27 мая 2016, 12:03

Отрывок из неопубликованного ранее документа, написанного в Албазинском остроге

В связи выходом в свет книги документов «Албазинское воеводство», меня часто спрашивают можно ли увидеть и почитать документы XVII века в оригинале. Сегодня я вам предлагаю попробовать себя в качестве исследователя документов из Государственного архива древних актов (РГАДА) и прочитать отрывок из еще никогда ранее не публиковавшегося документа.

Это часть челобитной пушкаря Елизара Ларионова о выдаче ему денежного жалованья и перемене его из Албазина . Написана она была в июле 1688 года в Албазине и вместе с отпиской (докладом) А. Бейтона Нерчинскому воеводе И. Власову была направлена в Нерчинск.

В настоящее время документ хранится в фонде ф. 1142 (Нерчинская Приказная изба) дело. 43, л.55–56.

Для примера работы с документом несколько строк из этого отрывка я уже расшифровал и привожу под соответствующими строками текста. В квадратных скобках приведены буквы сокращенные при написании скорописью. Такие сокращения в XVII веке были стандартными и употреблялись повсеместно.

Что бы вы могли разобрать текст, я привожу здесь же таблицу начертаний букв скорописью 17 века, а также буквенную цифирь, использовавшуюся тогда же.

Конечно, я уже подготовил к публикации этот документ полностью. В ближайшее время он будет опубликован здесь, а потом я размещу его на сайте «Памятники Сибирской истории», где я регулярно публикую найденные мной документы по истории Сибири. Там размещены документы как уже ранее публиковавшиеся, так и подготовленные к публикации впервые.

Я понимаю, что скорее всего трех табличек начертаний букв и цифр вам будет не достаточно для полноценного прочтения текста, поскольку на самом деле чтение старинных текстов это целая наука, которая имеет свое название – палеография. Но почувствовать насколько изменился наш великий русский язык за 300 лет, вы сможете. Начертание букв взято из книги  Л.В. Черепнина «Русская палеография».

Если Вас не удовлетворит качество приведенного здесь отрывка, в более хорошем качестве страничку из этого документа вы можете взять по этому адресу: http://sibrelic.ucoz.ru/illustracii/55.jpg

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 324

метки: .


Поделиться:

Что-то не смог определить прочтение  уже переведенного текста про 195 год.

В алфавите трудно сличить с оригиналом. 

--
благовещенск

По моему там достаточно ясно под "титлом" написано "рче" что и обозначает 195. Это буквенная цифирь. Я об этом как-то писал. Это сокращенное написание 7195 года. Года тогда считали не от рождества Христова, а от сотворения мира, что и соответствует 1688 году поскольку дело происходило в июле. Начало года тогда считали с 1 сентября. А 7195 год длился с 1 сентября 1687 г. по 31 августа 1688 г.

Если текст пложо читается загрузите более качественную картинку по адресу, указанному внизу.

--
Владимир Трухин (автор)

По моему там достаточно ясно под "титлом" написано "рче" что и обозначает 195. Это буквенная цифирь. Я об этом как-то писал. Это сокращенное написание 7195 года. Года тогда считали не от рождества Христова, а от сотворения мира, что и соответствует 1688 году поскольку дело происходило в июле. Начало года тогда считали с 1 сентября. А 7195 год длился с 1 сентября 1687 г. по 31 августа 1688 г.

Если текст пложо читается загрузите более качественную картинку по адресу, указанному внизу.

Да нет спасибо. Я просто не знал об этом. Все понятно и интересно. А этот пост я себе возьму, чтоб не быть в просак.

--
благовещенск

Хорошее дело, интересная работа!

--

Привожу полный текст этого документа. На первый взгляд документ малоинформативен, но некоторую дополнительную информацию из него можно извлечь. Во-первых, данный документ подтверждает информацию о том, что к июлю 1688 года острог испытывал серьезные проблемы с продовольствием. Во-вторых, несмотря на тяжелое положение покинуть острог без особого на то разрешения не позволялось, а точнее даже без замены. Это конечно касалось в первую очередь албазинцев имеющих редкую по тем временам военную специальность, такую как пушкарь и гранатчик. Причем решение о ротации принимал Нерчинский воевода (несмотря на то, что челобитная написана на имя государей, адресована она была Нерчинскому воеводе И. Власову, об этом свидетельствует тот факт, что сохранилась она в делах Нерчинской приказной избы), что по существу говорит о подчиненном Нерчинску статусе Албазинского острога. Внутренняя дисциплина строго соблюдалась. В-третьих, этот документ дополнительно подтверждает факт о том, что маньчжуры летом 1688 года приходили под острог и уничтожили все сделанные весной этого года албазинцами  посевы.

1688г июля — Челобитная пушкаря Елизара Ларионова о выдаче денежного жалованья и перемене его из Албазина

/л. 55/Ц[а]рем Г[о]с[у]д[а]рем и великим кн[я]зем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю и великой  Г[о]с[у]д[а]р[ы]не благоверной Ц[а]р[е]вне и великой кн[я]жне Софии Алексеевне всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержцем бьет челом холоп ваш пушкарь и гранатчик Елизарко Ларионов.
195 году послан я холоп ваш по вашему великих Г[о]с[у]д[а]рей указу на вашу великих Г[о]сд[а]ре[й] службу из Нерчинскаго острогу в Албазин в осаду.
А вашево великих Г[о]сд[а]рей жалованья мне холопу вашему не додано на 195 год двух рублев. А нынче я холоп ваш в Албазине на вашей вели[ки]х Г[о]с[у]д[а]рей службе я холоп ваш не пожалован вашим г[о]с[у]д[а]ревым денежным и хлебным на 196 год. А нынече мы холопи ваши сидим в осаде от неприятельских богдойских людей, а я холоп ваш помираю томною и голодною смертию, а питаюся я х[о]лоп травою и корением. Хлеб весь выкосили и в[ы]жгли и опустошили неприятельския богдойские люд[ием].*

/л. 56/ А янынече ваш холоп помираю го[ло]дною смертию. М[и]л[о]с[е]рдые Г[о]с[у]д[а]ри Ц[а]ри и великие кн[я]зи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич  и великая  Г[о]с[у]д[а]р[ы]ня благоверная  и великая кн[я]жна София Алексеевна всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержцы пожалуйте меня холопа своего Велите Г[о]сд[а]ри переменить. Ц[а]ри Г[о]сд[а]рисм[ил]уйтися пожалуйте

РГАДА, ф.1142, оп. 1, д. 43, л.55–56.

Примечания:

*Окончание слова написано не разборчиво

Публикуется впервые.

Текст документа передан буквами гражданского алфавита с заменой вышедших из употребления букв современными, обозначающими те же звуки. Сокращенно написанные слова («под титлом») раскрыты. Выносные буквы внесены в строку без выделения, при этом мягкий и твердый знак употреблены согласно современному правописанию. Мягкий и твердый знак не употреблялись, если они отсутствовали в слове без выносных букв. Буквенная цифирь, обозначающая числа в документах, передана арабскими цифрами.

Подготовил к публикации – В. Трухин, 2016

--

Положение в остроге крайне тяжелое, судя по письму. 

Значит эти самые богдойцы планомерно готовились к боям и уничтожение посевов - это была стратегия и тут нужен запрос и на военную помощь..

--
благовещенск

Вообще дело уже шло к подготовке мирных переговоров и маньчжуры просто хотели не дать возможность защитникам Албазинской крепости создать продовольственный запас, позволяющий им сохранять автономность. Текст из челобитной: "А я нынече ваш холоп помираю голодною смертию" не стоит воспринимать буквально. Это была стандартная фраза используемая челобитчиками того времени, создающая основание к положительному решению просьбы. Иногда, правда не этом случае, челобитчик прекрасно существовал и имел средства к пропитанию и не плохо жил, но все равно писал что "помирает голодной смертию". В данном случае положение в крепости было действительно тяжелым, и ее защитники испытывали недостаток продовольствия. Небольшие партии продуктов поступали из Нерчинска, но их было явно не достаточно.

--

так-то да, в челобитных так принято было писать, даже если просящий довольно обеспеченный человек. своего рода ритуал - принизить себя, обозвать голодным холопом. 

--

Дыхание истории... Спасибо Вам, уважаемый Владимир Трухин!

--

Вот так вот пропуская через себя тексты этих документов постепенно узнаешь некоторые черты  защитников Албазинской крепости. Например вышеназванный Елизар Ларионов не упускал возможности подать челобитную. Известна как минимум еще одна его челобитная о выдаче жалования. Если другие защитники довольствовались коллективной челобитной, Елизар предпочитал лично подать просьбу. Возможно причиной этому был привилегированный статус пушкаря, или в ведомости его пропустили (что тоже бывало), а может черта характера...

--

Да знал я, что преувеличивание или приуменьшение - это бытовало в те времена, но как-то это действует на сочуваствие так, что проникаешься доверием. 

Тут применимо понятие "бесхитростное сгущение красок", чтоб звучало поубедительнее.

Любопытно как подобные просьбы излагают многоопытные придворные?

--
благовещенск

Думаю, изыскания и размышления Владимира Трухина имеют особенную ценность потому, что добавляют "стекляшек" (мельчайших фрагментов), из которых складывается целостная "мозаика" - картина жизни русских первопроходцев на берегах Амура более трёх столетий назад. 

--

Семен Дежнёв в свое время такие же письма в Москву отправлял. По 5 лет жалованья не видел. (худ. фильм одноименный есть про него). Как раньше правительство относилось к окраинам России, так и сейчас )))

--
Благовещенск

Конечно вы правы. Много похожего.  Но есть и большие различия. Нельзя сравнивать коммуникации и другие возможности в 17 веке и сейчас. Тогда причин было много объективных. Сейчас большинство субъективных - "особенности" нынешней "элиты".
 

--


Владимир Трухин
любитель истории

Любитель истории. Главное в этом «нике», пожалуй – любовь, любовь к истории родного края, которая поселилась во мне еще со школьной скамьи. К сожалению или к счастью, я не стал профессиональным историком, выбрав путь инженера-строителя. Почему к сожалению? Не знаю, может быть, став профессиональным историком, я раскрыл в себе талант научного работника, неравнодушного к своему делу. Почему к счастью? Наверное, потому что и сегодня, занимаясь историей, я делаю открытия. Масштаб их, конечно, невелик, но это и неважно. Например, вписав еще одну страничку в свою родословную, я оставляю это знание своим родным и близким. Конечно, я и раньше считал и сейчас придерживаюсь того мнения, что познать историю возможно, только соприкоснувшись с ее носителями: документами и историческими реликвиями. Возможно, толчком к этому прикосновению и послужит мой блог.

отправить личное сообщение блогеру
Авторы блогов все блогеры
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

вчера, 19:51
Сергей Нифашев

дворник

вчера, 19:35
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

23 мая, 22:02
Игорь Павлов

фотограф. Директор музея самоваров.

23 мая, 21:14
Светослав Ильиных

журналист (г.Райчихинск)

23 мая, 18:58
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

22 мая, 13:49
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

21 мая, 16:19
Игорь Волобуев

юрист, строительный комиссар

20 мая, 16:45
Андрей Ягелло

финансист

16 мая, 13:04
Светлана Казачинская

уже не синоптик

10 мая, 00:16
Альберт  Кривченко

пенсионер, журналист

7 мая, 21:26
Дмитрий Димитров

алхимик кино, киношник

7 мая, 10:40
 Весна

волшебница

7 мая, 01:14
Евгений Волков

юрист-идеалист

6 мая, 21:22
Владимир Трухин

любитель истории

5 мая, 17:07
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь и достоинство физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы РФ и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  8. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием записей и редактирования блогов и размещаемых к ним комментариев только в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  9. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  10. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  11. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  12. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  13. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  14. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на веб-форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.