20 апреля, 15:56

Надо ли писать стихи

Неожиданно свалившаяся общественная деятельность свела меня с людьми пишущими и прозу, и стихи. Пишущими абсолютно по-разному, но с большим желанием и настроением. Звонят, приходят, пишут молодые люди, несут свои творения, просят совета и помощи. Иногда не знаешь, что и сказать, чтобы не обидеть человека. И я решила написать эту статью. Надеюсь, что она кому-то поможет. Заставит задуматься. Очень жаль, что в школах нет ни предмета, ни факультатива, где обучали бы основам стихосложения, тренировали, прививали любовь к слову, поэзии. Помню, как я своим ученикам давала такие уроки. Уроки были полны радости, оптимизма, вызывали у детей желание творить, читать, рассказывать, декламировать.

Немного о себе.

Первое стихотворение я написала в третьем классе. Затем ещё и ещё. Мне нравилось складывать слова в рифму. Отец частенько тренировал меня. Это была игра: найти к слову рифму. Мы всегда во что-то играли. И на прогулке, и сидя у печки, любуясь огнём в топке по вечерам. Отец что-то «подкидывал» для размышления и на сон грядущий. Это было неожиданно, думаешь об этом, пока не уснёшь! Играли в слова - из одного слова придумать большее количество слов. В города. Специально для этой игры на стене висела огромная карта мира. Она занимала всю стену. Приходилось вставать на табуретку, чтобы отыскивать названия северных городов, рек и морей-океанов. В книгах искали слова синонимы, антонимы. Отец постоянно что-то придумывал и сочинял. И меня заставлял размышлять, доказывать, спорить.

Однажды он послал мои стихи в «Пионерскую правду». Пришёл ответ, в котором было разобрано одно из стихотворений. Оказывается, мой медведь, который пробирался зимой сквозь валежник, должен был спать в берлоге, а не шастать по лесу. Это меня удивило, но не убило желания писать стихи.

Отец постоянно носил из библиотеки книги. Я много читала, даже ночью под одеялом: фонарик заранее был спрятан под подушкой. Брат меня выдавал. И я получала, конечно, выговор. Но это меня не останавливало, а, наоборот, подзадоривало.

Уже тогда отец знакомил меня с основами стихосложения. Благодарна ему за это по сей день. Поэтом, в полном смысле этого слова, я не стала. Но, иногда, приходит такое настроение, которое способствует этому удивительному занятию - писать стихотворения. Выражать свои эмоции и чувства. Делиться сокровенным, рассказывать кому-то о своих радостях и печалях.

И я понимаю тех, кто пишет стихи. Особенно молодых, когда в душе огонь и страсти кипят, ищут выхода. Люди стремятся в стихах выразить себя: способствует этому природа, любовные переживания, политика, религия. Это и отклики на события в жизни, эмоции от увиденного и пережитого. Но получается не у всех это сделать красиво, ровно, грамотно.

Признанных поэтов мало, но это не значит, что не надо писать. Надо пробовать. Не обязательно быть признанным и известным.

Итак. Начнём с понятий СТИХ и СТРОФА.

Стих (др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях: художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле.

Строфа́ (др.-греч. στροφή «поворот») — сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением; в рифмованной поэзии также схемой рифмовки.

Слово стих имеет два значения: поэтическая речь и ритмично выстроенная строка стихотворного текста. Стих и стихотворение это понятия разные.

Строфа – это объединение двух и более стихотворных строк ( или стихов).

Есть одностишие(моностих):

О, как внезапно кончился диван… (В. Вишневский)

Двустишие (дистих):

В тот вечер возле нашего огня

Увидели мы чёрного коня. (И. Бродский)

Трёхстишие (терцет):

На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу. (А. Сумароков)

Четверостишие (катрен):

Я долго шёл по коридорам,
Кругом, как враг, таилась тишь.
На пришлеца враждебным взором
Смотрели статуи из ниш.
(Н. Гумилёв)

Есть и пятистишия,и семи, и десятистишия. Примеры можно всегда найти и потренироваться в написании. Как душе угодно.

Но нужно не только складывать слова в рифмы, а уметь их хорошо складывать.

Первое, что можно посоветовать - читать. Читать, как можно больше. Если не нравится Блок, Пушкин, читайте Есенина или Высоцкого. Мне, например, нравится Некрасов:

«Княгиня»

Дом - дворец роскошный, длинный, двухэтажный,

С садом и с решеткой; муж - сановник важный.

Красота, богатство, знатность и свобода –

Всё ей даровали случай и природа.

Только показалась - и над светским миром

Солнцем засияла, вознеслась кумиром!

Воин, царедворец, дипломат, посланник –

Красоты волшебной раболепный данник;

Свет ей рукоплещет, свет ей подражает.

Властвует княгиня, цепи налагает,

Но цепей не носит, прихоти послушна,

Ни за что полюбит, бросит равнодушно:

Ей чужое счастье ничего не стоит –

Если и погибнет, торжество удвоит!( продолжение следует)

И не только Некрасов. Я читаю не только классику, но и современную поэзию. Что-то нравится, что-то нет. У каждого свои вкусы и предпочтения. Главное - читать, сравнивать, понимать прочитанное, думать о нём. Бывает и так – начитаешься- хочется писать. Многие известные поэты писали стихи, вначале подражая любимым авторам. Но подражание это не плагиат.

Подража́ние — механизм социализации, следование образцу. У животных — подражательное (имитационное) научение, копирование поведения

Плагиа́т — умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе

Талант развить можно. Это труд.

Все одолеет сила духа,

Все победит упорный труд.( Суриков И.З. «Мольба»)

Теперь о жанрах.

Жанр - общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения

Ода, баллада, элегия, послание, эклога, песня, сонет, басня, эпиграмма, стихотворение, акростих, рондо, анациклический стих, аполог, белый стих, идиллия, буколика, пастораль, буриме, бурлеска, дифирамб, дума, кантата, канты, мадригал, медитативная лирика, марш, месостих, миниатюра, надпись, ноэль, палиндром, панторим, плач, подражание, романс, рондель, рондо, сицилиана, октава, стансы, тавтограмма, ритурнель, триолет, центон, экспромт, эпистола, ямбы.

Вот вам, друзья, все жанры, которые мне удалось «выудить» в интернете. Выбирайте на свой вкус и настроение.

Хорошо бы научиться и определять их.

«Учиться, учиться и учиться»,- что поделаешь, прав был гегемон пролетариата - Ленин В.И.

Многим нравятся стихи - пародии, юмористические стихи или сатира. Это модно в настоящее время, привлекает, наводит на размышления, особенно если они касаются общественной жизни или политики.

Можно попробовать разные виды стихосложения. Главное понять - в чём их суть и построение.

Естественно и понятно каждому начинающему поэту - без рифмы стихотворения не получится.

Что такое рифма?

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Рифмоваться могут как соседние строки, так и через один. Иногда и через два. Бывают такие стихи.

Какими бывают рифмы?

мужская (ударный слог – последний)

Зима весёлая пришлА

И много снега принеслА.

женская (ударный слог – второй от конца)

Пусть счастье будет ярче свЕта,

А радость станет жарче лЕта.

дактилическая (ударный слог – третий от конца)

К малышу сегодня в сАдике

Приходили вновь солдАтики.

гипердактилическая (ударный слог – четвертый от конца)

Берёзу день расчЁсывает,

Берёзу день причЁсывает

По фонетическому созвучию рифмы бывают точные и неточные. Бывают рифмы однородные, разнородные и составные. Рифма бывает тавтологической, омонимической и каламбурной! Паронимической, богатой и бедной, банальной, оригинальной и макаронической, абсолютной и графической, открытой, внутренней, начальной.

Во как! Пользуйтесь, употребляйте, то, что вам по душе, что нравится!

Только не морковь-любовь.

О рифмовке.

Она бывает смежной, перекрёстной, кольцевой, сплетённой.

Смежная-рифмуются каждые две строки.

Перекрёстная-первая с третьей, вторая с четвёртой.

Кольцевая – первая с четвёртой, вторая с третьей Мне очень нравится такая рифмовка. Иногда я её использую.

Сплетённая. Вот простой пример-

Никто не заставлял тебя страдать,

Качаться, словно тонкая рябина

И плакать, будто всё прошло,

Ведь нам от жизни стоит брать,

То, что даётся прямо в спину,

И то, что нам с судьбой пришло.

Ой, как всё запутанно и сложно, скажет кто-то!

Но раз решено писать стихи, значит стоит продумать его до мелочей. А рифма-это ну ОЧЕНЬ важная мелочь.

О ритме.

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Это важно и сложно. Чаще всего на этом спотыкаются не только начинающие поэты, но и опытные.

Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей или гекзаметр.

Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.(с)

Двухсложные размеры: ямб; хорей. Один ударный слог и один безударный.

В ямбе ударение падает на второй слог, а в хорее на первый. Трёхсложные размеры: дактиль; амфибрахий; анапест. Один слог ударный, а два других - безударные.

Очень полезно заглянуть внутрь любого стиха и понять его размер.

Такой анализ поможет построить поэтический рисунок.

Чтобы почувствовать ритм, полезно прочесть свое стихотворение вслух или «простучать» его. Чем я частенько и занимаюсь. Научил меня этому мой учитель – Лецик В.Г., когда редактировал мою первую книгу. Грешила я многоточиями, да сбоем ритма.

Поэтические приёмы – что это?

Но без них никуда!

Эпитет, сравнение, тропы, метафора, олицетворение, аллегория; аллитерация (звукопись); анафора; антитеза (противопоставление); восклицание; гипербола; градация (усиление); инверсия; ирония; каламбур; метонимия; обращение; оксюморон; рефрен; риторическое обращение или вопрос; синекдоха; умолчание; эвфемизм; эпифора…

Знание этих приёмов само по себе не подскажет, как научиться писать стихи. Но если привыкнуть находить художественные средства в чужих произведениях, то станет понятно, что можно применять в собственном творчестве.

Я не могу давать наставления. Я просто поделилась тем, что знаю сама, что-то подсмотрела в интернете, что-то прочла в книге, стоящей у меня на полке « Как пишут стихи» автор Кожинов В.

Но могу сказать одно - те чувства, которые вложил автор - должны передаться и мне. Я должна увидеть картинку, которую описал автор. Мне не хочется «спотыкаться» читая стихотворение, дабы не разрушать увиденное, прочитанное, мне хочется оригинальной рифмы, настроения.

Так что, пишите стихи. И не слушайте тех, кто говорит, что стихи писать должны только признанные гении. Пишите и больше читайте то, что уже создано, понятно и близко по духу, по настроению. Об этом я написала вначале поста.

И, может быть, кто-то из графомана превратится в настоящего поэта, познав все тонкости сочинительства. Удачи!

http://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/656-stihotvornye-razmery-v-tablicze-s-primerami.html

http://степаненкоалена.рф/node/117

https://ru.wikipedia.org/wiki/Стихотворный_размер

http://liter-rm.ru/primery-rifmy-vidy-rifm-vidy-rifmovki.html

http://mykonspekts.ru/1-138050.html

http://tv-22.ru/stix-2.html/

http://www.sunhome.ru/help/185

http://studopedia.ru/1_5832_zhanri-stihotvoreniy.html

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 263

метки: .


Поделиться:

Жаль. Было бы здорово. Ну, как соберетесь, пишите. Буду рада))

--

Учить писать стихи - личным примером! Самое убедительное.

--
Roger Rabbit

Ой, ладно. Дамы, ага. То есть, они тоже, но творения поэтов-мущщин доставляют не меньше. Хотите образцов в личку, Генрих?)

Спасибо, у меня их тоже предостаточно. Но, согласитесь, одержимые писательским зудом мужчины-поэты не так назойливы. Впрочем, есть и исключения.

--
Я не изучал подобную статистику. Но наиболее шедевральные творения читал у поэтов-мущщин. Местный самиздат, кстати, в большинстве своём мне скучен. Впрочем, давно там не был.
--
Рифма - это всего лишь технология, придающая всякому говну запах лаванды. (c) Алёха

А зачем стихи писать не имеющему поэтического дарования?

Без поэзии одна лишь скукота,а скукота жесточит, злит и дебилизует.

Я считаю надо в человеке рассматривать не рифму, а то как он поэтизирует словами все, что запало в душу.

Вот только к сожалению невозможно донести до сознания того, кто не имеет поэтического дара о ее отсутствии.

Мыслительная психология так устроена, что если нет такого дара, то как такой психологический склад ума способен со своего положения понять другое даровитое психологическое мышление?

Тут надо проявлять простое равнодушие. Ну нет дара и не интересно. .

--
благовещенск
OT

А зачем стихи писать не имеющему поэтического дарования?

Без поэзии одна лишь скукота,а скукота жесточит, злит и дебилизует.

Я считаю надо в человеке рассматривать не рифму, а то как он поэтизирует словами все, что запало в душу.

Вот только к сожалению невозможно донести до сознания того, кто не имеет поэтического дара о ее отсутствии.

Мыслительная психология так устроена, что если нет такого дара, то как такой психологический склад ума способен со своего положения понять другое даровитое психологическое мышление?

Тут надо проявлять простое равнодушие. Ну нет дара и не интересно. .

Чего куришь? Отсыпь

--
благовещенск
передоз
OT

А зачем стихи писать не имеющему поэтического дарования?

Без поэзии одна лишь скукота,а скукота жесточит, злит и дебилизует.

Я считаю надо в человеке рассматривать не рифму, а то как он поэтизирует словами все, что запало в душу.

Вот только к сожалению невозможно донести до сознания того, кто не имеет поэтического дара о ее отсутствии.

Мыслительная психология так устроена, что если нет такого дара, то как такой психологический склад ума способен со своего положения понять другое даровитое психологическое мышление?

Тут надо проявлять простое равнодушие. Ну нет дара и не интересно. .

Чего куришь? Отсыпь

А что? Любопытно заглянуть в ваши мозговые катакомбы со снующими вокруг нейронами.

--
благовещенск
OT

А зачем стихи писать не имеющему поэтического дарования?

Без поэзии одна лишь скукота,а скукота жесточит, злит и дебилизует.

Я считаю надо в человеке рассматривать не рифму, а то как он поэтизирует словами все, что запало в душу.

Вот только к сожалению невозможно донести до сознания того, кто не имеет поэтического дара о ее отсутствии.

Мыслительная психология так устроена, что если нет такого дара, то как такой психологический склад ума способен со своего положения понять другое даровитое психологическое мышление?

Тут надо проявлять простое равнодушие. Ну нет дара и не интересно. .

Галина, а почему бы вам не взять шефство над увж. алехой и обучить его рифмовать свои мысли, а?

Только представьте выше изложенный алехой текст, но уже в ямбе, или в хорее - нобелевский вариант, аднака.

--
"Народ, не имеющий национального самосознания - есть навоз, на котором произрастают другие народы". Столыпин П.А.
Vlad2
OT

А зачем стихи писать не имеющему поэтического дарования?

Без поэзии одна лишь скукота,а скукота жесточит, злит и дебилизует.

Я считаю надо в человеке рассматривать не рифму, а то как он поэтизирует словами все, что запало в душу.

Вот только к сожалению невозможно донести до сознания того, кто не имеет поэтического дара о ее отсутствии.

Мыслительная психология так устроена, что если нет такого дара, то как такой психологический склад ума способен со своего положения понять другое даровитое психологическое мышление?

Тут надо проявлять простое равнодушие. Ну нет дара и не интересно. .

Галина, а почему бы вам не взять шефство над увж. алехой и обучить его рифмовать свои мысли, а?

Только представьте выше изложенный алехой текст, но уже в ямбе, или в хорее - нобелевский вариант, аднака.

Не-а. Я однажды зарекся и рифмую только для себя т.е. массажирую собственные извилины

--
благовещенск
OT

Не-а. Я однажды зарекся и рифмую только для себя т.е. массажирую собственные извилины

Чё зарекся-то? Не выходит, или наоборот, не входит?

--
"Народ, не имеющий национального самосознания - есть навоз, на котором произрастают другие народы". Столыпин П.А.
Vlad2
OT

Не-а. Я однажды зарекся и рифмую только для себя т.е. массажирую собственные извилины

Чё зарекся-то? Не выходит, или наоборот, не входит?

Ну то, что трудно это верно. Как писать, если нет вдохновения? А так придет вдохновение и оно властвует не спрашивая и только потом правлю в рамки там, где надо кому-то показать и от этого и отрекся. Лучше как есть по вдохновению отдохновение для своей души.

--
благовещенск


Галина Одинцова
Оптимистка. Иногда...

Пишу о том, что волнует, радует, впечатляет и не оставляет равнодушной. Мне интересно жить. И я люблю ее, эту короткую, но полную разных неожиданностей - Жизнь.

отправить личное сообщение блогеру
Авторы блогов все блогеры
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

вчера, 12:37
Сергей Нифашев

дворник

вчера, 09:45
Светослав Ильиных

журналист (г.Райчихинск)

вчера, 08:19
Святослав Шевченко

cвященник, блогер, публицист

17 августа, 11:55
Борис Белобородов

предприниматель

16 августа, 08:19
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

16 августа, 08:18
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

13 августа, 21:39
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

11 августа, 17:26
Андрей Ягелло

финансист

11 августа, 16:45
Светлана Казачинская

уже не синоптик

11 августа, 14:33
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

10 августа, 11:14
Альберт  Кривченко

пенсионер, журналист

8 августа, 15:31
Алексей Копер

Буддист, фотограф-любитель

7 августа, 21:47
Игорь Волобуев

юрист

6 августа, 06:29
Сергей  Труш

дизайнер, которого достало

4 августа, 04:41
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь и достоинство физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы РФ и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  8. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием записей и редактирования блогов и размещаемых к ним комментариев только в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  9. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  10. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  11. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  12. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  13. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  14. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на веб-форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.