21 сентября, 15:03

Фильм «Варавва»: настоящий Крым против фанерных скутумов

Так бывает: в незнакомом городе заползешь в какие-нибудь подворотни. Узкие мостовые, мусорные баки, развешенное белье. Идешь, кривишься – и вдруг из узкого прохода внезапно вываливаешься на огромную магистраль. Поражающую шумом, светом, движением – аж дух захватывает.

Так было и с Вараввой. Темные каменные мешки, какой-то уголовник: сидит, ругается. Дерется в полумраке. Потом убийцу ведут какими-то узкими улочками – и бац! Мелкий бытовой сюжет врывается в сцену суда Пилата над Иисусом! Конечно, я знал, на какой фильм шел и про что он будет. Но все равно эффект внезапности мною овладел. В дальнейшем все сцены, где великие события Евангелия показывали через взгляд обывателя, вызывали у меня однозначный восторг.

Это «Варавва» – очень смелая попытка молодых российских киноделов замахнуться даже не на «старика нашего Шекспира». На историю смерти и воскресения Христа. Эту картину я ждал и боялся. Не столько из-за сколькой темы в сегодняшней России. Было страшно увидеть, что создатели не вытянут тему, на которую замахнулись.

Да, в России умеют и любят снимать историческое кино. Но всё больше про наши невероятные победы в войнах, спорте и космосе. Чтобы было русскому человеку, чем гордиться в свободное от работы время. А тут тема такая: Рим, Палестина, Античность. Не очень близкая, немного опыта у русского кинопрома в этой сфере. Страшно было увидеть лорики из папье-маше и капители из гипса.

Однако, как минимум в этом плане фильм не подкачал. Снимали всё в Крыму. Натуру ездили искать за год до основных съемок. И нашли, я считаю, замечательную натуру. Сцену суда над Христом снимали в действующем армянском монастыре XIV века! Все эти развалины, особняки, вытертые веками улочки, горы, карьеры – шикарны! Конечно не голливудский пеплум, но ощущение реальности добавляется очень сильное. Режиссер Евгений Емелин рассказал. Что в декорациях сняли всего две сцены в фильме, обе – в помещениях.

К одежде тоже претензий нет. Не уверен, что всё было исторично, но на фоне бекмамбетовского «Бен Гура» это была вершина достоверности. Даже к деталям создатели были внимательны. Вот Пилат получает записку – и мы можем видеть. Что это не просто бумажка, а бумажка «косящая» под полосатый папирус.

Конечно, идеально было не всё. Иногда можно разглядеть внутреннюю сторону римских щитов-скутумов – и ясно видно, что они сделаны из фанеры. И я уверен, что в одном кадре заметил гамак! Честно слово!

Из всей технической стороны меня смутила только озвучка. Не знаю почему, но она часто казалась неорганичной. Вроде бы и звук с движением губ совпадает, да только возникает ощущение, что рот открывает один человек, а звук издает другой.

Зато хочется отметить хорошую актерскую игру. Причем, у всех. Я не могу отметить кого-то отдельно. Главные герои особо ярко не блистали. А вот самые маленькие роли смотрелись хорошо. Люди не отчитывали свой текст, они вкладывали в них образ своего персонажа. Как шикарен со своей маленькой сценой был нищий старик, моливший о здоровье дочери!

Но, как замечательно не сними ты картину на подобную тему – всё решает сценарий. Что можно сказать нового, свежего, интересного в самом раскрученном сюжете в истории? Когда берешься за тему Христа – это всегда вызов.

Следует сразу оговориться, что фильм снят на основе романа Марии Корелли, написанном в 1893 году. И этот факт объясняет изысканный витиеватый язык фильма, странные слова: «сотник» – вместо центуриона, «правитель» – вместо прокуратора. А главное – дамский романтизм, Варавву в образе прекрасного романтичного юноши и трагичная любовь.

Да, перед нами не урка иерусалимский, а влюбленный молодой человек, убивший фарисея из ревности к прекрасной, но жестокосердной Юдифи. Именно его беды и чаяния являются ядром повествования. История Иисуса, суд и казнь идут не то, чтобы на периферии. Но для Вараввы они вторичны. Но постепенно загадочный Христос завладевает думами амнистированного убийцы.

И, в общем, весь фильм посвящен поиску бога. Это трудно – найти веру не тогда, когда все вокруг так же верят. Нет церквей, нет попов. Напротив, общественное мнение настроено резко против Христа. И в этой ситуации гораздо проще забыть. Но хочется верить.

В фильме к вере приходят разными путями. Невыразительные апостолы делают это, потому что им так сказали. Учитель велел верить. Нищий старик веру продал за здоровье внучки. Юдифь поверила из страха… или просто сошла с ума.

А у Вараввы подход другой: докажите мне, что это бог. Поэтому он пытает вопросами свидетелей и очевидцев, даже самой мари задает нескромные вопросы об отцовстве Христа. Следит за гробницей, где похоронили казненного Иисуса…

В этой связи надо разобраться с тем, кто же такой Варавва. Всё христианство строится на том. что своими страданиями Христос спас от страданий всё человечество. Но это как бы – потенциально. А вот Варавву он спас самого первого – в самом буквальном смысле. А потому спасенный преступник Варавва – это все мы. Каждый в отдельности.

А ведь мы – сегодняшние – такие прагматичные. Всё нам покажи и докажи. «Где пруфы?» (с). Очень скептичное время. Весьма скептичные люди.

Но разве можно лезть в веру с таким рационалистическим аршином. Я так надеялся, что в фильме Варавва поймет, что вера – это всегда откровение. Созрела душа – и смог верить. Без торга, без доказательств. Тем более, что такой у убийцы был замечательный наставник. И весь ход фильма к тому и вел: все попытки Вараввы найти доказательства были обречены на неудачу…

Но нет. В конце ему просто показали/доказали. И он уверовал.

Я был расстроен. Но вы можете сделать свой вывод.

ПЫСЫ. Это и всякое другое, что я смог заметить на фестивале «Амурская осень», можно прочитать на моей странице в ВК https://vk.com/wasekklenin.

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 86

метки: Амурская осень, амурская осень 2018, варавва, кино.


Поделиться:

Василий, спасибо огромное за рецензию... захотелось посмотреть кинокартину.

--
Мой канал на Youtube: https://www.youtube.com/svyatoslav28

С Мелом Гибсоном, конечно, сравнивать не будем (эту тему даже Гибсону не закрыть), к тому же видно, как режиссёр (все причастные к созданию фильма) старался. В очень хорошем смысле этого слова. Вот и Василий начал с того, что похвалил фактуру, и я её очень хвалю - прямо органолептически всё точно. Фильм можно (и нужно) показывать и на фестивалях, и в прокате, и в воскресных школах, и вообще. Тем, кому близка библейская история, очень рекомендую к просмотру. Да и тем, кому не близка, есть на что посмотреть. Актёры подобраны чудесно, живописная такая картина получилась - Иванов, Крамской и Ричард Хук вдохновляли. Каждый кадр - готовое полотно.

P.S. Да, старика, молящего о спасении внучки, трудно забыть.

P.Р.S. Гамак и мне привиделся в сцене встречи Вараввы и Юдифи

--


Легол(В)ася
критикан
Думаю, пора честно признаться, если на что меня и хватает в этом блоге - так это говорить про кино и книги. Так что этому блог и посвятим
отправить личное сообщение блогеру
Топ авторов за 7 дней все блогеры
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

Просмотров: 822

Криптоаналитик

криптоаналитик

Просмотров: 629

Наталья Калинина

политический хулиган

Просмотров: 570

Петр Глазунов

директор мебельного ателье

Просмотров: 299

Святослав Шевченко

cвященник и видеоблогер

Просмотров: 298

Авторы блогов все блогеры
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

вчера, 14:48
Криптоаналитик

криптоаналитик

15 октября, 21:45
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

14 октября, 12:03
Святослав Шевченко

cвященник и видеоблогер

11 октября, 16:39
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

11 октября, 13:23
Наталья Калинина

политический хулиган

11 октября, 07:28
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

10 октября, 11:46
Светослав Ильиных

журналист (г.Райчихинск)

9 октября, 11:39
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

8 октября, 21:08
Светлана Казачинская

не только синоптик

7 октября, 17:02
Евгений Волков

юрист-идеалист

2 октября, 12:08
Евгений Ищенко

практик

2 октября, 01:34
Игорь Волобуев

юрист

1 октября, 18:32
Андрей Ягелло

финансист

30 сентября, 17:32
Роман Кобызов

красный блогер

29 сентября, 17:22
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора, при учёте ограничений, установленных настоящими Правилами. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия и премодерации администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь, достоинство и деловую репутацию физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы Российской Федерации и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. Не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, являющихся предвыборной агитацией, политической рекламой/антирекламой.

  8. В период проведения избирательной кампании по выборам (вне зависимости от территории проведения) не допускается распространение в качестве сообщений/материалов блогов сведений, содержащих любое указание на наименование, символику, действия (бездействия) избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, содержащих любое указание на персональные данные, изображения, действия (бездействия) выдвинутых кандидатов, проведение/опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с проводимыми выборами.

  9. В случае однократного нарушения Автором положений настоящего пункта, Администрация сайта www.amur.info производит блокировку блога Автора до дня окончания соответствующей избирательной кампании.

  10. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  11. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием блогов и размещаемых к ним комментариев, в том числе в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  12. Осуществление контроля со стороны Администрации сайта www.amur.info предполагает возможность без направления какого-либо уведомления удаления сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, редактирования сообщений/материалов блогов и комментариев к ним, блокировки блога в случае неоднократного нарушения Автором положений настоящих Правил.

  13. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  14. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  15. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  16. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5-7 настоящих Правил.

  17. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  18. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на Форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.