29 июня 2016, 19:02

О загадочной надписи XVII века

Часть карты С.У. Ремезова «Чертеж всех Сибирских городов и земель» из «Чертежной книги Сибири».

На карте XVII века «Чертеж всех Сибирских городов и земель» из «Чертежной книги Сибири» С.У Ремезова рядом с устьем Амура размещена достаточно известная надпись о пребывании в этих местах Александра Македонского: «До сего места Александр Македонский доходил и ружье спрятал и колокол оставил». Долгое время атлас, содержащий эту карту, оставался в забвении, и причина вызвавшее появление этой надписи на карте была утрачена. Когда в середине 19 века на нее вновь обратили внимание, она вызвала неподдельный интерес и даже нашла приверженцев считавших, что Александр Македонский действительно побывал в этих местах и спрятал какое-то ружье. Общий смысл текста был понятен, однако сделать дословное толкование текста не удавалось. Самое главное было не понятно почему, как бы сказали сегодня такой «продвинутый» географ каким был для 17 века Семен Ремезов нанес эту загадочную надпись на карту. Попытки раскрыть ее содержание и проникнуть в тайну этой надписи предпринимались неоднократно, но она по-прежнему продолжает будоражить умы исследователей своим скрытым для нас смыслом.

Не остался в стороне от этого и я. Конечно прежде всего я прочитал известный доклад М.И. Казанина посвященный этой надписи. Несомненно, в нем было собрано достаточно много материала раскрывающего условия в которых была создана эта надпись, но ее прочтение меня совершенно не удовлетворило. Что бы хоть как-то наделить эту фразу смыслом, М.И Казаниным было предложено букву «I» превратить в «Т», надстрочную букву «Ж» передать как «П». В результате у него получилось: «До сего места Александр Македонский доходил, трупье спрятал [похоронил павших] и колокол оставил». Даже при таких подстановках значение фразы оставалось притянутым. Тем не менее такой известный исследователь истории Дальнего востока как А. Р. Артемьев согласился с ним (см. его статью «Памятники буддийской культуры в низовьях Амура» в журнале «Вопросы истории» за 2000 год № 7 стр. 145). Мня же эта надпись просто мучила. Я периодически возвращался к ней, но до определённого времени постичь ее смысл не мог. На каком-то этапе я даже предположил, что фраза несет в себе какой-то шифр. Примеры шифрования текстов в 17 веке существуют, но фраза расшифровке не поддавалась. Как и для других исследователей для меня камнем преткновения в этом тексте было ключевое слово «ружье». Наверное, искатели кладов над ней тоже попотели (найти ружье, спрятанное Александром Македонским, было как мне кажется заманчиво).

Решение же этого ребуса оказалось достаточно простым. Для этого надо было следовать известному совету из «Славянорусского корнеслова» А.С. Шишкова: «Зри в корень: сын всегда говорит языком отца». Ближайшим в словаре к слову «ружье» идет слово «ружный», а оно ведет нас к слову «руга».

Значение слова «руга» прежде всего, связано с наделением безземельных церквей особой формой милостыни. Большинство словарей дает только такое толкование. Но обратиться к словарю В. Даля, то можно узнать, что у слова «руга» имеется и иное значение: «пустошь, левада, ненаселенная земля в частном владении». Чередование согласных «г - ж» для русского языка не является чем-то не обычным (напр. подруга-подружка), но иногда это чередование до неузнаваемости меняет смысл слова. Слово «ружье», в данном контексте, следует считать производным от слова «руга» и будет иметь смысл «какие-то пустоши» (по аналогии: смола - смолье, тряпка - тряпье и т.п.). Слово «спрятати» по «Словарю русского языка XI—XVII вв.» среди ряда значений имеет значение «расчистить», а слово «оставити» значение «поднять, поставить». Тогда вся фраза будет иметь следующее значение: «До сего места Александр Македонский доходил, и пустоши расчистил, и колокол поднял (поставил)».

Некоторые исследователи опускали еще одно слово из этой фразы, написанное в отдельной строке. Это слово: «лудмы». Причиной этому, скорее всего, было то, что в предложенных толкованиях оно как бы выпадало из текста. В ряде трактовок его передавали как «людям» (например, в статье А.Р. Артемьева, о которой я говорил уже выше), что не соответствует оригиналу по падежу. В предлагаемом мной варианте этого несоответствия нет и в окончательном виде текст надписи можно трактовать так: «До сего места Александр Македонский доходил, и пустоши расчистил, и колокол поднял (поставил) людьми». Теперь текст стал более понятным, но причины его появления на карте следует еще прояснить. То, что Александр Македонский в этих местах никогда не бывал для всех закончивших курс средней школы известно. И хотя Семен Ремезов нашей средней школы не заканчивал, следует отметить что прежде чем что-то отразить на своей карте он старательно собирал сведения об этом из различных источников, а затем по возможности еще их и перепроверял. Так откуда же он почерпнул сведения о великом полководце?

Первый посыл к созданию этой надписи на карте, С.У. Ремезов скорее всего получил из труда под названием «Книга, глаголемая козмография» (1676 г.) или ее более ранних вариантов. Книга эта была достаточно вольным, компилятивным переводом атласов Г. Меркатора, и А. Ортелиуса, «Путешествий» Марко Поло и «Хроники» Мартина Бельского. Текст в «Книге, глаголемой козмография», предшествующий главе о Китае, созвучен с надписью, сделанной на карте С.У. Ремезова: «Горы стекляныя, две тысящи верст, под востоком солнца. И тут человеком несть жилища. Много ж тут конванъ, сиречь великих змии крилатых. И до тех гор доходил царь Александр Македонский, и возвратися». Хотя благодаря именно вольному переводу эта надпись и соседствует со страничками посвященными Китаю пока никакого указания на устье Амура еще нет.

Графическим аналогом труда «Книга, глаголемая козмография» стала дошедшая до нашего времени гравюра с этим же названием.

Гравюра датируется первыми десятилетиями XVIII века, но у нее были более ранние рисованные варианты. По своему исполнению она является творческой и так же достаточно вольной переработкой более ранних европейских круглых карт, таких как Херифордская и Эбсторфская карты. В России подобный жанр получил распространение уже в середине XVII века. Даже в домовой казне патриарха Никона в 1658 году были «лист печатной большой подволочной; на большом листу часть Козмографии; на большом же листу Козмография» .

Часть Херифордской карты, на которой выделены земли связанные с походом Александра Македонского.

Часть гравюры «Книга, глаголемая козмография» на которой изображен текст «Горы стекляныя...», в котором говорится, что до этих мест «доходил царь Александр Македонский» Рядом с ними соседствуют «Царство никонское» и «Царство китайское. Горы находятся на берегу «Моря окияна китайския».

Композиционно тексты, посвященные Александру Македонскому на этих европейских картах и гравюре «Книга, глаголемая козмография» размещены примерно одинаково (рис. 2 и 3). Даже по форме контуров они схожи. Однако топонимика окружающая текст об Александре Македонском на гравюре «Книга, глаголемая козмография» иная. Этот текст о «Стеклянных горах» изображен на берегу «Моря окияна китайския». Рядом с ними соседствуют «Царство никонское» и «Царство китайское», а так же «Новыи остров нарицаетца Камчатка».

Именно при переводе на русский язык этих карт, место до которого доходил Александр Македонский было привязано к восточному побережью Евразийского материка, а в последствии и к расположенным здесь Китайскому и Никанскому государствам.

Последним толчком, позволившим С. Ремезову сделать эту надпись рядом с устьем Амура, я думаю, стали свидетельские показания о существовании в этом районе археологических памятников, которые были получены от албазинских или якутских казаков. Вероятнее всего привез их С.У. Ремезову, возвращавшийся из Китая Н.Г. Спафарий. Позднее в своем труде «Описание первыя части Вселенной, иже именуемой Азии, в ней же состоит китайское государство с прочими его городы и провинции» об этих сведениях он писал: «А казаки наши, которые прежде 20 лет до сего воевали с китайцами на Амуре и на усть-Амура, сказывают, что от устия Амуры плыти два дни, где есть место (здесь и далее выделено мной) во утесе, акибы копано, и на том месте нашли колокол китайский повешен более 21 пудов, и тут нашли в трех местех китайское письмо в каменных скрижалех, и иноземцы сказывали нашим казакам, что в древних летех некоторый царь китайский ходил из Китай по морю на Амур, и тут для признаку и воспоминания покинул то письмо и колокол». Несмотря на то, что в этом свидетельстве явно говорится о китайском царе, С.У. Ремезов связал его с Александром Македонским. Являясь по сути ученым, он возможно считал, что благодаря этим сведениям, удалось установить точное место, до которого доходил Александр Македонский.

Сделанное мной прочтение надписи на карте по существу повторяет ключевые слова из сообщения казаков и возможно говорит о том, что именно это и имел в виду С.У. Ремезов.

Вот так закончилось мое исследование одной из надписей, сделанных С.У. Ремезовым. Хотя возможно это еще не конец и найдутся еще какие-то документы подтверждающие или опровергающие сделанные мной предположения.

Более классический вариант статьи со всеми ссылками можно прочитать ЗДЕСЬ

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 395

метки: .


Поделиться:

горгонопs
OT

А кого Ермак покорял в сибири? Китай? Монголов? Якутов? Удеге? 

Сибирь имела государственное образование для покорения?

Может не покорял, а собирал дань?

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#.D0.97.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B5.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.A1.D0.B8.D0.B1.D0.B8.D1.80.D0.B8_.281582.E2.80.941598.29

Так это речь о средней сибири, а не о восточной.

О Ермаке говорят как о человеке завоевавшем всю сибирь

--
благовещенск

а что вы понимаете под "всей Сибирью"?

--
Гёкхан Инлер

а что вы понимаете под "всей Сибирью"?

Я понимаю так, что надо уточнять всегда.

А то всюду манера писать про сибирь только ловишь  приметы по которым определяешь о какой сибири речь

--
благовещенск
OT
Гёкхан Инлер

а что вы понимаете под "всей Сибирью"?

Я понимаю так, что надо уточнять всегда.

А то всюду манера писать про сибирь только ловишь  приметы по которым определяешь о какой сибири речь

Вот некоторые под Сибирью понимают и то место, где мы с вами сейчас находимся. А сюда Ермак определенно дойти не успел))

--
Гёкхан Инлер
OT
Гёкхан Инлер

а что вы понимаете под "всей Сибирью"?

Я понимаю так, что надо уточнять всегда.

А то всюду манера писать про сибирь только ловишь  приметы по которым определяешь о какой сибири речь

Вот некоторые под Сибирью понимают и то место, где мы с вами сейчас находимся. А сюда Ермак определенно дойти не успел))

Вот именно так в моем преставлении и думаю не только в моем и лежит образ Ермака. Дошел, не дошел, а именно таков путь и был предназначен под понятием  "покорение сибири Ермаком".

После выхода из под монголо-татарского ига Китай был практически забыт и связь, что быда с Китаем при монгольском иге была прервана. Ермак и предстал тем первым  подступом на связь с Китаем.

--
благовещенск
OT

О Ермаке говорят как о человеке завоевавшем всю сибирь

не встречал таких

--
горгонопs
OT

О Ермаке говорят как о человеке завоевавшем всю сибирь

не встречал таких

Пишут так.А писатели как женщины все на эмоциональных красках пишут. Ах! Ох! Ну дае-от! Это-ж Ер-мак. Сибирь покорил. Вот стали после него говорит "Россия сибирью прирастает" т.е. всей сибирью. 

Вот так и сложилось образное представление о покорения всей сибири Ермаком.

Так? Нет?

--
благовещенск
OT
горгонопs
OT

О Ермаке говорят как о человеке завоевавшем всю сибирь

не встречал таких

Пишут так.А писатели как женщины все на эмоциональных красках пишут. Ах! Ох! Ну дае-от! Это-ж Ер-мак. Сибирь покорил. Вот стали после него говорит "Россия сибирью прирастает" т.е. всей сибирью. 

Вот так и сложилось образное представление о покорения всей сибири Ермаком.

Так? Нет?

Топонимы имеют свойство менять значение со временем. для времен Ермака это территория Сибирского ханства. Сейчас - это просто более обширный географический регион.

--
Гёкхан Инлер
OT
горгонопs
OT

О Ермаке говорят как о человеке завоевавшем всю сибирь

не встречал таких

Пишут так.А писатели как женщины все на эмоциональных красках пишут. Ах! Ох! Ну дае-от! Это-ж Ер-мак. Сибирь покорил. Вот стали после него говорит "Россия сибирью прирастает" т.е. всей сибирью. 

Вот так и сложилось образное представление о покорения всей сибири Ермаком.

Так? Нет?

Топонимы имеют свойство менять значение со временем. для времен Ермака это территория Сибирского ханства. Сейчас - это просто более обширный географический регион.

Об этом и пишу, что надо уточнять. Но так как человеку свойственно все созерцать не только умом, но и чувствами , то для пишущего это передать хочется именно в таком полноценно-созерцательном формате свое понимание, а уточнения фактов как-то выхолащивает что-то главное по их понятим в изложеном. Вот наверно потому и пищут мол "Россия сибирью прирастает"  и без всяких уточнений описывать принимаются и о японских притязаниях и экспансиях Китая и т.д. И ведь все верно, а уточнения как-бы необязательный фон для знающего. Но каково тем, кто не знает, что дает для прояснения уточнение о сибири? 

--
благовещенск

Про прирастание Сибирью сказали примерно через 200 лет после жизни Ермака

--

...И сказали так: " - Наша благословенная Сибирь прирастёт Русью! Этим убогим аграрно-сырьевым, крепостническим придатком".

--
Гёкхан Инлер

Про прирастание Сибирью сказали примерно через 200 лет после жизни Ермака

200 лет - это уже не важно для нынешних и пишущиее этим и пользуются. да и не только этим

--
благовещенск
Сергей Нифашев

...И сказали так: " - Наша благословенная Сибирь прирастёт Русью! Этим убогим аграрно-сырьевым, крепостническим придатком".

Да так и есть.

Но символика понятия "прирастания сибирью" вообще-то это научная символика.

--
благовещенск


Владимир Трухин
любитель истории

Любитель истории. Главное в этом «нике», пожалуй – любовь, любовь к истории родного края, которая поселилась во мне еще со школьной скамьи. К сожалению или к счастью, я не стал профессиональным историком, выбрав путь инженера-строителя. Почему к сожалению? Не знаю, может быть, став профессиональным историком, я раскрыл в себе талант научного работника, неравнодушного к своему делу. Почему к счастью? Наверное, потому что и сегодня, занимаясь историей, я делаю открытия. Масштаб их, конечно, невелик, но это и неважно. Например, вписав еще одну страничку в свою родословную, я оставляю это знание своим родным и близким. Конечно, я и раньше считал и сейчас придерживаюсь того мнения, что познать историю возможно, только соприкоснувшись с ее носителями: документами и историческими реликвиями. Возможно, толчком к этому прикосновению и послужит мой блог.

отправить личное сообщение блогеру
Авторы блогов все блогеры
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

вчера, 23:31
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

вчера, 22:44
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

вчера, 11:18
Сергей Нифашев

дворник

вчера, 09:47
Игорь Волобуев

юрист, строительный комиссар

24 июня, 22:43
Наталья Калинина

политический хулиган

23 июня, 22:30
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

23 июня, 12:49
Николай Макаров

врач

23 июня, 11:56
Евгений Волков

юрист-идеалист

22 июня, 19:46
Борис Белобородов

предприниматель

22 июня, 14:39
Роман Кобызов

красный блогер

21 июня, 17:39
Евгений Ищенко

практик

20 июня, 09:18
Светослав Ильиных

журналист (г.Райчихинск)

19 июня, 10:40
Сергей  Труш

дизайнер, которого достало

10 июня, 22:23
Алексей   Кирдун

турист

9 июня, 16:46
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь и достоинство физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы РФ и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  8. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием записей и редактирования блогов и размещаемых к ним комментариев только в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  9. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  10. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  11. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  12. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  13. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  14. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на веб-форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.