2 ноября 2016, 22:44

Якутск, 7ноября, баня...

Преступления против государства, всегда привлекали к себе особое внимание. О них немедленно докладывали на самый верх. Не стало исключением и это...

Недавно в мои руки попал документ интересный во всех отношениях. Это отписка царю Якутского воеводы Ивана Большого Голенищева-Кутузова. В ней как в зеркале нашли отражение действия властей против тех, кто подрывал основы государства. Не менее интересны описанные в ней межличностные отношения, а так же масса бытовых и даже этнографических подробностей. Итак, дело происходило более 350 лет назад в Якутском остроге в такие же ноябрьские дни какие стоят за окном сейчас.

Как раз 7 ноября (правда по старому стилю) 1662 года шел некий служилый человек Якутского острога Казимерко Крыженовской мимо бани кузнеца Ивашки Арбутова. (Довольно странное место для прогулок, если учесть, что обычно бани ставили в дальнем конце земельного надела в месте не очень проходном. Возможно баня была на берегу реки, ну а как не сходить на бережок реки в Якутске 7 ноября. Так что оставим нашего героя в покое, ну нравится ему тут гулять.).

Следуем далее. Увидел наш герой в банном окошке «серебреника Ивашку Семенова» и думает: «что он Ивашко сидит з бабою». Вполне приличные мысли. Почему бы в отсутствие кузнеца (позднее выясниться что кузнец уехал на заготовку угля) в его бане не помыться его тезке, да и товарищу по цеху (серебреник это серебренных дел мастер, но он конечно мог работать не только с серебром но и прочими металлами) с представительницей прекрасного пола. Это кстати могла быть и его жена. Кто его в этом может упрекнуть. Обычное дело.

Но вот, что интересно наш Казимерко Крыженовской, подумал, подумал, да и решил: зайду на огонек. А почему ж не зайти, дело житейское. Серебреник в бане с бабой, как пройти мимо. И зашел. Да вот не задача, вместо того что бы обнимать крепкий стан любимой женщины, только что вышедшей из парной, серебреник занимался совсем другим делом. У Каземирки чуть глаз не выпал, серебреник-то сидит на скамье да «обрезывает ножницами медные денги вынимая из шапки». Вот тебе и баба. Но не поверил своим глазам Каземирко и решил у серебреника спросить: «Что де ты Ивашко делаешь?». А Ивашка-серебреник в ответ вроде как ни в чем не бывало: «Делаю де яз медные денги». Ну, что возьмешь, приятное занятие. Но потом видимо осознав, и видя, что Каземирко его увлечения не разделяет, решил Ивашка дать Каземирку, за столь неприятное зрелище откуп, по тем временам совсем не маленький: «крест серебряной новой, да дватцеть алтын две денги серебряных денег, да дватцеть алтын медных денег, да сверх тово четыре рубли литых медных же денег неростертых, да кабалу на Петрушку Иванова во шти рублех с полтиною».

Немного отстранившись от изучения этих захватывающих событий, скажу следующее:

-Кабала (заемная закладная), которую передал серебреник нашему герою была весьма немалая и составляла чуть меньше годового денежного жалованья рядового служилого человека.

- Очевидно пытаясь втянуть незваного свидетеля в свои незаконные операции, серебреник отдал ему четыре рубля фальшивых денег.

- Возможно для придания большего сходства с настоящими деньгами, фальшивые (нерастертые) шлифовали, чем уничтожали признаки того что деньги были отлиты, а не отчеканены.

- Настоящих денег серебреник дал немного, может не было, а может пожадничал. Насколько я знаю алтын приравнивался к трем копейкам, а деньга к ½ копейки. Значит откуп деньгами составил 61 копейку серебром и 60 копеек медью, ну и новый серебряный крест в придачу.

Возможно, убедившись, что большего с Ивашки взять не получится, наш герой откуп взял и был таков. Неизвестно, то ли откуп в итоге ему показался недостаточным, то ли Казимерко посчитал для себя не приемлемым участвовать в таких делах, но 9 ноября (то есть не сразу, а взяв все-таки денек на размышления) он пошел к воеводе и сообщил ему о происшествии. И закрутилось... Воевода в отличии от Казимирка медлить не стал и послал сотника Третьяка Смирнягина, а с ним своих денщиков Марчку Попадью и Ивашка Налима (какие колоритные фамилии) арестовать серебреника для дознания, а так же изьять «у него Ивашка ящик со всяким серебреным и медным делом». Что и было немедленно сделано.

Непонятно почему серебреник не уничтожил следы своего преступления. Возможно, понадеялся на откуп, а может еще по каким-то своим соображениям, но в итоге его взяли тепленьким как говориться с поличным. Производивший арест Третьяк Смирнягин не только доставил подозреваемого, но и принес «ящик со всеми образцы, да приголовашки з брошнем».

Приголовашек или подголовашек это невысокий сундучок, ларец для хранения ценностей, документов, помещаемый в изголовье, под подушку.
Борошень - пожитки, скарб, обиходное имущество; одежа и утварь и т.п.
Понятно, что принесли все, что имело отношение к предполагаемому преступлению. А обнаружено там было: «тех воровских денег литых два рубли одиннатьцать алтын неростертых, да меди обрезков пятьдесят восмь золотников». Сразу последовал допрос. При допросе в то время не церемонились, первым делом подвешивали на дыбу.

Вот как описан процесс дознания в инструкции середины 18 века «Обряд како обвиненный пытается»:

«Для пытки приличившихся в злодействах, зделано особливое место, называемое застенок, огорожен палисадником и покрыт для того, что при пытках бывают судьи и секретарь, и для записки пыточных речей подьячей; и, в силу указу 1742-го году, велено, записав пыточные речи, крепить судьям, не выходя из застенка.

В застенке-жь для пытки сделана дыба, состоящая втрех столбах, из которых два вкопаны в землю, а третей сверху, поперек.

И когда назначено будет для пытки время, то кат или палач явиться должен в застенок с своими инструментами, а оные есть: хомут шерстяной, к которому пришита веревка долгая; кнутья, и ремень, которым пытанному ноги связывают.

По приходе судей в застенок и по рассуждении в чем подлежащего к пытке спрашивать должно приводитца тот, которого пытать надлежит, и от караульного отдаетца палачу; которой долгую веревку перекинет чрез поперечной в дыбе столб, и взяв подлежащего к пытке, руки назад заворотит, и положа их в хомут, чрез приставленных для того людей встягивается, дабы пытанной на земле не стоял; у которого руки и выворотит совсем назад, и он на них висит; потом свяжет показанным выше ремнем ноги, и привязывает к сделанному нарочно впереди дыбы столбу; и растянувши сим образом бьет кнутом, где и спрашивается о злодействах и все записывается что таковой сказывать станет...»

То, что эта инструкция была составлена спустя сто лет после описываемых событий, я думаю большого значения не имеет. Технология пыточного дознания за многие века была доведена до совершенства и значительных отличий, наверное, не имела.

Вернемся к серебренику. Очевидно наличие свидетельских показаний и улик, а также перспектива быть вздернутым на дыбу возымели свое действие и подозреваемый запираться не стал, а сразу стал каяться: «в роспросе своем сказал виноват де он Ивашко перед тобою великим Государем что медные деньги лил...». Не стал кузнец запираться и в деталях и раскрыл следствию всю технологию фальшивомонетничества: «Те денги лил на бору и в те де поры с ним Ивашком иных серебреников и медников, иных сторонных людей не было никово. Лил де он Ивашко те денги один. А стал де он Ивашко те денги делать с покрова пресвятей Богородицы. А лить де было ему Ивашку тех воровских медных денег два фунта. И он де Ивашко в то число ис той меди вылил два рубли одиннатцать алтын да меди обресков пятьдесят восмь золотников. ... и лил де он Ивашко те воровские деньги из меди, а печатал де в опоках прямыми твоими великого Государя медными денгами и тех де твоих Государевых медных денег было в печате рубль тринатцеть алтын две денги. А те де Государь воровские денги он Ивашко держал в земли. И как де ему Ивашку те воровские деньги понадобятца и он де Ивашко выимал из земли тех воровских денег понемногу алт(ы)н по десяти».

Интересно, что сбывал он Ивашка фальшивые деньги якутам: «...покупал у якутов таушканы и куропти...». Таушкан это заяц, а куропоть – куропатка.
Тому что Ивашка-серебреник делал деньги один воевода не поверил и «ево Ивашка велел пытать накрепко в том давно ль он Ивашко те воровские денги в якутцком льет, и иные с ним Ивашком медники таких воровсских денег не делывали ли и не ливали ли, и на те воровские денги товаров у ково не покупал ли, да и в ыных в руских и в сибирских таких воровских денег он Ивашко не делал ли, и не ливал ли и иных денежных мастеров в городех ведает ли ково». По существу заданных вопросов понятно, что якутскому воеводе хотелось присечь это зло на корню, а если получится раскрыть целую сеть фальшивомонетчиков. Но тут Ивашка уже пошел в отказ — сам лил, а других не знаю. Единственное, что дополнительно он сообщил о своем промысле, так это то что основы работы с серебром он получил от другого серебернных дел мастера, здесь же в Якутском остроге. Благодаря этому делу его имя сохранилось в истории это «серебреник Бориско Павлов».

Чем закончилось дело для незадачливого фальшивомонетчика не известно. Учитывая важность преступления против государства, якутский воевода не взял на себя ответственность вынести окончательный приговор, а послал царю отписку (докладную) где просил указать ему как поступить с арестованным. Надо сказать, что в 17 веке с государственными преступниками поступали не просто сурово, а очень жестоко и шансов на смягчение своей участи у них не было. Известен исход по другому аналогичному делу, произошедшему в Томске в 1695 году. Там правда умелец лил фальшивые деньги из олова. «По указу великих государей и Уложенью, вору Ивашку Белому за воровство его, что он, Ивашка Белый, забыл страх Божий и указ великих государей, воровал и оловянныя деньги делал, залито оловом горло» (подробнее ЗДЕСЬ). Скорее всего такая же судьба ждала и Ивашку Семенова (сереберника).

Кузнец скорее всего не пострадал, поскольку его причастность к этому делу доказана не была. В выигрыше остался изветчик Казимерко Крыженовской. За извет ему был оставлен весь откуп (конечно за исключением фальшивых денег) который он получил от фальшивомонетчика. А как же иначе сознательных граждан, которые гуляют возле бань надо поощрять.

С полным текстом отписки можно познакомиться ЗДЕСЬ

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 460

метки: .


Поделиться:

Простой быт прошлой истории конечно носит простые, хотя и суровые правила в отношениях к государству.

Да и как простые безграмотные люди могут усвоить сложности отношения государства к жизни этих людей?

Это ныне все стали грамотные и образованные, а потому хакеры стали неуязвимы и мошенники узаконены так, что затронуть таких не смеют по причине не преодолимых статей закона т.е. жизнь усложнилась

--
благовещенск

А в Благовещенске-то - сколько совместных помывок с женщинами по саунам? И чем они там, в саунах, занимаются?

--

Спасибо, интересно.

--
Благовещенск
Сергей Нифашев

А в Благовещенске-то - сколько совместных помывок с женщинами по саунам? И чем они там, в саунах, занимаются?

может, рисуют памятник Ярославу Мудрому?

--

Добрый человек был серебреник, за что и поплатился. Я так полагаю прорубь рядом имелась, а он ему денег дал. Судьба.

--
Я тоже дальнобойщик.
Доппельгангер

Добрый человек был серебреник, за что и поплатился. Я так полагаю прорубь рядом имелась, а он ему денег дал. Судьба.

Вот именно. А почему не додумался до такого?

Да потому, что это служилый человек был. Как можно решиться преступить божии заповеди против служилого?

Ну а чтоб просто смыть следы, то до этого видно уже сложно помыслить и это такова простота древности не сравнима с нынешними временами, где даже дите облапошить может взрослого дядю, а уж чиновник и вовсе узаконит мошенничество

--
благовещенск

Владимир спасибо! С интересом прочитал.

--


Владимир Трухин
любитель истории

Любитель истории. Главное в этом «нике», пожалуй – любовь, любовь к истории родного края, которая поселилась во мне еще со школьной скамьи. К сожалению или к счастью, я не стал профессиональным историком, выбрав путь инженера-строителя. Почему к сожалению? Не знаю, может быть, став профессиональным историком, я раскрыл в себе талант научного работника, неравнодушного к своему делу. Почему к счастью? Наверное, потому что и сегодня, занимаясь историей, я делаю открытия. Масштаб их, конечно, невелик, но это и неважно. Например, вписав еще одну страничку в свою родословную, я оставляю это знание своим родным и близким. Конечно, я и раньше считал и сейчас придерживаюсь того мнения, что познать историю возможно, только соприкоснувшись с ее носителями: документами и историческими реликвиями. Возможно, толчком к этому прикосновению и послужит мой блог.

отправить личное сообщение блогеру
Авторы блогов все блогеры
Сергей Нифашев

дворник

сегодня, 04:13
Игорь Павлов

фотограф. Директор музея самоваров.

вчера, 20:00
Владимир Трухин

любитель истории

вчера, 18:51
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

вчера, 15:59
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

26 апреля, 16:01
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

24 апреля, 12:41
Сергей  Труш

дизайнер, которого достало

24 апреля, 11:47
Светослав Ильиных

журналист (г.Райчихинск)

22 апреля, 07:33
Андрей Ягелло

финансист

21 апреля, 17:42
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

21 апреля, 08:30
Дмитрий Димитров

алхимик кино, киношник

17 апреля, 13:35
Евгений Волков

юрист-идеалист

17 апреля, 10:25
Игорь Волобуев

юрист, строительный комиссар

16 апреля, 18:47
Людмила Сузун

пиарщик, директор рекламного агентства

12 апреля, 15:27
Альберт  Кривченко

пенсионер, журналист

17 марта, 20:05
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь и достоинство физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы РФ и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  8. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием записей и редактирования блогов и размещаемых к ним комментариев только в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  9. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  10. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  11. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  12. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  13. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  14. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на веб-форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.