Где обедал воробей? (информация об областном конкурсе зимних кормушек для птиц)
«…серебристый снег
кружит в свете фонарей…
воробей замёрз…»
Если есть те, кого тронуло это бесхитростное хокку, то для вас объявление: в Амурской области проводится Областной конкурс зимних кормушек «Покормите птиц зимой!», который проводит Амурское отделение Союза охраны птиц России и склад-магазин «Лихач». Принимайте участие в конкурсе, он стартовал 1 ноября и будет продолжаться до 28 декабря. В конкурсе могут участвовать и дети, и взрослые, и взрослые вместе с детьми (а также дети вместе со взрослыми). Главное, помнить, что ваша кормушка должна быть:
Чем отметим трёхлетие уличного книжного шкафа на ОКЦ?
Пусть всегда будет книга!
В том числе, книга печатная.
Пусть всегда будут книжные шкафы!
В том числе, уличные книжные шкафы.
«Климат - тема горячая во всех отношениях» или Поговорить о климате с климатологом.
Вообще-то по диплому я - метеоролог. А по роду деятельности - синоптик. И только по душевной склонности - климатолог. А это, вообще-то, отдельная сложная специальность, климатология, а мне даже в университете с ней не очень повезло, преподавали нам её слабо. Доучивалась, как могла, всю жизнь.
Между тем, всю эту жизнь я отвечаю на два коренных вопроса современности: «Почему у вас прогнозы не оправдываются?» и «Что у нас с климатом?» Так вот. Нашла я человека, которому уже сама буду задавать вопрос: «Что у нас с климатом?»
О чём напомнил прошедший паводок
В воскресенье читала лекцию на набережной Амура об истории наводнений в Амурской области. В общем, неплохо получилось, даже слушатели были. Правда, я вооружилась всякими выкладками и цитатами, для солидности и усиления впечатления, но надо было держать микрофон, а одной рукой управиться с пачкой листов не удалось, поэтому там я выкручивалась без шпаргалок, а сюда пристрою неозвученные выкладки и цитаты.
К тому же, пообещала в блог написать, о чём там говорила.
Начну с текущего момента. Всё же паводок, а не наводнение. Реакция СМИ и категории особо встревоженных граждан - не критерий. Критерий - уровень, до которого поднялась вода, площадь, которую затопила помимо подтопляемой поймы, и время, которое вода простояла до ухода в основное русло. Вспоминайте 2013 год. Нынче прошли очень сильные дожди в Забайкалье, бассейн Верхнего Амура переполнился, потому что и там осадки были избыточными, вода сбежала до Среднего Амура, но по ходу интенсивность паводка спадала. В Благовещенске максимальный уровень 23 июля составил 666 см (выход воды на пойму происходит при 510 см, отметка неблагоприятного явления - 700 см, опасного - 800 см. В 2013-м Амур поднялся до 822 см).
А сейчас о наводнениях.
Не было никогда, и вот…
О ранее небывалом событии не только в жизни города, но и страны, что запланировано в Благовещенске на ближайшие выходные.
Дозвольте проанонсирую (хочется заинтриговать, но и лишнего не томить). Называется это Литературный фестиваль «День книги в Благовещенске». Продолжаться будет один день с хвостиком. Хвостик начнётся вечером в субботу, 28 апреля, когда пройдёт финал городского конкурса «Открой рот». Правила простейшие: любой желающий читает рандомно выбранный текст с листа без подготовки. Побеждает тот, кто сделает это ярче, убедительней и безошибочнее прочих. Не знаю, каково участникам, - не была, но зрителем - увлекательно! Начало в 18.30 в рестобаре-караоке «Soprano» (ул.Горького, 188а). Про бесплатный вход даже неловко как-то… То есть, да, на все мероприятия - бесплатно.
«Если кто-то просит подарить ему целый мир, просто уточните: в твёрдой обложке или в мягкой?»
День 14 февраля регулярно порождает дискуссии на тему «Наш ли это праздник или не наш?» Во-первых, живы ещё те поколения, которые помнят мир без цветочно-валентиночной даты точно посередине февраля, во-вторых, хорошим тоном сегодня стало отторжение всего, что нам навеяло из-за границы (в крайнем случае – холодное отношение). Но отдельные чужеродные праздники успешно прописались в России, потому что, думаю, пришли на то место, где до них ничего такого не было.
Конечно же, я - про Международный день дарения книг (International Book Giving Day). Придумали его сравнительно недавно, в 2012 году, в Америке, и изначально он имел полудетский характер – День дарения книг детям. Но взрослые тёти и дяди почти сразу присовокупились к Book Giving Day, и сейчас уже нет указания на детскость: День дарения книг. Всяких. Всем. Любому. Дети - тоже люди, а взрослые - бывшие дети. И точка.
С днём рождения, Поэт!
Так получилось, что я за сутки практически выполнила полугодовую норму писания в блог. Потому что день такой, совпало и надо писать продолжение. Во-первых, призыв собирать деньги на ремонт книгообменника надо уже отменять. Необходимая сумма была собрана за несколько часов, что радует (сильно-сильно радует).
Без вас нам не обойтись
Я долго подбирала нужные слова и выражения, потом решила, что это пустые хлопоты и напрасная трата времени. Потому что всё, что я хочу, это попросить у вас денег. Пользуясь возможностью персонального блога, сообщаю ещё и на этой площадке, что покалеченный шкаф-книгообменник в сквере ОКЦ нуждается в ремонте, и мы с Оксаной Прасковой объявляем сбор средств на него. Будем благодарны ЛЮБОЙ сумме, которая не подорвёт ваш бюджет.
Страсти по Амуру
Каюсь, я резонансную статью Татьяны Алексеевой до конца так и не прочла. Хватило заголовка, подзаголовка и того небезупречного пересказа моих слов и представления в качестве «известного специалиста Амурского гидрометцентра». Хорошо, похоже, что как самого известного специалиста гидрометцентра меня до се позиционируют многие, с чем я не то, чтобы спорю, но при общении со СМИ в преамбуле указываю, что с 2012 года я в гидрометслужбе не работаю. В некоторых вопросах точность нужна, а если материал с претензией на аналитику, то в вопросах привлечения (и представления!) экспертов надо быть внимательнее.
По собственной моей поговорке, нет такого журналиста, который запомнил бы, чем метеоролог отличается от синоптика. Сейчас буду добавлять, что хорошо бы не путать метеоролога и гидролога, это разные специальности, хотя и объединённые в сочетании «гидромет». И то, что я разбираюсь в гидрологии несколько больше, чем среднестатистический гражданин, гидрологом меня не делает. Но у меня есть возможность поделиться с вами мнением специалиста именно в гидрологии.
«Выдайте погоде аспирина, у неё – жар!» или Аномальная или не аномальная?
Только что меня спросили об этом по телефону: можно ли назвать навалившуюся на наш регион жару аномальной? Пощёлкав внутренним калькулятором, я сказала, что, да, вполне употребим в данном случае этот термин. Когда я это пишу, ещё ничего неизвестно о рекордах температуры (будут ли? и сколько именно?), так как если таковые состоятся, то определение «аномальность» вполне уместно. Но аномалия(=нерядовое явление, отклонение от нормы) можно отнести к продолжительности периода уже сейчас. Жаркую трудно переносимую погоду включили с первых чисел месяца. 2-го июля она превысила норму на 4°С, 3-го – на 5 °С. А нормы для этих дней - и без того самые-самые: в многолетнем режиме на эти числа и приходится годовой температурный пик.
Есть такая премия
О литературных премиях мне приходилось рассуждать не раз. Когда я делала передачу о книгах на радио, премия - это всегда был прекрасный повод для передачи: кому Нобелевскую дали, кому Большую книгу, кому Русского Букера, а если премия доставалась лично для меня милому автору, я с удовольствием рассказывала и о прочих. Например, о премии Ивана Петровича Белкина, кстати, это единственная в мире литературная премия, которая носит имя вымышленного персонажа, а не писателя или поэта, - устроители это всегда подчёркивают. И о премии «Поэт» пришлось говорить, потому что присуждение её в 2015 году Юлию Киму вызвало скандал в благородном семействе. Мнение, что премию дали не тому, кому надо, выплеснулось за пределы жюри, и два его члена, оба - известные поэты, Александр Кушнер и Евгений Рейн, из состава жюри вышли, аргументируя, что отказываются «поощрять «прикладную поэзию»: «Это решение невероятно снижает уровень премии. Стихи Юлия Кима примитивны. А всё примитивное и убогое неудобно называть этим высоким именем».(Е.Рейн).
Продолжение темы или Рыбак рыбака...
Долго прикидывала, как выстроить следующий пост по теме взволновавшего/задолбавшего всех свободного книгообмена и гражданина, который устроился торговать книжками из книгообменников. Понимаю, что те, кто будет читать этот пост, уже читали предыдущие и в теме ориентируются. Поэтому я напишу только принципиальные вещи максимально кратко.
Уличный книгообмен – это общественный проект, который в Благовещенске состоялся. В него вовлечено большое количество людей, от тех, кто организовал, кто сдавал деньги на изготовление (около 40 человек), кто вложился в постройку, кто приносит книги или отдаёт их (если есть книги, от которых вы бы хотели избавиться, мы заберём-вывезем) до тех, кто берёт там книги. Поэтому объявлять шкаф «шкафом Светланы Казачинской» - это заблуждение (шкаф Светланы Казачинской стоит у меня дома и называется "личная библиотека"). Мне дорог этот проект, но так и не мне одной. А вот свободный доступ к книгам оказался не то, чтобы минусом, скорее, испытанием. Поэтому условное общество разделилось на условных гуманистов («не трожьте бедного дедушку, его только пожалеть!») и условных негуманистов («отвадить ворюгу от шкафа!»).Флешмоб "Купи у дедушки книжку" или "Гори пропадом ваш "неплохой общественный проект"."
Позволю себе опять вернуться к теме "Свободный книгообмен" и "Кому нужны общественные книжные шкафы?" Вчера тема получила неожиданное продолжение: на местном ресурсе появился репортаж о трудной судьбе уличных торговцев, одним из героев которого стал хорошо мне известный субъект, именно он ежедневно (ежедневно!) очищает книжный шкаф возле ОКЦ от наиболее привлекательной литературы, которую он потом продаёт на "Чайке".
«Львиная гора» как уникальный случай в теории и практике тайфунов
У нас на глазах умер тайфун.
В бассейне Среднего Амура тайфуны не умирают, не их это место, они сюда просто не добираются. Тайфуны, как киты, выбрасываются на берег, чтоб в непродолжительных муках скончаться.., только так и не иначе. Тому назад четыре года с хвостиком я всяческие разговоры о влиянии тайфунов на погоду Амурской области отметала как несущественные.
Чьи в шкафах книжки?
Узнала недавно отличную новость: директор муниципальной библиотечной системы сообщила, что возле всех библиотек города появятся уличные книжные шкафы. Мне кажется, это прекрасно. Потому что через библиотеки народу сейчас проходит немного, а по улицам мимо библиотек ходит приличное число потенциальных читателей. Уличный трафик много больше. А то, что такие точки будут востребованы, уже проверено на опыте первых уличных книгообменников – в горпарке и в районе ОКЦ – оба неплохо себя чувствуют и не обойдены вниманием горожан.
Вот, думаю, подходящий сейчас момент отчитаться о том, как чувствует себя проект «Уличный книгообмен в Благовещенске» через год после воплощения. Совершенно субъективно я бы поставила ему «5» с жирным минусом.
Об ушедшем
Не каждый год тянет откомментировать с точки зрения метеоролога. 2015-й – тянет.
По температуре – второй.
Год стал рекордсменом по количеству рекордов и вторым по теплу за всю историю наблюдений за погодой в Амурской области, что определяется размером среднегодовой температуры: в 2015-м в Благовещенске она составила +3,04ºС. При том, что многолетняя температура за весь период наблюдений (более 100 лет) имеет значение +0,6ºС. И лишь единожды – в 2008-м году – этот показатель поднялся до +3,33ºС, этот год на сегодня самый тёплый.