16 мая 2016, 12:02

Сцена из жизни осажденного острога

Продолжаю выкладывать материалы к синопсису сценария фильма о защитниках Албазинского острога. Сегодня сцена из жизни осажденного острога.

Данное задание описывает первые дни первой осады Албазинского острога. Мне показалось интересным показать эти дни через детское восприятие. Тем более, что по основному сюжету сценария сын Григория Самойлова (Мыльника) должен был стать одним из главных героев фильма. Дети на войне это всегда особо трагическая ситуация. Здесь же по моей задумке предстояло показать как из несмышленого мальчишки, попавшего в непростые обстоятельства, вырастает воин и защитник своего отечества. Тем более, что достоверно известно, что подростки несли службу в особо тяжелые дни второй осады острога наравне со взрослыми. Особый трагизм сложившейся ситуации должен был добавить тот факт, что его отец волею судеб не только оказался на службе у маньчжуров, но и принимал непосредственное участие в осаде Албазинского острога. Конечно достоверных источников того что семья Г. Самойлова (Мыльника) укрылась в остроге нет, но это вполне могло быть. Поскольку попав в плен к маньчжурам, Г. Мыльник передал небольшое письмо с известием для своей семьи именно в Албазинский острог. Письмо было пропитано неподдельной заботой о судьбе детей. Поэтому такая сюжетная линия и появилась в моем синопсисе сценария фильма. Всем заинтересовавшимся с текстом письма Григория Самойлова (Мыльника) можно познакомиться ЗДЕСЬ

Отдельно хотелось бы пояснить, то почему я показал в этом творческом задании то, что дети А. Толбузина были в осаде с ним. Ни в одном из документов подтверждения этому факту пока не обнаружено. Тем не менее, есть документ, о том что при первом назначении А. Толбузина в Нерчинск на воеводство он выехал туда вместе с семьей. В общем-то, это была обычная практика. Как правило, направляясь на воеводство, назначенный царем воевода, ехал на службу вместе с семьей и в том числе с детьми. На возможность того, что Толбузин был в осаде с детьми, меня натолкнула исследователь А. Черницкая работавшая с документами Сибирского приказа. Она сказала мне, что ей была найдена не опубликованная пока челобитная детей А. Толбузина из которой правда не на прямую, а по косвенным признакам можно предположить, что по крайней мере в первую оборону Албазина семья была с ним. Возможно, после сдачи Албазина, Толбузин отправил своих детей в Тобольск и во время второй осады их в крепости не было, но это конечно еще предстоит выяснить. А в этом задании я позволил себе немного отойти от сложившейся на сегодня трактовки истории Албазинского острога и изложить все именно так как получилось.

 

Из церковного подклета вышла красивая, статная женщина лет тридцати. Она повернулась лицом к церкви и трижды перекрестилась. Это была жена плененного два года назад албазинского казака Григория Мыльника. Несмотря на то что никто его убитым не видел одета она была по вдовьему. За ней выбежал мальчишка лет девяти-десяти. Мальчишка, звали его Стенька, был рыжеволос, не высок, но крепок. Одет был добротно, на ногах у него были сапожки, сшитые из кожи. Было видно, что по крайней мере до недавнего времени в семье царил достаток. Он так же быстро перекрестился и побежал за матерью.

— Мам, а сребреник — это много? — спросил мальчишка

—Много. А тебе по что?? —спросила, не останавливаясь женщина

 — А господь наш на небесах? — после некоторого раздумья опять спросил мальчик

—Конечно на небесах. Да, что это с тобой?? — женщина остановилась и внимательно посмотрела на сына— Ну-ка подь сюда. Говори, чего случилось.

—Скажи, а батька теперь нас до смерти убьет?

—Глупенький, с чего ты это взял?

—Сергушка сказал, что батька наш душу свою и господа нашего богдойцам за тридцать сребреников продал и теперь, он нас всех из пушки убьет.

—Ох, уж я этому Сергушке задам. — Сказала она и снова двинулась в сторону воеводского двора — Батьку твово богдойцы самово убили. А нас никто не убьет. А ли ты не видишь сколь народу здесь собралось. Да и господь бог наш не попустит, оборонит нас от нечестивых.

—Мам, а мам, а ты мне батькину пищаль дашь? Я с нее всех богдойцев побью. И тебя в обиду не дам.

Женщина опять остановилась:

—Ох уж ты мой заступничек, дай я тебя обниму. — она присела и крепко обняла сына— Иди с ребятами поиграй, а Сергушке скажи отца твово в живых уж нет и нече на него усопшего напраслину возводить. А будет болтать всякую ересь так я ево отцу пожалюсь он его и выпорет. А пищаль я дяде Игнатию отдала. Ему это дело за обычай. Пущай он богдойцев стреляет, ты пока еще для этого дела мал. А как подрастешь я тебе новую куплю. А сщас я на воевоцкий двор спешу. Некогда мне разговоры разговаривать. Хлебы печь для мира и служилых надо. Так, что ты меня не теряй. А попозжа тоже туда приходи. Я тебя покормлю. А не приведи господь какая стрельба начнется так ты бегом в церковную подклеть хоронись. Там баба Маша за Оришкой и другими малыми детьми присматривает так, и ты к ней беги, и я туда, как только смогу прийду. Да на крепостные стены не вздумай залезть, а то я тебя знаю. Мне тебя сторожить некогда береги себя сам. А на стенах дозволено быть только служилому люду. Понял?

—Да, понял я, понял. — И Стенька побежал в сторону южных ворот где ни на минуту не прекращаясь шла работа по устройству нагородней. Привычные к плотницкой работе крестьяне с Верхней монастырской заимки загораживали тесом, приготовленным заранее и снятым с заборов и крыш вдоль острожной стены нагородню, а женщины и ребята постарше засыпали вновь образовавшееся пространство землей.

Только что подошедший казачий десятник, посмотрев на сделанное с укоризной сказал:

—Марья ну что же вы делаете. Что-ж вы на проходе-то ям нарыли. Не дай бог надо будет быстро подняться, так все ноги попреломаешь. Вы землю-то вон там из-под изгороди берите. Ее все равно будем разбирать. Да и земля там помягче должна быть. Копаная уже. А здесь камень гольный.

Уже уставшая, но крепкая женщина, по-видимому руководившая засыпкой пазух оторвавшись от работы с некоторым раздражением ответила:

—Ну ты посмотри на него, командир нашелся, а то мы сами не видим че делаем. Никаких тут ям не будет. Сейчас Петровы пацаны придут и поравняют проход, а для того что бы ты тут не спотыкнулся я их и потрамбовать попрошу. А ты, коли здесь старшой, лутче б кайло нам нашел да хоть пару заступов. А то бабы деревянными лопатами должны каменную твердь копать. Все руки изломали.

—Ты Федор, нашу Марью-то не трогай. Она баба боевая. Как разойдется не только тебе, так и богдоям достанется. И повоевать не успеешь как она их до самого Пейджина прогонит. — Засмеялись работающие рядом женщины.

—И ихнему императору на орехе достанется за плохие лопаты. — отозвались крестьяне.

Федор в боевой обстановке очень решительный и храбрый человек, тут вдруг смутился и немного потоптавшись и как-бы говоря самому себе:

—В бою порядок прежде всего— ушел.

Стенька из далека увидев Сергушку, передразнивая его походку стал на распев декламировать:

— Сергей воробей,

Сергей воробей!

Все ты врешь,

Все ты врешь

И ересь несешь.

Увидев, что Сергушка его заметил и направляется прямо к нему скороговоркой заговорил:

—А мне мамка пищаль новую купит, а ты так и будешь с палкой сражаться. Да тебя любой даже самый захудалый никан сразу побьет, а я его с пищали застрелю. Будишь у меня защиты просить, а я тебя защищать не стану. Как хошь, так и боронись.

—С чево это ты Стенька нынче такой храбрый стал. Че за мамкин подол подержался и охрабрел. Где твоя пищаль? Нету! А палка у меня вот она. Сейчас она тебе быстро покажет кто тут воробей. Приперлись невесть откуда к нам под защиту. А батька мой сам слышал, как перед воеводой в распросе Верхозейский казак, что от богдоев отпущен был с грамотой, говорил, что отец твой теперича богдоям служит, грамоты пишит и мыло обещал варить. Так что и ты к нему проваливай не че наш християнский хлеб жрать.

—Ты батьку-то мово не трожь. Он вперед твоево с богдоями воевал. Они его и убили, а душу он и Христа-бога нашего никому и не продавывал. Вот те крест. Мамка за него в церкви свечку ставила, и батюшка за него молился. Сам видел. А хлеба мы в крепость привезли поболе вашего — целый воз. И не только себе, но и для всего мира. А палки я твоей не боюсь на то у меня вот че есть. — и Стенька вытащил из-за своего маленького сапожка такой же маленький нож.

Проходивший мимо пятидесятник Василий Смиренников увидев готовых вот-вот броситься друг на друга мальчишек остановился и громким командным голосом произнес:

—Так. Это что тут такое? — и обращаясь уже конкретно к Стеньке, — А ну покажи ... Красивая вещица. Но я тебе Стенька так скажу, убери его куда подале, не гоже против своих оружие обращать. Победить можно только когда един за одного. А ежели будем друг дружку воевать вмиг нас богдои побьют. Посмотри, все вокруг крепость крепят, а вы драку чинить. Не гоже.

— Так дядько Василий я чево. Я ни чево. Он сам на моего батьку напраслину плетет, дескать, он богдоям служит…

—Ах, Сергушка, Сергушка, как только у тебя язык повернулся такое говорить. Никому на земле не дадено другого судить. Один господь бог наш, когда нас к себе призовет, воздаст по делам нашим. А мы должны честно нести свой крест. Были бы вы хоть немного постарше я б вам быстро батогов прописал. А так на первый раз прощаю, а что бы у вас за зря руки не чесались быстро со мной — петухи. Даю вам наказ. Будете к печам дрова носить. Народу в крепости нынче много. Кормить всех, надои печи топить не переставая. И не дай бог вы с этим не совладаете, будете отвечать единолично перед воеводой. Я ему доложу, что вас сюда определил. Лукерья давай принимай подмогу и чтоб работали не покладая рук, а то гляди друг дружку порежут — бойцы.

—Дядько Василий, дядько Василий, а скажи кто из нас здесь будет на приказе я али Сергушка?

—Ну вы мальцы даете. Кто, кто тетка Лукерья вот, кто. А вам службу нести ровно. Да, Лукерья ты служак своих покормить не забудь, а то до вечера ноги протянут.

—Иди, иди Василий, не переживай. Ты главное за богдоями смотри, а здесь мы сами разберемся.

Через полчаса совместной работы мальчишки были уже закадычными друзьями. Они дружно носили к печам дрова, где женщины готовили для служилых людей, еду.

— А ты Стенька видал воеводских сынов?

— Нет, а разве они здесь?

—Конечно здесь. Куда ж им деваться. Такие важные ходят. В стрелецких кафтанах. Петька тот больше со стрельцами, А Федька, невелик ростом, даже пониже тебя будет. Все время возле приказной избы торчит. У них и пищали винтвальные есть. А у воеводы пистоли.

—Небось опять врешь. Почем знаешь про пистоли.

— Сам видал.

— А у меня мамка там хлебы печет. Потеряла поди уже.

— Так давай сбегаем. Я тебе Федьку покажу.

— Да нельзя же. Слышал, чего пятидесятник сказал. Воеводе доложит, а тот единолично каждого из нас спросит пошто ушли, службу оставили.

— Так пойдем к тетке Лукерье спросим. Дрова почитай итак все перетаскали. Пока теперь наколют.

Мальчишки подошли к печам где хлопотали раскрасневшиеся от жара женщины

— Тетка Лукерья, дров мы тебе натаскали. А можно мы теперича до моей мамки сбегаем на воеводский двор. Она там хлебы печет. И сразу назад. Ты не переживай, службу мы не оставим, будь на нас в надеже.

— Да конечно бегите, стрельцы уже отобедали. Да сильно-то и не торопитесь. А может есть будете давайте я и вам налью служилые.

Сергушка, недолго думая залез за стол, Стенька же в душе уже бежал к матери, но отставать от друга не стал и тоже забрался на лавку. Лукерья налила им зеленых щей и ложки замелькали как заводные.

Молодая женщина, присевшая на другой конец лавки передохнуть, улыбаясь сказала Лукерье:

— Молотят как настоящие мужики.

— Эх, кабы не богдои, — отозвалась Лукерья — Скоро хлеб подойдет, а мы тут обсаженные и горе почитай в кажном доме. Как эти годы хорошо жили. Заживем ли так?

Мальчишки, съев положенное, степенно вышли из-за стола, поклонились Лукерье и уже не сдерживаясь, побежали на улицу.

Подбегая к воеводскому двору, они услышали далекий колокольный звон.

— Это в монастыре. — со знанием дела сказал Сергушка.

Возле приказной избы, царила суматоха. Туда входили и выходили люди. У крыльца стояли и сидели стрельцы и казаки. Отдельной группой стояли монахи Спасской пустыни. В ответ монастырскому колоколу зазвонил колокол на острожной звоннице. Потом все затихло. Все стали прислушиваться, но больше монастырский колокол не звонил, а в установившейся тишине стали слышны отдаленные выстрелы они звучали то часто, то с некоторыми перерывами, потом все стихло. Через несколько минут с острожной стены раздались голоса:

— Монастырь горит

— Богдои монастырь зажгли.

Монахи стали креститься, вслед за ними стали креститься и все остальные.

Мальчишки пробрались к острожной стене и стали смотреть в щели между палями.

Кроме нескольких столбов дыма им ничего не было видно. Поэтому они вернулись к приказной избе. Здесь Стеньку увидела его мать. Она быстро подбежала к нему обняла и стала что-то говорить ему сквозь текущие слезы. Сергушка постояв немного в стороне куда-то убежал.

Наконец Стенька стал немного понимать, что сквозь рыдания говорила ему мать.

— Ты где пропал? Я тебя уже в конец обыскалась?

— Мам, да что же ты плачешь. И никуда я не пропадал. Нас с Сергушкой стрелецкий пятидесятник дядько Василий к службе определил. Мы теперь с теткой Лукерьей служим стрельцов кормим. Он даже воеводе обещал о нас сказать. Може нам и жалованье определят.

— Да ты ж, наверное, оголодал.

—Да ничего я не оголодал. Я ж тебе говорю мы на службе. Тетка Лукерья нам щей давала.

—Господи, как же я рада, сынок, что ты у меня такой взрослый стал. Сбегай к церкве успокой Бабу Машу, она ж там тоже места не находит. Да будь с ней.

—Нет, Мама не могу. Я теперь служу и уж если тетка Лукерья отпустит я к тебе буду приходить.

—Господи, да что же это такое. Давай я хоть хлеба тебе дам.

Она быстро сбегала и принесла ему краюху хлеба, завернутую в тряпицу.

—Ладно мама я пошел, вот только Сергушку найду.

—Ну ладно иди с Богом. Я уж тоже скоро приду.

Оглянувшись, Сергушку он не увидел, но заметил маленькую фигурку в стрелецком кафтане. Вокруг него сидели и стояли стрельцы, явно ожидая чего-то. Из приказной избы стали выходить люди они тут же стали подниматься на крепостную стену последними вышли черный поп и невысокий черноволосый человек в кафтане.

— Воевода. — сказал неизвестно откуда взявшийся Сергушка, — рядом с ним отец Гермоген.

Люди поднялись на стену. Сергушка потянул Стеньку за собой:

— Пойдем, к Федьке узнаем, что случилось.

Проскользнув между стрельцов, они подошли к воеводскому сыну.

— Здравствуй Федор. Как тебя бог милует?

— Здравы будите. Слава Богу. А это кто?

— Это Стенька товарищ мой. Мы теперь с ним вместе служим печи топим, для стрелецкого прокорма.

— А скажи Федор чего там случилось. Никак богдои к монастырю приступали.

— Да не только приступали, но и подожгли. Теперь уж, поди, догорает.

Действительно, переменившийся ветер приносил в острог дым и запах гари.

— Еще третьева дни, как богдои острог осадили, в монастыре остались трое монахов, пятеро монастырских крестьян да два казака. Чтобы не дать богдоям святые иконы на поругание отец Гермоген велел им разобрать церковный иконостас. Да видать не успели. До сегодня богдои их не нашли, а теперича видать поубивали. Правда они тоже стреляли. А звонили звоном условным — прощались. Гермоген просил помочи им подать, да где там. Они там почитай среди войска богдойского. Как до сегодня дожили, ума не приложу. — Рассказал Федор, явно повторяя услышанные от кого-то старшего слова.

— Ладно, Федор, тепере нам на службу надо. Здравствуй во Христе.— и мальчишки побежали в сторону церкви.

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 182

метки: .


Поделиться:

Отлично! Такие диалоги хорошие. И лексика стилистически выдержана. Мне очень понравилось.

--
И никакого смысла нет в жизни кроме любви (с).

Это всё-таки изложение в книжном стиле, довольно добротное. 
А сценарий выглядит примерно так:

"Темуджин стоит у юрты на четвереньках, колодка упирается в землю. В юрте жарко, голая женщина высовывается из-за приподнятой кошмы. Темуджин видит, как в юрте моются женщины. Они тоже его видят, но не стесняются колодника.

В уголки слезящихся глаз Темуджина впились раздувшиеся от крови оводы.

СОРГАН-ШИРА, старик в потрепанном дэле, выходит из юрты, ставит перед Темуджином корытце с вываренными хрящами и начинает кормить мальчика.

Сорган-Шира давит пальцами оводов, тыльной стороной ладони стирает брызнувшую кровь.

Хлынул дождь, блеснула первая молния. Сорган-Шира убегает в юрту, закрывает за собой полог.

Монголы разбегаются по юртам.

На дожде остается один Темуджин. Ему негде спрятаться от грозы. Он даже не может закрыть глаза ладонями. Он прижимается к изгороди и со страхом смотрит на сверкающее небо.

28. НАТ. СТОЯНКА ТАРГУТАЯ. ЛЕТО

Между юртами проезжает Джамуха, останавливается у коновязи, делает вид, что ему понадобился скребок, чтобы почистить коня от пота и прилипших слепней. Джамуха не смотрит на Темуджина и говорит быстро, боится, что кто-нибудь заметит, как он разговаривает с колодником.

              ДЖАМУХА

Твоя семья откочевала, никто не знает, куда. Но они спаслись, ты не волнуйся.

                   ТЕМУДЖИН

Спасибо за хорошие вести. (Помолчав.) У меня будет к тебе просьба, анда.

                   ДЖАМУХА

         Проси.

                   ТЕМУДЖИН

Поезжай к моей невесте. Скажи, что я не умру здесь, пусть ждет меня.

Джамуха садится на коня, кивает Темуджину, уезжает.

Темуджин вслушивается в затихающий стук копыт и – плачет."

--

Прежде всего - сухое, относительно подробное, но сжатое описание картинки в настоящем времени.

--

всё-таки надо продолжать. 

проклёвывается приличная книга.

а в финал могли не пропустить только лишь из-за несоответствия формату, но не из-за замысла или исполнения.

--

Пусть получится добротный роман. А сценарий - выжимки из романа, переложение на язык кино. Во ВГИКе этому учат, 5 лет, отдельный факультет, кажется.  

--
горгонопs

всё-таки надо продолжать. 

проклёвывается приличная книга.

а в финал могли не пропустить только лишь из-за несоответствия формату, но не из-за замысла или исполнения.

наверное, так и есть

--

конечно.

Наверняка у жюри были свои стандарты в голове, довольно чёткие представления о сценарии: общепринятый формат+хорошая концепция+художественные достоинства+историческое соответствие. Чего-то одного нет - отказ.

Мы видим хорошую концепцию, историческое соответствие и художественные достоинства. Три из четырёх.

--

тут надо отметить, что очень интересный сюжет для сцены придуман. мне эта сцена понравилась куда больше, чем предыдущий диалог.

--

Мне интересно почитать баталию. Детали, касающиеся тактики, оружия.

--

аналогично

--

еще интересно, какой эпизод выбрал Владимир. в отличие от этой и предыдущей сцен сама по себе батальная сцена, по идее, должна быть историчной (то есть, эпизод точно имел место быть, но как его преподнести в деталях - уже зависит от автора). Это наиболее интересно почитать.

--

 Я понимаю, что сценарий это вполне себе самостоятельный вид творчества, Этому люди учатся на протяжении многих лет. До этого случая я был крайне далек от написания сценария, но не попробовать было бы тоже не простительно.

--

попытка вышла очень достойная. на художественный роман вполне замахнуться можете, пишите хорошо.

--

Очень хорошо! И то что автор тут представил, и то что на АИ появился такой интересный блогер как В. Трухин.

К сожалению живущие на ДВ, и в АО в частности, иногда лучше знают историю французской революции, чем историю освоения своего края. Поэтому то что вы делаете и пишете очень нужно сегодня.

--

Я всех расстрою - ВОПИЮЩАЯ безграмотность. Стыдно.

--
Дайте мне алиби, - труп я вам обеспечу.

Ну а если подробнее, в чем безграмотность?
 

--
Klerk

Я всех расстрою - ВОПИЮЩАЯ безграмотность. Стыдно.

Как-то не аргументированно.

--
Владимир, Klerk обнаружил у Вас ошибки в пунктуации и с ним случился припадок. Наверное, корректором работает.
--

не, ну может быть, и есть несколько опечаток и ошибок со знаками препинания, но "вопиющей безграмотностью" и не пахнет.

--

Ну, "в конец обыскалась" и "тебе по что" - это едва ли опечатки. Но - автор хороший рассказчик. Это в настоящем контексте важнее грамотности. Потому что ошибки из текста убрать можно, а скуку - нет. 

--
Рифма - это всего лишь технология, придающая всякому говну запах лаванды. (c) Алёха

Признаю, возможно в тексте есть ошибки. Не хочу оправдываться, действительно скорее всего моих знаний не хватает на стопроцентную грамотность. Но в прямой речи  использованы разговорные слова, которые и придают определенный колорит разговору. Если Албазинцы будут говорить на литературном языке никто не поверит, что это 17 век. Предлагаю всем интересующимся почитать документы того времени. Тогда даже пробелы зачастую не расставляли. Иногда текст идет сплошной строкой. А уж про знаки препинания вообще говорить не приходится. Одно и то же слово в одном документе каждый раз пишется по разному. Соответственно и говорили так же. Но в некоторых случаях разговорная речь была красивее и приятнее современной. Например отправляя записочку родителям или детям, да даже и просто хорошим знакомым обращались например так: "Государь мои дядюшка Михаила Панфилевич буд здаров на мно­жества лет са всем своим праведным домам …" Или так: "Батка мои дедушко Михайло Панфилевичь много лет здравствуи в милсти божии подал господь  бог тебе государю моему милости здрав долгоденствия счасливости во всякое благом пребывании и даи господи боже тебе намерение свое благое получить а писано бо есть не тако слово в памяти держитца яко же аще что делом явитца которои человек чесо ищет то и обрящет а наипаче же должность наша блюсти смертнаго часа смерть бо есть несытая и неумолима всяядущая зубама своима не смотряет на вся людеи саны вся похишает до темныя ямы и буди ты покровен деспицею вышняго бога прошу твоего к себе жалованя …"

Как говориться почувствуйте разницу. И это притом, что я еще некоторые слова привел в удобочитаемый вид. Причем скажу честно что взял два первых попавшихся обращения. Не знаю как вам а мне нравиться. Писано бо есть не тако слово в памяти держитца яко же аще что делом явитца. Человек чесо ищет то и обрящет. Может не грамотно но по существу верно и сегодня.

--

Интересно читать историю в художественном формате и познавательно было-бы иметь представление о распределении общественного уклада и как они между собой связаны. Через характеры и быт человека понятнее и окружающая среда, и дух эпохи.

Да и действительно детскими глазами надо передавать тот дух эпохи. Невозможно эпохи передать серьезно по взрослому. Ушедшее столь далекое прошлое вряд-ли постижимо в серьезном представлении. 

--
благовещенск
Владимир Трухин (автор)

Признаю, возможно в тексте есть ошибки. Не хочу оправдываться, действительно скорее всего моих знаний не хватает на стопроцентную грамотность. Но в прямой речи  использованы разговорные слова, которые и придают определенный колорит разговору. Если Албазинцы будут говорить на литературном языке никто не поверит, что это 17 век. Предлагаю всем интересующимся почитать документы того времени. Тогда даже пробелы зачастую не расставляли. Иногда текст идет сплошной строкой. А уж про знаки препинания вообще говорить не приходится. Одно и то же слово в одном документе каждый раз пишется по разному. Соответственно и говорили так же. Но в некоторых случаях разговорная речь была красивее и приятнее современной. Например отправляя записочку родителям или детям, да даже и просто хорошим знакомым обращались например так: "Государь мои дядюшка Михаила Панфилевич буд здаров на мно­жества лет са всем своим праведным домам …" Или так: "Батка мои дедушко Михайло Панфилевичь много лет здравствуи в милсти божии подал господь  бог тебе государю моему милости здрав долгоденствия счасливости во всякое благом пребывании и даи господи боже тебе намерение свое благое получить а писано бо есть не тако слово в памяти держитца яко же аще что делом явитца которои человек чесо ищет то и обрящет а наипаче же должность наша блюсти смертнаго часа смерть бо есть несытая и неумолима всяядущая зубама своима не смотряет на вся людеи саны вся похишает до темныя ямы и буди ты покровен деспицею вышняго бога прошу твоего к себе жалованя …"

Как говориться почувствуйте разницу. И это притом, что я еще некоторые слова привел в удобочитаемый вид. Причем скажу честно что взял два первых попавшихся обращения. Не знаю как вам а мне нравиться. Писано бо есть не тако слово в памяти держитца яко же аще что делом явитца. Человек чесо ищет то и обрящет. Может не грамотно но по существу верно и сегодня.

Правильно. Например роман Чапыгина "Гулящие люди" иногда читать трудно из-за обилия старославянских слов и выражений. Но зато колорит времени очень хорошо передан.

--


Владимир Трухин
любитель истории

Любитель истории. Главное в этом «нике», пожалуй – любовь, любовь к истории родного края, которая поселилась во мне еще со школьной скамьи. К сожалению или к счастью, я не стал профессиональным историком, выбрав путь инженера-строителя. Почему к сожалению? Не знаю, может быть, став профессиональным историком, я раскрыл в себе талант научного работника, неравнодушного к своему делу. Почему к счастью? Наверное, потому что и сегодня, занимаясь историей, я делаю открытия. Масштаб их, конечно, невелик, но это и неважно. Например, вписав еще одну страничку в свою родословную, я оставляю это знание своим родным и близким. Конечно, я и раньше считал и сейчас придерживаюсь того мнения, что познать историю возможно, только соприкоснувшись с ее носителями: документами и историческими реликвиями. Возможно, толчком к этому прикосновению и послужит мой блог.

отправить личное сообщение блогеру
Авторы блогов все блогеры
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

вчера, 19:51
Сергей Нифашев

дворник

вчера, 19:35
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

23 мая, 22:02
Игорь Павлов

фотограф. Директор музея самоваров.

23 мая, 21:14
Светослав Ильиных

журналист (г.Райчихинск)

23 мая, 18:58
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

22 мая, 13:49
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

21 мая, 16:19
Игорь Волобуев

юрист, строительный комиссар

20 мая, 16:45
Андрей Ягелло

финансист

16 мая, 13:04
Светлана Казачинская

уже не синоптик

10 мая, 00:16
Альберт  Кривченко

пенсионер, журналист

7 мая, 21:26
Дмитрий Димитров

алхимик кино, киношник

7 мая, 10:40
 Весна

волшебница

7 мая, 01:14
Евгений Волков

юрист-идеалист

6 мая, 21:22
Владимир Трухин

любитель истории

5 мая, 17:07
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь и достоинство физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы РФ и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  8. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием записей и редактирования блогов и размещаемых к ним комментариев только в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  9. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  10. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  11. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  12. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  13. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  14. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на веб-форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.