31 мая, 23:22

Как помочь детям открыть мир книги?

На заседании "Круглого стола" большой интерес вызвал доклад учителя русского языка и литературы Частной школы №2 "Наш дом" Мавленковой Кристины Рустамовны. Она поделилась опытом своей работы. Рекомендую прочесть текст не только педагогам, но и родителям.

Что делать, если ребенок не хочет читать? Этот вопрос занимает как

родителей, так и учителей. В наши дни детей очень многое отвлекает:

компьютеры, смартфоны, появляются новые игры, которые больше нравятся

школьникам, чем длинные познавательные статьи и художественные тексты.

Дети начинают отвыкать от чтения, привыкают к получению информации в

маленьких объемах.

Но сдаваться не стоит! Важно продолжать развивать в учениках

именно интерес к чтению, к литературе, к получению знаний. Для

реализации этой задачи я нашла несколько интересных решений.

Книга жизни

Первое, с чего стоит начать учителю литературы, так это с объяснения

ученикам, зачем они читают ту или иную книгу, в чем ее ценность конкретно

для их жизни. Вы скажете, что и так говорите детям о нужности чтения, что

без книг дети не станут образованнее, не расширят свое сознание и не

обогатят речь. Но этого мало! Недостаточно только общих формулировок.

Нужно показать, что герои произведений живут и среди нас, в нашем

времени; в ком-то из персонажей школьники должны узнавать самих себя и

порой даже перенимать их опыт, но не буквально копировать их поведение.

Изучая с учениками 7 класса легенду о Данко из произведения

М.Горького «Старуха Изергиль» мы говорим о проблеме подвига, трусости

и в современном мире (она часто занимает подростков), но не требуем от

детей невероятных поступков и не начинаем восхвалять конкретные

личности истории. Мы объясняем детям, что важнее – научиться уважать

подвиг; показываем, что они сами способны совершить или уже совершили

свои маленькие подвиги, только не придали им значения: сняли с дерева

соседскую кошку, позаботились о младших, обогатили свой внутренний мир,

преодолев новую книгу. Получается, что каждый из нас немножечко Данко.

Такое понимание авторского текста гораздо ближе к их жизни, поэтому

произведения начинают восприниматься легче.

Современное искусство – отражение классики.

Нам легче понимать и принимать то, к чему мы уже привыкли, что

больше всего знакомо. Это касается и книг. Даже читающие дети с трудом

воспринимают классическую литературу, ведь она рассказывает о давно

ушедших эпохах. Многие школьники громогласно заявляют, что настало

время «сбросить с корабля современности» этот груз. Возможно ли изменить

подобное отношение к классике?

Возможно, но для этого педагогам придется расширить границы своих

представлений об уроке литературы и впустить в него культуру молодого

поколения. Нужно показать детям, что классическая литература идейно и по

сей день находит отголоски (даже аллюзии) в современном кинематографе,

музыке, театре, живописи. Получается, отвергая книги, они рискуют отстать

от своего времени.

Самым ярким примером слияния литературы с другими видами

искусства является отсылка к «Алисе в стране чудес» в фильме сестер

Вачовски «Матрица». Главный герой — Нео — неожиданно попадает в

незнакомый мир. Он понимает, что Матрица нуждается в нем, как существа

Страны чудес нуждаются в Алисе. Кроме аллегорического сюжета на

кэрролловский шедевр указывают и отдельные детали. Это и выражение

«следуй за белым кроликом», и шахматные полы в доме Морфеуса, словно

шахматная доска из «Алисы в Зазеркалье», и Оракул, подозрительно

напоминающая своим курением и философскими размышлениями Синюю

Гусеницу.

Интерес к таким загадкам в детях силен. Сегодня появилось целое

направление в культуре, основанное на поиске «пасхалок» - неких

потаенных отсылок к другим произведениям. Школьники часто удивляются,

что это явление совсем не ново, и к нему обращался еще А.С. Пушкин в

своем "Евгении Онегине":

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас...

Но совсем не обязательно постоянно искать прямую связь между

книгами, которые читают дети, и реальным миром.

Так, например, при изучении Петербурга Ф.М. Достоевского в романе

«Преступление и наказание» мы обращались к образу города, созданного в

совершенно стороннем произведении - фильме А.Балабанова «Брат». Дети

нашли сходства современного Петербурга и Петербурга XIX столетия в

самой атмосфере (желтые оттенки, грязные углы и каморки), героях (в образе

немца дети узнали С.З.Мармеладова, а Данила Багров напомнил им самого

Раскольникова в его жажде справедливости, переустройства мира, увидели и

отличия, что помогло глубже понять образ героя Достоевского).

Еще один вид включения современного искусства в изучение

классической литературы – живопись. Работая над портретами героев, мы с

детьми сравниваем представления о персонажах автора, художников и

поклонников книги, оригинально изображающих своих кумиров в жанрах

аниме, граффити и т.д. Дети с большим увлечением анализируют

иллюстрации, внимательнее изучают художественные детали в самих

текстах.

Серьезным этапом в изучении романа «Отцы и дети» становится

разговор о смерти главного героя. Здесь стоит обратиться к метафоре смерти

в искусстве вообще. Для этого на уроке мы включали такие композиции, как

«Смерть на балу» группы «Король и шут» и партию Суини Тодда из

одноименного мюзикла, а затем вместе с детьми анализировали, как

изменились представления о смерти сегодня. Такое сочетание произведений

как минимум заставляет учеников удивиться и обратить свое внимание на

книгу, чтобы более детально изучить точку зрения И.С.Тургенева по этой

теме.

Музыка нас связала.

На мой взгляд, музыка очень хорошо помогает углубить, усилить

воздействие литературных произведений на детей. “Чистая”

инструментальная мелодия может подчеркнуть те чувства и настроения,

которые порой бывают лишь намечены в тексте. В отношении же вокальной

музыки хорошо известно, что спетое слово в определённом смысле более

эмоционально, чем слово сказанное (пусть даже литературное произведение

иногда и можно прослушать в исполнении выдающихся актёров). Особый

случай — романсы и песни на тексты лирических стихотворений, где музыка

может вступать в довольно сложные, неоднозначные соотношения с поэзией

(романсы на стихи А.А. Суркова, Ф.И.Тютчева). Музыка может подбираться

не только под конкретное произведение, а просто под определенное чувство,

настроение, которое «живет» в авторском тексте и должно сформироваться

на уроке. Порой важно, чтобы дети сами исполняли музыкальные

произведения вместе с учителем («Алые паруса», романс А.Варламова

«Белеет парус одинокий» и т.д.). На некоторых уроках я при работе с детьми

стараюсь сама исполнять некоторые музыкальные этюды под аккомпанемент

гитары, что также помогает привлечь внимание школьников к книгам, по

мотивам которых была создана песня (к примеру, при изучении трагедии

«Гамлет» уместно будет исполнить известную композицию «Мой Гамлет» В.

Высоцкого).

Сотворчество.

Все новое – это хорошо забытое старое. Этот метод по-прежнему

остается одним из самых эффективных в работе учителя. Но и в него стоит

добавить нотку новизны.

По мнению учащихся, современный урок должен давать современный

учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем

интересно, его увлеченность развивает познавательную активность. На этом

уроке должна царить спокойная атмосфера сотрудничества и сотворчества,

чтобы детям не пришлось выходить с занятия со вздохом: «Слава богу,

окончилось!» Современный урок должен способствовать развитию

творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся.

Если учитель обратит свое внимание на молодежные паблики,

полезные популярные блоги, он увидит, что литература и не исчезала из ХХI

века, А.С. Пушкин, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов сегодня повсюду. Новое

поколение тоже нацелено на расширение своего читательского кругозора, и

этим можно воспользоваться на уроке, поэтому интересные и необычные

приемы работы над текстом стоит поискать там.

Так, для постижения авторского стиля мы обращается к современной

его интерпретации в сети:

"Сказка о репке" в изложении великих писателей

Александр Островский

Репа: Знаешь, мне что в голову пришло?

Дед: Что?

Репа: Отчего репки не летают?

Дед: Я не понимаю, что ты говоришь, глупое растение.

Репа: Я говорю, отчего репки не летают так, как птицы? Знаешь, мне

иногда кажется, что я птица. Растешь, бывало, на горе, так тебя и тянет

лететь. Вот так бы разбежалась, подняла листья и полетела.

Дед: Что ты выдумываешь-то, глупое растение?

Репа (вздыхая): Какая я была бы резвая! А то я у вас завяла совсем.

Работа учащихся над подобными интерпретациями текстов

способствует развитию творческого начала, интереса детей к авторскому

стилю писателя, желанию найти произведение, которое они сами смогли бы

преобразить.

На заключительном уроке я демонстрировала детям примеры того,

какой в мире технологий и социальных сетей наше общество видит жизнь

авторов иных эпох (не обязательно классических):

• Пушкин бы писал ВКонтакте каждый день, помногу и к радости

тысяч подписчиков. Постил бы селфи с вечеринок, поздравлял друзей

публично с днем рождения. И остался бы жив.

• Толстой бы молчал по полгода, а потом разражался простыней на

километр, вызывающей шквал перепостов типа "Я просто оставлю это здесь"

или "стоит прочитать всем!!!"

• Лермонтов бы написал пару постов о том, как все плохо, а потом,

прочитав комментарии, удалился из Telegram насовсем.

И предложила им самим также пофантазировать над образом любого

интересного им писателя. Это позволило вспомнить отличительные черты

стиля автора, детали его биографии, активизировало их воображение и

повысило настроение, что тоже играет важную роль в привлечении учащихся

к книгам и их желании приходить на урок.

Кроме того, на моих уроках и дома дети пишут притчи (этот жанр

учеников привлекает больше всего) на тему, которая была поднята автором

изученного текста. На уроке дети создают сценки по понравившейся книге,

пишут стихи и письма авторам, в которых честно признаются, что привлекло

их в произведении, а что оттолкнуло и т.д.

Но наиболее интересной, на мой взгляд, является работа детей на

фанфиками1. Дети очень увлеченно работают над «переделкой»

классического текста, дописывают финал за автора (к примеру, к сказке

А.Платонова «Волшебное кольцо» или роману в стихах А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»), устраивают встречи героев разных художественных

миров (чеховского «хамелеона» Очумелова с Баргамотом Леонида

Андреева). Сочинение фанфиков формирует сообщество увлеченных

читателей, которые оценивают тексты друг друга. Так, неграмотно

написанный текст получает низкий рейтинг. Это мотивирует детей на то,

чтобы совершенствовать свою письменную речь. Школьники, набравшие

высокий рейтинг становятся лидерами и имеют возможность задавать

1 Фанфик — жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных

литературных произведений. Авторами подобных сочинений — фикрайтерами (англ. Fic-writer), — как

правило, становятся поклонники оригинальных произведений.

следующую тему для фанфиков. Чтобы заслужить признание читателей,

будущий автор должен глубоко вникнуть в текст оригинального

произведения и найти ключевой момент, от которого оттолкнется в своей

работе. Так в учениках развивается читательского вкуса и интереса.

Во всем важен личный пример. Это касается и творческой работы над

книгой. Если я предлагаю детям прочитать произведение и создать на его

основе свое, я должна делать то же самое. Поэтому на уроках литературы я

читаю притчи, предания и стихи собственного сочинения.

Игра и книга.

Остановлюсь и на игровом аспекте урока. Играть любят люди всех

возрастов. Как же перенести эту любовь на книгу? Соединить чтение и игру.

Игровые приемы, несомненно, имеют развивающее значение,

бесспорно, активизируют учебный процесс, читательский интерес. «Надо

прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса»,

- утверждает Шалва Амонашвили. Причем «бога смеха» может пригласить в

класс не только учитель, но и школьники, предлагающие свои игры по

мотивам прочитанных ими книг.

Я к игре на уроке обращаюсь довольно часто. К примеру, для 10 класса,

изучающего роман-эпопею «Война и мир» я создала на уроке целую

телепередачу «Где логика?», в которой учащиеся должны были по предметам

быта догадаться, в комнате какого героя книги они находятся, или найти

связь между разными изображениями. С учениками 6 класса мы пытались

постичь профессию журналиста и работали над рецензиями, придумывали

новые заголовки к произведениям.

Не обязательно устраивать игры на целый урок, иногда достаточно и

интересных вопросов игрового характера:

- В эпилоге «Отцов и детей» спрятана пушкинская аллюзия. Найдите ее

и прокомментируйте.

- Напишите рецепт доброты доктора Пирогова из произведения

«Чудесный доктор» А.Куприна.

Посвяти немного времени своей душе!

Огромный вклад в развитие читательского интереса у детей делает и

администрация нашей школы. В нашей школе уже несколько лет введен «Час

чтения» в план внеурочной деятельности. Все учителя, дети разных

возрастов на целый час погружаются в мир книг, которые им интересны. В

«Нашем доме» организованы книжные полки на каждый этаже, где дети

могут найти не только классические, но и современные произведения.

Помимо книжных полок стены нашей школы украшают и большие постеры с

эмоциональными отзывами учителей нашей школы об определенных книгах,

что тоже мотивирует учеников открыть эти тексты.

Многие современные школьники вряд ли назовут чтение среди своих

любимых занятий. Но можно ли сделать литературу увлекательной? Можно,

если научить детей рассматривать художественное произведение не как

набор фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а как

многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом,

мыслью, жестом закреплена определенная знаковость, которая отразится на

жизни каждого читателя. Наша главная цель – не просто прививание любви к

книгам, а душа ребенка, проблемы нравственности, развитие творческой

личности.

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 92

метки: .


Поделиться:

Мой плюс под номером 1)))

--
vertex

Мой плюс под номером 1)))

Спасибо. Как жаль, что мало плюсов. Автор доклада заслуживает их намного и намного больше. Учитель, который не принуждает детей к чтению, не заставляет вычитывать школьную программу, а путем находок, всевозможных приемов, игровых форм прививает любовь к чтению -это учитель, который находится на своем месте.

--

Моя младшенькая полюбила читать книги после ограничения доступа к смартфону, домашнему ПК и телевизору.

Хотя, ранее, когда она ещё была совсем маленькой мы вместе читали книжки вслух.

Да и сам я люблю почитать. )

--
А идите вы... к психологу!
Полезная информация. С уважением
--
Жить ВЕСЕЛО!


Галина Одинцова
Оптимистка. Иногда...

Пишу о том, что волнует, радует, впечатляет и не оставляет равнодушной. Мне интересно жить. И я люблю ее, эту короткую, но полную разных неожиданностей - Жизнь.

отправить личное сообщение блогеру
Топ авторов за 7 дней все блогеры
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

Просмотров: 3719

Антон Черноок

Просмотров: 1272

Святослав Шевченко

cвященник и видеоблогер

Просмотров: 1083

Светослав Ильиных

журналист (г.Райчихинск)

Просмотров: 419

Игорь Волобуев

юрист

Просмотров: 403

Авторы блогов все блогеры
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

сегодня, 10:44
Игорь Волобуев

юрист

вчера, 16:17
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

вчера, 13:32
Анатолий Рубцов

человек ищущий

вчера, 13:12
Святослав Шевченко

cвященник и видеоблогер

7 декабря, 23:52
Юрий Сергеев
7 декабря, 15:37
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

7 декабря, 14:56
Денис Куликов
6 декабря, 18:28
Светослав Ильиных

журналист (г.Райчихинск)

6 декабря, 15:51
Антон Черноок
5 декабря, 20:51
Андрей Ягелло

финансист

2 декабря, 17:06
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

1 декабря, 00:10
Наталья Калинина

политический хулиган

25 ноября, 23:03
Евгений Волков

юрист-идеалист

23 ноября, 20:13
Цифровой Криминалист
20 ноября, 11:17
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора, при учёте ограничений, установленных настоящими Правилами. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия и премодерации администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь, достоинство и деловую репутацию физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы Российской Федерации и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. Не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, являющихся предвыборной агитацией, политической рекламой/антирекламой.

  8. В период проведения избирательной кампании по выборам (вне зависимости от территории проведения) не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, содержащих любое указание на наименование, символику, действия (бездействия) избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, содержащих любое указание на персональные данные, изображения, действия (бездействия) выдвинутых кандидатов, проведение/опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с проводимыми выборами.

  9. В случае однократного нарушения Автором положений настоящего пункта, Администрация сайта www.amur.info производит блокировку блога Автора до дня окончания соответствующей избирательной кампании.

  10. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  11. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием блогов и размещаемых к ним комментариев, в том числе в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  12. Осуществление контроля со стороны Администрации сайта www.amur.info предполагает возможность без направления какого-либо уведомления удаления сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, редактирования сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, блокировки блога в случае неоднократного нарушения Автором положений настоящих Правил.

  13. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  14. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  15. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  16. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  17. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  18. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на Форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.