13 мая, 20:40

Это надо помнить!

Когда вы начинаете бухтеть про азиатских переселенцев, то не мешало бы знать общую картину исторических взаимоотношений России и Средней азии. И помнить цифры военной хроники тех лет.
И быть благодарным и толерантным.
Являть истинно российское великодержавное благородство - это признак высокой духовности! Это пример детям!
Быдлу этого не понять...


Великая Отечественная: Узбекистан спас сотни тысяч детей со всего мира.


Во время Великой Отечественной войны Узбекистан принял более 1,5 млн эвакуированных людей с территорий, охваченных войной. Среди них почти 300 тысяч детей. Журналист Алишер Сабиров рассказал о героическом подвиге, который совершил узбекский народ и о котором должны помнить все ныне живущие.

i

«В тяжелый час войны суровой

Ты дал приют и мне.

С узбеком мы слагали слово

И песню о войне.

И меч один мы с ним ковали

На злобный вражий стан,

Ты обогрел меня в печали, мой брат Узбекистан»

Якуб Колас

Термин не мой, это воспоминания наших респондентов, которые оказались в годы войны в Узбекистане, озвученные в документальном фильме «Мама. Спасение в Ташкенте». И называть нашу страну спасением у них были все основания.

Как вспоминают очевидцы, с началом войны жители Узбекистана, мало думая о преимуществах «соцсистемы” (еще свежа была боль от кровавого разгона «Туркестанской автономии», подавления повстанческого движения, уничтожения джадидов и мусульманских богословов), вместе с другими народами шли защищать свою землю от гитлеризма.

Перед лицом общей беды прежние обиды были забыты

Мусульмане защищали Родину и религию

Была принята фетва к воинам-мусульманам, в которой в частности говорилось:

«Мы, мусульманские богословы и представители верующих в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Киргизии и Казахстане, от имени всех мусульман адресуем это Обращение к вам, наши дорогие сыны и братья!

Плечом к плечу со всеми народами сражайтесь против нацистских захватчиков, как храбрые львы,

уничтожайте ненавистных фашистов так, чтобы ни один из них не остался на нашей планете!

Защищайте каждую пядь нашей земли и укрепляйте свои ряды железной дисциплиной. Мы призываем всех верующих молиться Аллаху, просить Его помочь нашим солдатам и ниспослать быструю победу над врагом…»

Участвуя в борьбе против фашизма, мусульмане защищали не только Родину, но и свою религию. Духовное управление мусульман Средней Азии сразу же после создания в результате благотворительных мероприятий собрало в мечетях за 1943-44 гг. 970 405 руб. Из них 876 626 руб. 17 коп. были переданы на создание танковой колонны и семьям красноармейцев.

К 1945 году Духовное управление мусульман перечислило на расчетный счет государства 2 млн руб. для производства танков и 260 000 руб. — самолетов.

Четвертая часть населения ушла на фронт

В республике развернулась работа по организации национальных воинских частей. Уже к декабрю 1941 г. были сформированы четыре отдельные курсантские стрелковые бригады и развернуты многочисленные военные учебные заведения для подготовки командного состава.

В Узбекистан были эвакуированы десятки военно-учебных заведений, готовящие высококвалифицированные военные кадры. Всего за годы войны было укомплектовано и отправлено на фронт 15 национальных дивизий и бригад.

из 6,5 млн человек, проживающих в Узбекистане в 1941 г., в войне участвовали 1,5 млн

За военные годы Узбекистан потерял погибшими и без вести пропавшими около 550 тыс. своих сыновей (несколько больше, чем военные потери такой державы, как США), 640 тыс. человек получили ранения.

При этом республика была еще и крепким тылом, одним из центров оборонной промышленности. Здесь выпускались танки, самолеты, бомбы и снаряды. Из узбекского хлопка шилась не только военная одежда, но и производился порох. На фронт отправлялись продовольствие — сухари, консервы и сухофрукты.

В Узбекистане работали эвакуированные из западных областей страны заводы, а за станками стояли в большинстве своем женщины и дети.

«Элитная» зона эвакуации

Узбекистан принял более 1,5 млн человек, эвакуированных с охваченных войной территорий, среди них почти 300 тыс. детей. Им было предоставлено более 135 тыс. кв. м жилой площади, велось их трудоустройство. Жители Узбекистана делились с беженцами одеждой, жильем и последним куском хлеба.

Из книги Ребекки Манли «Станция назначения — Ташкент»:

«Ташкент считался «элитной зоной» эвакуации. Туда направили Академию Наук и множество деятелей культуры. Косыгин лично проследил за отправкой в Ташкент 400 престарелых и немощных писателей, а также членов семей воюющих писателей, режиссеров, актеров и целые театры (ГОСЕТ, Театр Революции)».

Георгий Эфрон, долго сомневавшийся, стоит ли уезжать из Москвы, писал в дневнике, что по крайней мере может не бояться холода в Ташкенте и вообще в тех местах. Для ленинградцев Ташкент тоже казался более благоприятным выбором, чем Новосибирск, Челябинск и Свердловск — многие были плохо подготовлены к суровым зимам.

Евгений Пастернак вспоминал, что мать считала Ташкент спокойным, богатым и хорошо снабжаемым городом. Эвакуированные радовались, что попадут именно туда.

Дефицит рабочих рук

Но все же это было не так. Фронт забирал значительное число мужчин, нарастал дефицит рабочих рук. Уже с 26 июня 1941 года были введены обязательные сверхурочные работы. Рабочий день для взрослых увеличился до 13 часов при 6-дневной рабочей неделе, были отменены отпуска. Самовольный уход с производства карался заключением на срок от 5 до 8 лет.

Жизнь людей резко ухудшилась. В городах ввели карточную систему. Рабочие и служащие получали по 400-500 г хлеба в день, иждивенцам полагалось по 300-­400 г.

Нормированное распределение было введено на мясо, рыбу, жиры, крупы, макароны. Но и оно часто не выдерживалось, карточки оставались не отоваренными.

На сельское население система нормирования не распространялась, что осложняло и без того трудную жизнь дехкан

Зарплата рабочих и служащих была повышена, однако в условиях острого дефицита продуктов и товаров деньги быстро обесценивались.

Приют для детей со всего мира

Тем не менее Алексей Толстой назвал Ташкент «Стамбулом для бедных». Стамбул служил пристанищем для беженцев от гражданской войны в России. В Узбекистан только с 1 октября 1941 по 1 октября 1942 были эвакуированы 43 тыс. детей из 78 детских домов, расположенных в прифронтовых городах.

50 детских домов были сохранены в качестве самостоятельных и размещены в различных городах Узбекистана. Например, в начале войны в Андижанскую область прибыло 26 детских домов, 10 тыс. детей разных национальностей и 100 тыс. человек населения.

Четыре детских дома из Донбасса были размещены в детские дома Ойимского района, а также в кишлаке Бутакорин при сельском Совете в Андижанском районе.

Во вновь организованных 8 детских домах в Самаркандской области разместили 4 270 детей. Кроме того,

в городах Узбекистана были размещены детские дома с польскими и испанскими детьми

В частности, в Самарканде был открыт детский дом для польских детей, организован интернат для 120 испанских детей из Москвы. Только из блокадного Ленинграда нашли приют в Узбекистане около 5 тыс. детей.

Из воспоминаний

Маргарита Меркулова:

«Я сама из Ленинграда, нас вывезли из осажденного города еще в августе 41-го вместе с заводом «Вулкан», где директором был мой отец. Уже через месяц в Ташкенте он стал выпускать продукцию для армии, хотя не имел даже стен и крыши.

Я пошла в девятый класс, у нас были «Боевые дежурства» на вокзале. Поезда приходили ночью, объявляли, что дети из Ленинграда находятся в таких-то вагонах. Мы мчались туда с носилками и аптечками.

Из «теплушек» выносили и выводили еле стоящих на ногах детей в возрасте от 4 до 14 лет

Многие не знали своих имен и фамилий, умерших от голода родителей. Первым делом прямо на вокзале сирот кормили манной кашей и давали полкружки теплой воды. Больше было нельзя, запрещали врачи. Потом дезинфекция одежды, стрижка, вели в баню на Полторацкого (ныне ул. Нукуская). Опять-таки на вокзале устраивали на ночлег. А на следующий день утром детей отправляли по детским домам республики».

Вообще, к эвакуированным из блокадного Ленинграда отношение было особое.

Вот выдержки из воспоминаний Светланы Сомовой об Анне Ахматовой, которая в годы войны жила в Ташкенте:

«Базар жил своей жизнью – чмокали верблюды, роняя слюну на оранжевые дыни, выглядывали из-под паранджи смуглые женские лица, какой-то старик в чалме разрезал красный гранат, и с его желтых пальцев капал красный гранатовый сок.

К Ахматовой прислонился оборванный мальчонка с бритвой, хотел разрезать карман. Я схватила его за руку, прошептала: «Что ты? Это ленинградка,

голодная». Он хмыкнул, а потом снова попался нам навстречу. Привязался, надо бы сдать его в милицию. Но он протянул Ахматовой румяный пирожок в грязной тряпке: «Ешь». И исчез.

«Неужели съесть?» – спросила она». Конечно, ведь он его для вас украл…» Кажется, никогда не забуду этот бесценный пирожок, бесценный дар базарного воришки».

Хочется верить, что этого никто никогда не забудет…

В своих воспоминаниях Анна Ахматова отмечала:

«В те жестокие годы в Узбекистане можно было встретить представителей едва ли не всех национальностей нашей страны. На одном заводе или на одной съемочной площадке вместе работали русские и белорусы, молдаване и украинцы, поляки и узбеки, литовцы и греки, курды и болгары.

А сколько детей-сирот из захваченных немцами республик обрели своих новых родителей в Средней Азии! В Узбекистане, например, и без того

многодетные семьи усыновляли, удочеряли русских, белорусских, украинских, молдавских, польских, греческих сирот,

давали приют беженцам, делились с ними последним куском хлеба, сахара, последней пиалой плова или молока. Хочется верить, что этого никто никогда не забудет…»

Если накануне войны в республике существовало 106 детских домов, а число их воспитанников составляло 12 тысяч, то в начале войны это число выросло до 236, а число воспитанников составило 30 тысяч.

Наряду с воспитанием детей, оставшихся без родителей, в семьях и детских домах массовый характер приняла также работа по их воспитанию и обеспечению на коллективной основе. Население Узбекистана за свой счет организовывало интернаты и детские дома.

В целях регулярного обеспечения продовольственными и другими необходимыми продуктами детей, детских домов, эвакуированных ЦК ВКП(Б) Уз. был принят ряд официальных постановлений: в феврале 1942 г. “Об организации питания детей эвакуированных граждан”.

Было указано выделить определенное количество продовольственных продуктов на каждого ребенка в день, в том числе 470 г хлеба, 56 г рыбы, 15 г кондитерских изделий, 32 г масла, 20 г сахара.

Принимали как родных

В январе 1942 г. женщины Ташкента выступили с обращением ко всем женщинам Узбекистана проявить материнскую заботу об эвакуированных. Откликнулись тысячи. Часто на вокзал приходили узбечки и уводили детей в свои семьи.

В детские дома выстраивались очереди на усыновление пострадавших малышей. Это уникальный факт

Как родных принимали в свои семьи сразу по несколько детей, окружали их заботой и вниманием, чтобы не только выкормить и вырастить, но и залечить их душевные раны.

Всего в годы войны узбекские семьи приняли больше 4,5 тыс. детей-сирот. Например, семья Х. Самадова усыновила 13 детей, Ф. Касымовой – 10.

50-летняя Бахрихон Аширходжаева взяла на воспитание восемь детей различных национальностей. Символичен фрагмент, связанный с Ташкентом, из романа К. Симонова «Живые и мертвые»:

«…в один из вечеров лежали на этой площади вповалку несколько тысяч улегшихся ночевать эвакуированных, а к утру из этих тысяч под открытым небом не осталось ни одного: хорошо или худо, а всех взяли под крыши».

Или признание одного из персонажей этого романа Малинина:

«Я русский человек, и если при мне нашего брата заденут, могу и по шее дать!

Но как здесь людей под крышу принимают и как детишек в семьи берут, тому при нашей русской широте не грех поучиться»

Из воспоминаний Елены Бобер, эвакуированной из Белоруссии:

«Узбеки ни разу не упрекнули нас ни в чем. Жили они бедно, но всегда делили с нами последнюю лепешку.

Мы никогда не делили людей на нации. Русский или украинец, еврей или узбек… все мы были братья»

Вот что писал К. И. Чуковский о Ташкенте и его жителях того времени:

«Этого действительно никогда не бывало, чтобы люди другой национальности, другого быта, другого языка, другого климата и другой части света проявляли такую пылкую любовь и уважение к беженцам. Это происходит впервые за всю нашу историю.

Всегда знал, какое большое значение имеет дружба народов, но должен сознаться — мне и в голову не приходило, что эта дружба может дойти до такой взволнованной, задушевной и самоотверженной нежности…»

Праведники мира

Приведем мнение Марка Фукса, публициста из Израиля, посвященное узбекам. Но эти слова можно отнести и ко всем без исключения советским людям, жившим далеко от фронта:

«Многие европейские страны с удовлетворением зачеркнули бы, забыли бы те страницы своей истории,

когда они в годы Второй мировой войны не только не смогли спасти своих граждан – евреев, но и по сути дела сотрудничали с нацистами в этом позорном, не достойном понятия «цивилизованное общество» процессе уничтожения целого народа.

Сказанное ни в коей мере не отрицает или ставит под сомнение подвиги отдельных героических людей, названного впоследствии явлением «Праведников народов мира». Но если можно говорить о народе – Праведнике мира, то узбекский народ, безусловно, в числе первых, заслуживающих это звание.

Сам факт такого явления, такого проявления гуманизма целым народом по-своему уникален. Он свидетельствует о многом и безусловно является входным билетом в гуманитарный клуб свободного мира…

Уникальный опыт Узбекистана по жизнеобеспечению, реабилитации и адаптации беженцев не только вошел в золотой фонд человечества, но и, по нашему убеждению, является примером и предметом изучения, осмысления и подражания в лучшем смысле этого понятия».

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 146

метки: .


Поделиться:

Наверное, не совсем правильно говорить, что Узбекистан спас детей, или Дальний Восток, или любой другой регион СССР. Это была одна страна, одно правительство, которое принимало решения не зависимо от воли народа и для его блага. Что, в принципе, было правильно на 200%.

--


Игорь Павлов
Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

Мой блог - это зона, свободная от либерального нытья. Нытики, идите оцуда нафиг

отправить личное сообщение блогеру
Топ авторов за 7 дней все блогеры
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

Просмотров: 7019

Сергей  Труш

Депутат Законодательного собрания Амурской области (ЛДПР), заместитель председателя фракции.

Просмотров: 507

Игорь Путилов

русский в Китае

Просмотров: 318

Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

Просмотров: 254

Петр Глазунов

директор мебельного ателье

Просмотров: 251

Авторы блогов все блогеры
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

вчера, 23:06
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

вчера, 14:43
Светослав Ильиных

журналист

вчера, 10:46
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

19 мая, 08:28
Игорь Путилов

русский в Китае

15 мая, 22:47
Криптоаналитик

Кровный враг Павлова

15 мая, 22:12
Сергей  Труш

Депутат Законодательного собрания Амурской области (ЛДПР), заместитель председателя фракции.

15 мая, 20:46
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

12 мая, 20:06
Алексей Копер

Фотограф-любитель

10 мая, 14:14
Валентин Орлов
8 мая, 09:22
Игорь Волобуев

юрист

5 мая, 19:47
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

2 мая, 17:23
Олеся Портнягина

Travel блогер

23 апреля, 23:42
Наталья Калинина

политический хулиган

23 апреля, 01:36
Цифровой Криминалист
22 апреля, 13:55
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора, при учёте ограничений, установленных настоящими Правилами. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия и премодерации администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь, достоинство и деловую репутацию физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы Российской Федерации и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. Не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, являющихся предвыборной агитацией, политической рекламой/антирекламой.

  8. В период проведения избирательной кампании по выборам (вне зависимости от территории проведения) не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, содержащих любое указание на наименование, символику, действия (бездействия) избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, содержащих любое указание на персональные данные, изображения, действия (бездействия) выдвинутых кандидатов, проведение/опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с проводимыми выборами.

  9. В случае однократного нарушения Автором положений настоящего пункта, Администрация сайта www.amur.info производит блокировку блога Автора до дня окончания соответствующей избирательной кампании.

  10. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  11. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием блогов и размещаемых к ним комментариев, в том числе в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  12. Осуществление контроля со стороны Администрации сайта www.amur.info предполагает возможность без направления какого-либо уведомления удаления сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, редактирования сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, блокировки блога в случае неоднократного нарушения Автором положений настоящих Правил.

  13. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  14. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  15. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  16. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  17. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  18. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на Форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.