5 мая, 17:07

От любви до ненависти... или казнить, нельзя помиловать!

Лет через четыреста наше сегодняшнее бытие будет неясно нашим потомкам, как и нам сложно судить о том, чем же жили наши предки в 17 веке. И виной будет сегодняшний бум электронных гаджетов, потому что вся масса нашего электронного общения, которая могла бы рассказать о нас нашим потомкам значительно больше, чем официальные источники, не сохраниться и вполне возможно о нашем бытие потомки будут судить по томам следственного дела изувера Чикатило.

И это отсутствие эпистолярного жанра в документах неизбежно будет нас сближать с нашими предками XVII века не оставившим нам повседневной бытовой переписки из-за банальной нехватки бумаги. И тем не менее я сегодня хочу познакомить вас с тремя документами 17 века слегка приоткрывающими нам обыденные отношения трехвековой давности с одной стороны и безусловно доказывающими, что по накалу страстей мы не слишком далеко ушли от наших предков.

Как я уже сказал личные, письма 17 века практически до нас не дошли. Но редкие исключения все же встречаются . Итак сначала:

«Грамотка сестры енисейского стрельца Панфила Петровича Кичанова» (1634 г. )


Г(о)с(у)д(а)рю моему брату Панфилу Петровичю и племеннику Устину Павъловичю сястра твоя Татьяница с(ы)ном и з дочерьми пад на землю и поклонюся. Буди г(о)с(у)д(а)рь б(о)гом храним на многие лета.
А про нас изволишь ведати и мы по сей грамотке едва живы февряля въ 19 м числе. А впредь уповаем на м(и)л(о)сть б(о)жию. Да пожалуи братец и Устин меня не покиньте б(о)га ради. Мне жыти стало нужно. Выбивает меня з двора одново без детей Евъсей деверь свой. А я нага и боса. Б(о)га ради братец меня не покинь при нуже и при бедности. А въ предь мое жытье не ведомо что будет надо мною. И б(о)га ради братец без грамотки меня не покинь. Здравъствуйте на многие лета.

Как видно и 17 веке «квартирный вопрос» также испортил многих. Что интересно жильем здесь завладел мужнин брат, но что интересно женщина обращается за помощью не к власти, а к своему брату. Может он был обличен властью а может кулаки имел тяжелые.

И хотя суть грамотки весьма прозаична, но слог ее поражает, что-то в нем есть даже поэтическое

Но не только «квартирный вопрос подвигал на преступления. Вот еще интересный документ.Это:

«Отписка енисейского воеводы А.Ф. Пашкова об убийстве мужа крестьянской женой Палашкой Яковлевой дочерью и о коллективном челобитьи енисейского «мира» с просьбой сохранить ей жизнь и разрешить постричься в иноческий образ» (1652г).

Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю всея Русии холоп твой Офонька Пашков челом бъет. В прошлом, Государь, во 154 году в Енисейском в сзъезжей избе перед воеводою Федором Уваровым по сыску Енисейсково пашенново крестьянина Онисимка Пантелеева жена иво Палашка Яковлева дочь была в приводе для тово хотела она, Палашка, нарядною квашеною цылибухою окормить мужа своево, Онисимка. И за то, Государь, ее воровство после пытки учинено ей, Палашке, наказане бити кнутом. И в нынешнем , Государь, во 160 году в [373] велик день Христов она ж, Палашка, мужа своего, Онисима Пантелеева, зарезала ножом до смерти, а в роспросе в том своем воровстве повинилась и по твоему, Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михаиловича всея Русии, указу, по соборной уложенной книге та Палашка за прежней ее воровской умысл над мужем ее и за нынешнее смертное убивство мужа своего, Онисимка, довелась казни окопать ее живу в землю. И в нынешнем же, Государь, во 160 году июня 21 били челом тебе, Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю всея Русии, Енисейсково острогу попы и дети боярские и томоженной голова и гостина двора розных городов торговые и енисейские служилые и посадцкие люди и пашенные крестьяне. А мне, холопу твоему, в съезжей избе подали за руками челобитную, а в челобитнои их написано чтоб ты, Государь, их пожаловал, велел ей, Палашке, вместо смерти живот дать и по ее обещанию велеть ей постричься во иноческий образ. И я, холоп твой, тое их челобитною под сею отпискою послал к тебе, Государю Царю и великому князю Алексею Михаиловичю всея Русии к Мосеве, а тое жонку Палашку до твоево государева указу велел держать за приставом в чепи и в железах и о том, Государь, мне, холопу своему, как укажешь.

Согласитесь интересный документ. Во первых написан он воеводой Пашковым, который через год с небольшим будет нещадно истязать протопопа Аввакума. Здесь он не выглядит таким уж извергом, и даже прислушался к мнению общества и просит не казнить смертью мужеубийцу. Видимо что-то в этой истории было не так просто. Скорее всего крестьянин был паскудным человеком, что несмотря на то что жена его так настойчиво лишала его жизни, люди с сочувствием отнеслись к ней. Необычен способ, которым женщина пыталась отравить мужа. Во -первых в 17 веке эти ядовитые орешки были запрещены к провозу через границу, о чем все таможенные посты были предупреждены. Во-вторых сам яд был очень экзотический. Цибулиха –растение тропическое. Вероятнее всего в Сибирь оно попадало через Китай, но это может говорить только о том, что планировалось это отравление тщательно и решение было принято осознанно.

Вот небольшая справочка о выбраном яде 18 века:

Способ казни, утвержденный для таких преступлений был жестоким: «окопать ее живу в землю». Конечно нравы в 17 веке были не такие как сейчас, но чтоб живую в землю ...., хотя если фальшивомонетчикам в горло заливали расплав олова или свинца, то живым в землю может и не так уж жестоко, но мучительно.

Интересно, что закапывание в землю применяли и не как смертную казнь. Примерно по такому же обвинению две женщины были окопаны в землю на три дня после чего пострижены в монастырь. (см. документ в конце поста).

Решение царя на просьбу воеводы Пашкова было отрицательным. Велено Пелагею казнить смертью.

Царская грамота енисейскому воеводе А.Ф. Пашкову о наказании смертью крестьянской жены Пелагеицы Яковлевой за убийство мужа.

От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Русии в Сибирь в Енисеиской острог воиводе нашему Офонасю Филиповичю Пашкову. В нынешнем во 161 году декабря 17 писал еси к нам, что в прошлом, во 154 году Енисеиского пашенного кртьянина Онисимова жена Пантелеева1 Пелагеица Яковлева хотела окормить мужа своего, Онисимка, и за то воровство после пытки учинено ей наказанье бита кнутом. В прошлом же во 160 году она, Палагеица, мужа своего Онисима зарезала до смерти, а в нашем указе и в соборном уложенье прошлого 155 году написано, будет жена учинит мужу своему смертное убойство или окормит его травою, а сыщетца про то допряма и ее за то казнити живу окопати в землю и казнити ее такою казнью безо всякие пощады хотя будет убитого дети или иные кто ближние роду его того не похотят что ее казнити. И ей отнюдь не давати милости и держати ее в земле до тоех мест, покамест она умрет и как к тебе ся наша грамота придет и ты б енисейского пашенного (Л.48) крстьянина Онисимову жену Пантелеева Палагеицу Яковлеву за воровской умысл и за смертное убоиство мужа за своего, Онисима, против ншего указу и соборного уложения велел казнить смертью окопать живу в землю. А как ее, Палагеицу, казнить велишь и ты б о том отписал ко Москве с ыными нашими делы вместе, а отписку велел подати в Сибирском приказе боярину нашему князю Алексею Никитичю Трубецкому да дьяком нашим Григорью Протопопову да Третьяку Васильиву. Писано на Москве лета 7161 генваря в ___ день.

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 81

метки: .


Поделиться:

Потрясающе интересно! Сегодня часто женщины жалуются на мужей, что они такие-сякие, безвольные, бестолковые, ленивые. При старых законах за оскорбление мужа если и не закопали бы в землю, то уж точно наголо постригли бы, раз не признает над собой власти мужа.

--

Владимир Трухин, здравствуйте! Вот же Вам сюжет для фильма! Типа, "Леди Макбет Енисейского уезда"! Вся интрига на месте, все страсти!

--

Что-то подобное и сейчас наверно пишут Путину по поводу коррупции и только почему-то не приписывают "холоп ваш раб божий Сенька Одуванчик"

--
благовещенск

Да сюжетов для фильмов из того времени черпать не перечерпать.

--


Владимир Трухин
любитель истории

Любитель истории. Главное в этом «нике», пожалуй – любовь, любовь к истории родного края, которая поселилась во мне еще со школьной скамьи. К сожалению или к счастью, я не стал профессиональным историком, выбрав путь инженера-строителя. Почему к сожалению? Не знаю, может быть, став профессиональным историком, я раскрыл в себе талант научного работника, неравнодушного к своему делу. Почему к счастью? Наверное, потому что и сегодня, занимаясь историей, я делаю открытия. Масштаб их, конечно, невелик, но это и неважно. Например, вписав еще одну страничку в свою родословную, я оставляю это знание своим родным и близким. Конечно, я и раньше считал и сейчас придерживаюсь того мнения, что познать историю возможно, только соприкоснувшись с ее носителями: документами и историческими реликвиями. Возможно, толчком к этому прикосновению и послужит мой блог.

отправить личное сообщение блогеру
Авторы блогов все блогеры
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

вчера, 19:51
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

вчера, 19:51
Сергей Нифашев

дворник

вчера, 19:35
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

23 мая, 22:02
Игорь Павлов

фотограф. Директор музея самоваров.

23 мая, 21:14
Светослав Ильиных

журналист (г.Райчихинск)

23 мая, 18:58
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

22 мая, 13:49
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

21 мая, 16:19
Игорь Волобуев

юрист, строительный комиссар

20 мая, 16:45
Андрей Ягелло

финансист

16 мая, 13:04
Светлана Казачинская

уже не синоптик

10 мая, 00:16
Альберт  Кривченко

пенсионер, журналист

7 мая, 21:26
Дмитрий Димитров

алхимик кино, киношник

7 мая, 10:40
 Весна

волшебница

7 мая, 01:14
Евгений Волков

юрист-идеалист

6 мая, 21:22
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь и достоинство физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы РФ и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  8. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием записей и редактирования блогов и размещаемых к ним комментариев только в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  9. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  10. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  11. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  12. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  13. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  14. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на веб-форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.