14:20
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

26 января, 11:56
Юрий Сергеев
24 января, 13:08
Светослав Ильиных

журналист

24 января, 10:06
Святослав Шевченко

cвященник и видеоблогер

23 января, 14:38
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

22 января, 13:57
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

22 января, 11:45
Игорь Волобуев

юрист

18 января, 20:58
Евгений Волков

юрист-идеалист

15 января, 19:42
Людмила Сузун

фермер-пиарщик

9 января, 12:07
Борис Белобородов

предприниматель

8 января, 21:34
Владимир Трухин

любитель истории

3 января, 23:01
Даниил  Башмаков

Коллекционер, Краевед, Кладоискатель.

1 января, 16:31
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора, при учёте ограничений, установленных настоящими Правилами. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия и премодерации администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь, достоинство и деловую репутацию физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы Российской Федерации и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. Не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, являющихся предвыборной агитацией, политической рекламой/антирекламой.

  8. В период проведения избирательной кампании по выборам (вне зависимости от территории проведения) не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, содержащих любое указание на наименование, символику, действия (бездействия) избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, содержащих любое указание на персональные данные, изображения, действия (бездействия) выдвинутых кандидатов, проведение/опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с проводимыми выборами.

  9. В случае однократного нарушения Автором положений настоящего пункта, Администрация сайта www.amur.info производит блокировку блога Автора до дня окончания соответствующей избирательной кампании.

  10. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  11. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием блогов и размещаемых к ним комментариев, в том числе в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  12. Осуществление контроля со стороны Администрации сайта www.amur.info предполагает возможность без направления какого-либо уведомления удаления сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, редактирования сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, блокировки блога в случае неоднократного нарушения Автором положений настоящих Правил.

  13. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  14. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  15. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  16. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  17. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  18. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на Форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.