16 ноября 2016, 17:09

Последняя любовь Никифора Черниговского

Героям минувших дней журналистская братия зачастую присваивает придуманные личные качества, которых, на самом деле, никогда у человека не было. Из-за этого рассмотреть за этой нарисованной картинкой судьбу человека становиться довольно сложно, а в некоторых случаях и просто не возможно. И только в процессе изучения какого-то документа того времени нет-нет да и блеснет своими гранями настоящий характер этого человека не ограненный историками и журналистами.

Не миновал этой судьбы и основатель Албазинского острога Никифор Черниговский. Еще из советских времен за ним длинным шлейфом тянулся образ борца за права угнетенного сатрапами-воеводами и их приспешниками простого народа - образ сибирского Робин Гуда, который защищая честь своей красавицы жены, убил Илимского воеводу Лаврентия Обухова и возглавил восстание свободолюбивых служилых людей и крестьян.

На самом деле все было не так. Используя материалы Сибирского приказа, это убедительно доказал, в своей книге «Никифор Романов Черниговский: документальное повествование» Г.Б. Красноштанов.

При детальном исследовании документов того времени оказалось, что не было опороченной красавицы жены, не было классовой борьбы, не было стремления скинуть гнет самодержавия ...

Нет конечно воевода с его гипертрофированным стремлением к личному обогащению был. (последние события с нашим министром Минэкономразвития говорят о том, что в мире ничего не меняется). Изучение документов также позволило установить, что на судне воеводы находился зять Никифора Черниговского – Петр Осколков, арестованный за какие-то финансовые махинации. Может быть захват воеводского судна преследовал цель освободить от неминуемой расплаты родственника. Возможно причиной была месть. Известен эпизод, когда от воеводы пострадала жена усть-киренского никольского попа Фомы Кирилова («изнасильничал сильно жену ево, Фомину, Пелагейку Никифорову дочь блудным грехом». Г.Б. Красноштанов осторожно предположил, что это могла быть дочь Н. Черниговского), но скорее всего в основе убийства воеводы был обычный грабеж, осуществив который грабители хотели не наказанными уйти на Амур.

Не смотря на то, что Никифорко Черниговский и был истинным инициатором нападения на воеводский дощаник, непосредственного участия в этом действе он не принимал. Осуществили ее его сыновьям и товарищи по заговору о побеге на Амур. Убивать воеводу они не планировали. Но что-то пошло не так. И возможно такого массового побега на Амур и нее получилось бы, но среди них оказался кто-то очень дальновидный, убив воеводу он кровью повязал всех участвовавших. Теперь это был не банальный грабеж, а преступление против государственной власти. С такими преступниками царская власть уже не церемонилась и не прощала. Именно по этому, у участвовавших в нападении на воеводский дощаник теперь был только один путь – путь на Амур, куда власть русского государства в то время еще не распространилась.

Но с другой стороны беглецы не могли не знать о судьбе предыдущих ватаг беглецов на Амур. Туда уходили десятками и сотнями, но большинство из них, отрезавшись от пуповины русского государства, неминуемо гибли от местных Амурских жителей и маньчжуров, которые не были мягкими и пушистыми и с хлебом-солью беглецов не встречали. Достоверно установлена судьба всего нескольких из них. Кое-кто остался жив благодаря тому, что перешел под протекторат Маньчжурской империи Цин, став первыми членами русской сотни в императорской гвардии. Известен еще один удивительный факт, когда один из беглецов нашел свою форму существования на Амуре, став в среде Амурских тунгусов шаманом. Возможно, он не был этнически русским, история даже не сохранила нам его имя. Нам известно лишь его прозвище «казак-шаман» и то, что он среди тунгусов проводил про-русскую политику.

Так вот, беглецы, попав на Амур, смогли закрепиться там, лишь установив тесные связи с Даурскими острогами и их приказными людьми. Да это позволило им выжить, но тень расплаты за совершенное убийство воеводы постоянно витала над ними. Стремясь получить прощение за свое преступление, через Нерчинск они посылали царю одну челобитную за другой, подкрепляя свою просьбу о прощении мехами собранными в качестве дани с местных народов. Но царь был не преклонен, прощения ни на одну их просьбу не приходило.

Но я хотел рассказать о другом, я бы сказал, романтическом эпизоде в судьбе Никифора Черниговского, ставшем так же известным благодаря Г.Б. Красноштанову.

Это был 1670 год. Албазинский острог существовал уже пять лет. Между Албазинским и Нерчинским острогами установились прочные хозяйственные связи. Но чем больше Албазинцы попадали в зависимость от Нерчинска, тем более вероятным становилась перспектива быть арестованными и казненными за прежнее преступление. И видимо у непосредственных убийц воеводы нервы не выдержали и «черкасы, которые на великой реке Лене, на Киренге, убили воеводу Лаврентья Обухова, Микулка Пан да Оска Подкаменной с товарищи, восмь человек, убежали в Богдойскую землю».

Никифор Черниговский, руководивший тогда Албазинским острогом, незамедлительно проинформировал Приказного человека Даурских острогов Данилу Аршинского об этом событии. И все вроде нормально: непосредственные убийцы воеводы чувствуя свою вину бежали в стан противника, а приказной человек Албазинского острога, хоть и проморгал этот побег, все-таки доложил о случившемся по инстанции. Самой отписки содержащей эти сведения не сохранилось. Об описанных событиях стало известно из отписки написанной Д. Аршинским царю. Что еще в своем письме Д. Аршинскому мог написать Никифор Черниговский? Может быть, он рассказал, что пытался преследовать беглецов, а может о том, что провел расследование о побеге. Все может быть. Но об одном событии Черниговский не сообщил в Нерчинск точно. Он наверняка не сообщил Д. Аршинскому о том, что и сам с этим беглецами был в сговоре и тоже хотел бежать в Богдойскую землю. Вероятно, мы никогда бы не узнали об участии Черниговского в этом заговоре если бы не одно «но». Этим «но», была женщина. Как говориться: «шерше ля фамф». Черниговский хотел бежать к маньчжурам не один. С собой он позвал ту, которую он наверное любил. И эта женщина не была его женой. Свою жену он оставил теперь в уже далеком Илимском воеводстве. Звали его избранницу Анна и она была замужней женщиной. Мужем ее был Ивашка Перелешин.

До 1665 года Ивашко Козьмин сын Перелешин был известен в Илимском воеводстве как чечуйский мельник. Имеются сведения, что недалеко от «усть Урки речки» существовала Перелешина заимка, которую возможно основал Ивашко Перелешин. Местность, где находилась Перелешина заимка, называлась «Лавкаев луг» и располагалось оно недалеко от современного села Игнашино на правой стороне Амура. Известно, что Ивашко Перелешин вместе с Черниговским бежал на Амур, вместе они строили Албазинский острог. А вот когда И. Перелешин женился не известно. Возможно, жена пришла на Амур вместе с ним, но мне думается она была местной. Вряд ли уходя на Амур Черниговцы взяли с собой много женщин. Но вот, что интересно «она де, Анница» с Черниговским «бежать не похотела». Может быть, была верна своему мужу, а может просто не рискнула уйти в никуда. Не пошла она, не рискнул уйти в побег и Черниговский. И все бы ничего, но как сказал в известном фильме герой Евгения Евстигнеева: «Кабы при моей работе бабы не нужны были, я бы с ними слова не сказал. Языком метут, как метлой машут!» - проговорилась Анница. Может быть, что-то заподозривший муж вынудил ее к этому, может она с подругой поделилась, но все вышло наружу. Шила в мешке не утаишь. И события закрутились как карусель. Черниговский, скорее всего казачьим кругом, был обвинен в измене и отстранен от должности приказного человека Албазинского острога. Причем он был не просто отстранен, но и арестован. Его место занял его зять Петр Осколков (которого при нападении на дощаник Воеводы Обухова, товарищи Черниговского освободили из под ареста). Старые заслуги Черниговскому в зачет не пошли. Арестовали и Анницу. То, что она в побег не пошла, тоже не приняли во внимание. Арестованных «с приставами» отправили в Нерчинск. Вот тут казалось бы и отличиться приказчику Нерчинского острога Д. Аршинскому раз-два, да и решить судьбу убийцы воеводы и изменника. Но тот на это не решился. Молчание царя в ответ на челобитные Албазинцев спасло Никифорка. Допросив его и Анницу он отправил отписку царю с традиционной в конце таких писем формулировкой «Что ты обо всем этом государь укажешь?». Но скоро дело делается, а письма до Москвы тогда шли месяцами, а иногда и годами. Какое-то время Черниговского держали в тюрьме, но тюремное сидение видимо долго не продлилось. Не получив в положенный срок от царя на свой вопрос ответа Д. Аршинский не нашел ничего лучшего, как отправить Черниговского обратно в Албазин. Вернувшись туда, и видимо посчитав себя оправданным, он опять забрал власть в остроге в свои руки и до 1675 года руководил острогом бессменно. В этом 1675 году все Албазинские казаки, участвовавшие в убийстве Илимского воеводы, за построение Албазинского острога и присоединение Амурской земли к Русскому государству были царем прощены, а Черниговский официально назначен приказчиком Албазинского острога. Но ничего этого он, к сожалению, не узнал. Пока новость шла до Албазина он умер. Дальнейшая судьба Анницы не известна. Может она вернулась к мужу, а может навсегда ушла к Черниговскому, а может ...

С отрывком из отписки царю приказного человека Даурских острогов Д. Аршинского, в котором и описаны эти события, вы можете познакомиться ЗДЕСЬ.

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 188

метки: .


Поделиться:

Вот где куча отзывов должна быть, но не на иных, публикуемых здесь.

--
Благовещенск

Навеяло:

"Где среди пампасов бегают бизоны,
А над баобабами закаты, словно кровь,
Жил пират угрюмый в дебрях Амазонки,
Жил пират, не верящий в любовь.

Hо когда однажды после канонады,
После страшной битвы возвращался он домой,
Стройная фигурка цвета шоколада
Помахала с берега рукой.

Там, где любовь, там, где любовь,
Там, где любовь,
Там всегда проливается кровь.


Словно статуэтка девушка стояла,
И пират корабль к ней направить поспешил,
И в нее влюбился, и ее назвал он
Птичкой на ветвях своей души.

Hо однажды ночью с молодым ковбоем
Стройную креолку он увидел на песке
И одною пулей он убил обоих,
И бродил по берегу в тоске.

И когда под утро, плача о креолке,
Понял он, что в сердце страсть не может потушить,
Выстрелил в себя он, чтоб навек умолкла
Птичка на ветвях его души".

В смысле, и на Амуре страсти любовные кипели,

--
uslon

Вот где куча отзывов должна быть, но не на иных, публикуемых здесь.

+100 А книга Красноштанова - жутко интересная. Всем советую.
--

Интересно, кто тут два минуса поставил?

--

vv1303
Интересно, кто тут два минуса поставил?

Однако, Нифашев с Павловым)

--
Лучше быть последним среди Волков, чем быть первым среди шакалов. . . .

Ну по поводу того, что описание истинного характера исторического персонажа и событий под идеологией борьбы за свободу, то тут надо четко ставить свои позиции, а не привирать о том, что якобы идеология не права и все приврала об этой истории.

Иначе с какой тогда позиции смотреть на смену рабовладельчества пришешл феодализм, где тоже можно вот так-же вглядываясь в детали, как делает автор блога, можно перечеркнуть всю эту смену строя и у читателя сложится искривленное понимание истории.

Позицию свою надо четко раставлять для просмотра и интерпретации истории.

Ну а так конечно автору лучше знать факты используя достоверные источники и конечно интересны эти подробности из истории.

--
благовещенск
vv1303

Интересно, кто тут два минуса поставил?

потомки Обухова

--

А где эти минусы и плюсы ставят? Я что-то уж не первый раз об этом читаю.

Автору я поставил-бы только плюс.

--
благовещенск

Блог это прежде всего мнение автора, его взгляд и естественно он может не совпадать с другими мнениями и взглядами на одно и тоже событие в истории. Мне показалось интересным взглянуть на историческую личность отбросив ее прежние интерпретации. Очень уважаемый мной археолог, руководитель "Албазинской археологической экспедиции" Андрей Черкасов в Фейсбуке (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1269273419798018&id=100001461156723) так прокомментировал мой материал:

Очень интересный сюжет, спасибо Красноштанову, что он его из документов "вытянул" и Владимиру Трухину, что он о нем напомнил.
Но я немного не согласен с оценкой Владимира Ильича. Черниговский был пятидесятником и имел вполне успешную казачью карьеру, он, правда, метил в дети боярские, но Москва эту должность ему не давала. Тем не менее, вряд ли из-за этого он решился бы на преступление против воеводы. А пошел он на это, потому что мочи не было терпеть.
Илимский воевода Леонид Обухов был очень успешным коррупционером и гнобил илимских в хвост и в гриву. Сибиряки писали жалобы в Москву, но Обухов их перехватил и ими потом шантажировал, требуя, чтобы те писали в Москву другие письма - с просьбой продлить срок служения в Илимске Обухова. Воевода также скупал недоимки (налоговые задолженности), а потом их взыскивал с помощью дыбы. Ну и жен насильничал.
В какой-то момент терпение кончилось и Обухова удушегубили. То, что это был именно протест против чиновничьего произвола, подтверждают дальнейшие действия банды Черниговского. Они уничтожили все книги, в которых были записаны крестьянские задолженности. По пути следования на Амур они продолжали уничтожать долговые записки, если встречали каких купцов или чиновников, отбирали у них также все добро, чтобы было с чем идти на Амур, а также раздавали его казакам и крестьянам. Да, и перед уходом они написали челобитную в Москву, в которой объяснили свой проступок, и который подписал даже иеромонах Гермоген, что свидетельствует о том, что это было не просто убийство.
Уплывая на Амур, они подняли царское знамя и объявили, что пошли служить царю.
Находясь в Албазине, действительно, черниговцы писали письма в Москву с просьбой о прощения. Но ответом было молчание - ни да, ни нет. Возможно, что это вынудило черниговцев, тех, кто непосредственно участвовал в убийстве Обухова, бежать в Китай. И может быть, дело не в том, что они боялись наказания, а то, что это была попытка заслужить прощение, принеся себя в жертву ради товарищей албазинцев. Потому что раз нет преступников - убежали к богдоям - значит и судить некого, и дело можно закрыть. Возможно, бежать должен был и Черниговский. Но не бежал. Возможно, там была и амурная история. А может быть, это была попытка привлечь внимание властей к албазинцам и заслужить прощение, потерпев на дыбе.
Так или иначе, именно после этого из Москвы пришло долгожданное решение. Сначала казнить - кому отрубив голову, а кому руку - а потом простить.
Надо помнить, что Никифор Черниговский был великим деятелем. Именно благодаря ему Албазин состоялся. Взятый в плен русскими войсками, он пошел на русскую службу, потом пытался бежать и был отправлен в Сибирь. Там служил верой и правдой, дослужившись до казачьего пятидесятника. Уходя на Амур, им было принято правильное решение "завести пашню", ведь все предыдущие беглецы на Амур погибли, потому что не смогли прокормиться. Он решил эту проблему, начав сам выращивать хлеб. Он сразу же вступил в контакт с нерчинской администрацией, стал собирать ясак, обеспечив этим дальнейшее прощение.
До конца дней своих Черниговский старался ради своих товарище-албазинцев. Даже побывав в застенках, он был возвращен к албазинские приказчики.
Албазинские казаки были известные своим буйным нравом и непокорством. Часто шли наперекор государственным решениям и даже один раз взяли в заложники сына нерчинского воеводы.
Но, как писал царю Николай Спафарий, в своем путешествии в Китай встретившийся с албазинцами:
«А албазинские казаки тебе, великому государю, с великим радением служат. И впредь к тому ж обещают тебе, великому государю, служить до смерти верно».
И это обещание свое они выполнили буквально.

--


Владимир Трухин
любитель истории

Любитель истории. Главное в этом «нике», пожалуй – любовь, любовь к истории родного края, которая поселилась во мне еще со школьной скамьи. К сожалению или к счастью, я не стал профессиональным историком, выбрав путь инженера-строителя. Почему к сожалению? Не знаю, может быть, став профессиональным историком, я раскрыл в себе талант научного работника, неравнодушного к своему делу. Почему к счастью? Наверное, потому что и сегодня, занимаясь историей, я делаю открытия. Масштаб их, конечно, невелик, но это и неважно. Например, вписав еще одну страничку в свою родословную, я оставляю это знание своим родным и близким. Конечно, я и раньше считал и сейчас придерживаюсь того мнения, что познать историю возможно, только соприкоснувшись с ее носителями: документами и историческими реликвиями. Возможно, толчком к этому прикосновению и послужит мой блог.

отправить личное сообщение блогеру
Авторы блогов все блогеры
Сергей Нифашев

дворник

сегодня, 20:04
Светослав Ильиных

журналист (г.Райчихинск)

сегодня, 14:57
Святослав Шевченко

cвященник, блогер, публицист

вчера, 16:16
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

вчера, 13:34
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

19 октября, 23:58
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

19 октября, 23:10
Владимир Трухин

любитель истории

19 октября, 16:25
Сергей  Труш

Депутат Законодательного собрания Амурской области (ЛДПР), заместитель председателя фракции.

19 октября, 08:56
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

18 октября, 22:51
Андрей Ягелло

финансист

17 октября, 12:21
Игорь Волобуев

юрист

14 октября, 20:33
Алексей Копер

Буддист, фотограф-любитель

12 октября, 14:26
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

10 октября, 14:18
Наталья Калинина

политический хулиган

29 сентября, 19:13
Борис Белобородов

предприниматель

26 сентября, 21:41
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь и достоинство физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы РФ и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  8. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием записей и редактирования блогов и размещаемых к ним комментариев только в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  9. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  10. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  11. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  12. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  13. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  14. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на веб-форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.