17 октября 2016, 21:18

Чем больше я знаю, тем меньше я знаю

В свое время заинтересовавшись историей Албазина, мне казалось, что все уже изучено и опубликовано. Теперь же я точно знаю, что это совсем не так. Даже имена тех, кто так отважно защищал Албазинскую крепость не названы. В своем посте «Роспись подавших челобитье на вечное житье в Албазин» я уже пытался озвучить некоторые имена. И вот еще удача. На днях, по хорошей фотокопии вычитывал челобитную черного попа Гермогена (основателя первого в Амурской области православного монастыря), написанную им после первой осады Албазина.

Если кто с ней не знаком можете прочитать ее здесь: Челобитная поданная черным попом Ермогеном от имени всех жителей и служилых людей Албазинского острога о том, что Китайцы взяли и сожгли Албазин, забрали все имущество, приглашали их в подданство Китайскому богдыхану, но потом, по просьбе их, отпустили в другие Сибирские городы, и что они терпят в дороге крайнюю нужду.

Сама челобитная уже была опубликована, но не без недочетов, но в целом мелочи.

В тексте самой челобитной кроме Гермогена упоминаются:

В(о)скресенской поп Федор Иванов

албазинские служилые люди:

пятидесятник Левка Чюжакин,

десятники Завьялко Ларионов, Матюшка Федоров, Ивашко Лучанинов, Евдокимко Григорьев, Гришка Ворыпаев, Никифорко Поскотнинной, Гришка Олекменской

Интересно что в сканах, которые попали в мое распоряжение были отсканированы рукоприкладств к челобитной. И хотя челобитную подписало лишь незначительное количество оборонявших Албазин тем не менее добавились новые не известные ранее имена.

Почерки у челобитчиков у всех разные. Иногда отвратительные. У Воскресенского попа Федора Иванова (под его попечением была Воскресенская церковь, располагавшаяся в самой крепости) в его почерке явно просматривается влияние его церковного прошлого. Видимо он был переписчиком церковных книг и поэтому почерк у него напоминает полуустав, но в целом он пишет достаточно небрежно. Сама челобитная написана красивым ровным почерком. Видимо писал профессиональный подьячий. У Гермогена почерк достаточно красивый, но все-таки, как мне кажется, писал не он. Поскольку челобитная должна была попасть к царю, Толбузин или сразу доверил писать ее подьячему и Гермоген ее только диктовал, либо Гермоген написал, а подьячий аккуратно ее переписал. Вообще у меня сложилось впечатление, что Гермоген играл здесь не первую скрипку. Хотя в челобитной он и написан первым, расписался за большую часть служилых людей Воскресенский поп Федор Иванов. Гермоген поставил подпись видимо только за монастырских.

Больше всего я потратил время на разбор рукоприкладства "Бышко Патверова". Ужасный почерк. Вообще это должна быть довольно интересная личность. Фамилия явно носит армянские корни, а имя Бышко (или возможно Башко) скорее всего сокращенная форма имени Богдан. С учетом того что это промышленный человек личность вырисовывается экзотическая.

Нашелся здесь и след из Ярославля. Поскольку в росписи присутствует «лавошной сиделец» в Албазине была лавка гостя (крупного торгового человека) Семена Лузина. Это довольно известный ярославский торговец. Свою известность он получил торговлей кожами. У него в Ярославле был свой кожевенный завод. Если его можно так называть производства XVII века. По крайней мере в начале своих дел, это производство было довольно скромным, но позднее возможно расширилось.

Вот эти рукоприкладства:

На обороте листа 198 рукоприкладства:

К сей челобитной вместо пятидес[я]тников и десятников и рядовых казаков и детей д(о)ходных промышеле[ных] и пашеных которые грамоте не [у]меют по их велению и за себя В[ос]кре[се]нской поп Федор Иванов рук[у] приложил

К сей челобитной Фетка Васильев руку приложил

К сей челобитной вместо пятидеся тника Леонтья Чюжакина да десятника Петра Сухово и за себя десятник Никифорко Поскотинной руку приложил

К сей челобитнои Федка Котюрев руку приложил

Посадцкой ч(е)л(о)в(е)к Мишка Немиров вместо себя руку приложил

К сей челобитной вместо торговаго ч(е)л(о)в(е)ка и Григорья Мокиева и за себя торговый ч(ело)в(е)к Исачко Евъстафеев Посельской руку приложил

На обороте листа 199 рукоприкладства:

Промышленой Бышко Патверов руку приложил

К сей челобитноной Ивашко Поскотинной и вместо детей своих руку приложил

К сей челобитной промышлено Никитъка Савельев руку приложил

К сей челобитной пашенной Стенка Болтяской руку приложил

К сей челобитной пашенной Федка Тихонов руку приложил

К сей челобитной промышленой Власко Сидоров руку приложил

К сей челобитной Кирюшко Кирилов руку приложил

К сей челобитной Спаской пустыни Строитель черн[ый] поп Ермоген вме[сто] детей своих д(у)х(о)вных которые грамоте не умеют и за себя руку приложил

На обороте листа 200 рукоприкладства:

К сей челобитной гостя Семена Лузина лавошной ево сиделец Кирилко Богданов Пестряков руку приложил

К сей челобитно[й] Коска Стефанов сын Бурдуковской руку приложил

К сей челобитной Мишка Евстратьев руку приложил

К сей челобитной торговой Петрушка Стефанов сын Норев руку приложил

На обороте листов 200 и 201 по склейке скрепа:

К сей челобитной Воскресенской поп Федор Иванов руку

На обороте листа 201 рукоприкладство:

К сей челобитной десятник казачей Гришка Ворыпаев руку приложил

Вот такие интересные сведения.

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 310

метки: .


Поделиться:

Я коротко.

Большое спасибо.

--

Еще бы разобраться, а кто были те которых называли китайцами?

--
местный

Может, маньчжуры ? Они жили вдоль Тунгуски

--
Non ridere, non lugere, neque detestari, sed intelligere Ne rie pas, ne pleure pas, ne maudit pas non plus, mais comprend.

А кто такие -манжуры. Откуда пришли? Они же не чина.Они же чину завоевали, поставили под свой контроль. Под власть своих императоров.

--
местный

продолжайте.

--
Сериализатор сериализовал, сериализовал, да не высериализовал.
молокан

Еще бы разобраться, а кто были те которых называли китайцами?

маньчжуры. а народ хань наши вроде называли "никанцами", "никанскими людьми" и так далее.

--
Гёкхан Инлер
молокан

Еще бы разобраться, а кто были те которых называли китайцами?

маньчжуры. а народ хань наши вроде называли "никанцами", "никанскими людьми" и так далее.

Так, а кто были эти манжуры? Откуда пришли?

--
местный

Есть соображение, достаточно обоснованное, что

МАНЖУРЫ, ЗАВОЕВАВШИЕ КИТАЙ В XVII ВЕКЕ — ЭТО БЫЛА СТАРАЯ РУССКАЯ ПЕГАЯ ОРДА, УШЕДШАЯ ИЗ-ПОД ВЛАСТИ РОМАНОВЫХ И ОБОСНОВАВШАЯСЯ В КИТАЕ. А ЗАТЕМ ОТГОРОДИВШАЯСЯ ОТ СВОЕЙ ПРЕЖНЕЙ РОДИНЫ КИТАЙСКОЙ СТЕНОЙ. ИМЕННО ПЕГАЯ ОРДА (МАНЖУРЫ) И ОСНОВАЛА ГОРОД ПЕЖИН (ПЕКИН), СДЕЛАВ ЕГО СВОЕЙ НОВОЙ СТОЛИЦЕЙ И ДАВ ЕМУ СВОЕ ИМЯ.

НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО ЕЩЕ ОДНО КРУПНОЕ ГОСУДАРСТВО, ОСНОВАННОЕ ПЕГОЙ ОРДОЙ — ПРИЧЕМ НЕ ОЧЕНЬ ДАЛЕКО ОТ КИТАЯ — ЭТО ПАКИСТАН. То есть ПАКИ — СТАН, стан Пегой Орды.

--
местный
молокан
Гёкхан Инлер
молокан

Еще бы разобраться, а кто были те которых называли китайцами?

маньчжуры. а народ хань наши вроде называли "никанцами", "никанскими людьми" и так далее.

Так, а кто были эти манжуры? Откуда пришли?

Из региона, который сейчас называется Маньчжурией. Нынешний северный Китай, часть нынешнего Приморского края. Это потомки чжурчжэней. Чжурчжэни, в свою очередь, потомки мохэ

--
Гёкхан Инлер
молокан

Так, а кто были эти манжуры? Откуда пришли?

Из региона, который сейчас называется Маньчжурией. Нынешний северный Китай, часть нынешнего Приморского края. Это потомки чжурчжэней. Чжурчжэни, в свою очередь, потомки мохэ

С абсолютной достоверностью? Или, как вариант?

--
местный
молокан
Гёкхан Инлер
молокан

Так, а кто были эти манжуры? Откуда пришли?

Из региона, который сейчас называется Маньчжурией. Нынешний северный Китай, часть нынешнего Приморского края. Это потомки чжурчжэней. Чжурчжэни, в свою очередь, потомки мохэ

С абсолютной достоверностью? Или, как вариант?

С абсолютной достоверностью.

--
Гёкхан Инлер
молокан

С абсолютной достоверностью? Или, как вариант?

С абсолютной достоверностью.

Откуда такая уверенность?

--
местный

Хороший материал.

--

Цитирую

...Н.А. Морозов справедливо отмечал, что САМОназвание КИТАЙ сохранилось ТОЛЬКО В РОССИИ, в Москве. Конечно, сегодня мы называем «Китаем» также и современный Китай, но кроме нас его так НИКТО НЕ НАЗЫВАЕТ. И сами китайцы так себя НЕ НАЗЫВАЮТ. Да и в русском языке восточно-азиатский Китай стал называться «Китаем» только после XVII века. В «Словаре русского языка XI–XVII веков» [782] слово КИТАЙ как название государства ВООБЩЕ ОТСУТСТВУЕТ. Государство Китай на Руси называли до XVIII века отнюдь не «Китаем», а «БОГДОЙСКИМ ЦАРСТВОМ». Китайского императора называли БОГДЫХАНОМ. а китайцев — «МАНЗЫ»...

--
местный

А что профессиональных воинов нет?

--
благовещенск


Владимир Трухин
любитель истории

Любитель истории. Главное в этом «нике», пожалуй – любовь, любовь к истории родного края, которая поселилась во мне еще со школьной скамьи. К сожалению или к счастью, я не стал профессиональным историком, выбрав путь инженера-строителя. Почему к сожалению? Не знаю, может быть, став профессиональным историком, я раскрыл в себе талант научного работника, неравнодушного к своему делу. Почему к счастью? Наверное, потому что и сегодня, занимаясь историей, я делаю открытия. Масштаб их, конечно, невелик, но это и неважно. Например, вписав еще одну страничку в свою родословную, я оставляю это знание своим родным и близким. Конечно, я и раньше считал и сейчас придерживаюсь того мнения, что познать историю возможно, только соприкоснувшись с ее носителями: документами и историческими реликвиями. Возможно, толчком к этому прикосновению и послужит мой блог.

отправить личное сообщение блогеру
Авторы блогов все блогеры
Сергей Нифашев

дворник

сегодня, 09:50
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

вчера, 22:25
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

вчера, 14:42
Игорь Павлов

фотограф. Директор музея самоваров.

вчера, 13:44
Евгений Волков

юрист-идеалист

22 марта, 19:51
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

22 марта, 19:50
Светослав Ильиных

журналист (г.Райчихинск)

21 марта, 18:10
Альберт  Кривченко

пенсионер, журналист

17 марта, 20:05
Игорь Волобуев

юрист, строительный комиссар

12 марта, 15:19
Игорь Путилов

русский в Китае

8 марта, 03:07
Андрей Ягелло

финансист

2 марта, 11:07
Эдуард Трапезников

антиМизантроп (не путать с альтруистом)

27 февраля, 10:07
Владимир Трухин

любитель истории

15 февраля, 12:01
Амур.инфо  

коллективный блог

14 февраля, 14:59
Павел Антошин

общественник

13 февраля, 07:24
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь и достоинство физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы РФ и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  8. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием записей и редактирования блогов и размещаемых к ним комментариев только в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  9. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  10. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  11. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  12. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  13. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  14. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на веб-форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.