6 мая 2016, 12:02

Из Албазина на Амуре

В июне 1868 года станицу Албазинскую посетил новоизбранный Архипастырь, Епископ Камчатский Вениамин. Статья посвященная этому событию была опубликована в "Прибавлениях к Иркутским Епархиальным Ведомостям" за 1868год . Полный текст статьи "Из Албазина на Амуре" привожу ниже.
Это посещение знаменательно тем, что Албазинской церкви была передана икона "Нерукотвореннаго Спаса" находившаяся в XVII веке в Албазинском остроге. Возможно это та самая икона которую принес с собой черный поп Ермоген (Гермоген) - основатель первого монастыря на Амуре.  В последней по времени челобитной, написанной в Албазинском остроге, а точнее после его взятия маньчжурами в июне 1685 года иеромонах сам себя назвал «Албазинского острогу Спасской пустыни строитель черной поп Ермоген». Уходя из сожженного Албазинского острога Ермоген взял икону с собой. Более он на Амур не возвращался, а остаток своих лет провел в также построенном им Усть-Киренском Троицком монастыре. После его смерти икона продолжала оставаться там же, а 1868 году видимо была передана в церковь Албазинской станицы. В настоящее время местонахождение этой иконы не известно. Возможно она утрачена.

Обитель построенная Ермогеном называлась "Спасская пустынь", и свое название получила по названию иконы. По иконе носила название и церковь находившаяся в монастыре. 1671 год, считается годом основания Спасской пустыни. Однако прибыв осенью 1666 года в числе Даурских беглецов возглавляемых Н. Черниговским к месту постройки будущего Албазинского острога и следуя своему монашескому званию, Ермоген скорее всего поселился не в самом остроге, а где-то рядом, уединенно. Вполне возможно, что это отшельническое убежище впоследствии и стало называться Спасской пустынью, а уже в 1671 году было просто преобразовано в монастырь. Монастырь был возведен на средства Албазинских казаков, которые и сами принимали участие в строительстве, а также на мирские подаяния, которые собирали монахи «ходя по миру с иконою». Об этой пустыни, албазинский пятидесятник Ивашко Коркин побывавший в Сибирском приказе в 1681 году, дал следующую сказку: «Да блиско де Албазинского, в[верх] по Амуру с версту, на Брусяном камне построена пустыня и в пустыни церковь во имя Спаса Нерукотворённого. А чернецов де в той пустыни — четыре человека. И хлеб пахали на себя наемными людьми. В той же де пустыни построены две мельницы. И от мельницы помольными деньгами они и питались. А ныне де те мельницы и пашня, и сенные покосы от той пустыни взяты на великого государя по государеве грамоте, и поселено пашенных крестьян четыре человека».
В Спасской пустыни были и вкладчики. Из «Показания разных лиц о церковном имуществе г. Албазина и уезда его» известно как минимум о трех вкладчиках Албазинского монастыря. Это Алешка Иванов сын Притыкин и два брата Пашка и Федька Сухановы.
Интересно при этом отметить, что сооружение церкви во имя Спаса Нерукотворённого и организация Спасского монастыря была осуществлена без благословения сибирского митрополита Корнилия. В 1680 году по приезду на приказ в Албазинский острог, Енисейский сын боярский Я. Евсевьев по грамоте царя Федора Алексеевича отписал Спасскую пустынь "со всяким заводом" на государя. В ответ Гермоген слезно просил оставить хоть какое-нибудь имущество на «прожиток», в своей челобитной он напомнил, что обитель была построена не по приказу, а самими казаками, «ходя по миру с ыконою», что всего за время существования пустыни постриг в ней приняло 9 человек, «старцев», решивших прожить последние годы в монашестве.
В 1683 году Спасский монастырь стал объектом расследования в Сибирском приказе. В 1683 г. судья Сибирского приказа И.Б. Репнин приказал: «Отписать по какому указу и сколь давно построена и сколько далеко от Албазина и на каких землях и сколько около той пустыни пашенные и непашенные земли и сенных покосов и всяких угодий и крестьян и работных людей и крестьянские дворы поимянны и не в ясашных ли угодьях и от той пустыни ни русских ли ясачных людей нет ли какого стесненья». После последовавшей переписи из Сибирского приказа вышло строгое предписание: земли, мельницы, звериные угодья и промыслы вернуть предыдущим владельцам или «переписать на государя», «а впредь никаких земель и угодий в монастыри не давать и не покупать и не закладывать и в заклад не имать и не оброчить и крестьян беглых и никаких пришлых людей во крестьяне и в бобыли не примать...». Крестьяне были переведены из монастырских в «пашенные».
В результате этого расследования последовал временный указ: «... Спаскою пустынь со всякими заводы и землею и со крестьяны велеть владеть черному попу Ермогену з братьею до указу великих государей... чтоб... в конец не погинути и в рознь из монастыря не розбрестись...».
Точное место расположения пустыни до настоящего времени не установлено. О возможном местонахождении Спасской пустыни я написал небольшую статью, опубликованную в сборнике "Гродековские чтения" за 2015 год. Интересующиеся могут познакомиться с ней ЗДЕСЬ

Из Албазина на Амуре.

22-го Июня, в субботу вечером вскоре после Всенощнаго бдения, прибыл в станицу Албазинскую, на пароходе «Ингода», нетерпеливо и долго-ожидаемый новоизбранный Архипастырь, Епископ Камчатский Вениамин. Сопутствовали Ему: Благочинный Верхнеамурских церквей, Священник Александр Сизой, нарочито выезжавший для встречи, и миссионер Забайкальской Миссии иеромонах Феодосий. Прибытие Новоизбраннаго Архипастыря достойно памяти жителей Албазина особенно потому, что Он привез с собою Образ Нерукотвореннаго Спаса, — одну из тех Икон, которыя были вынесены отсюда по разрушении древнаго Албазина. Архипастырь был встречен с крестным ходом на берегу рек, Амура. На берегу Преосвященнейший облачился в мантию и в преднесении Иконы Спасителя, при пении тропаря «Спаси Господи люди твоя» и при звоне скудных колоколов, шел прямо в Храм. При входе в Храм, Архипастыря встречал с крестом Благочинный Священник Александр Сизой и приветствовал не краткою речью, по окончании которой Преосвященнейший приложившись ко кресту, прошел Царскими дверми в Олтарь, где выслушал молебствие Всемилостивому Спасу, совершенное Благочинным, священником  Александром Сизым в сослужении иеромонаха Феодосия и местнаго священника Иннокентия Литвинцева.
Отпуск на молебне говорил Сам Преосвященнейший, а по отпуске местным священником (*) сказано многолетие ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всему Августейшему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду и новоизбранному Архипастырю Епископу Камчатскому Вениамину. Предстоявший народ приложился ко кресту и был окропляем Святою водою местным священником. За тем Преосвященнейший приложившись к Образу Нерукотвореннаго Спаса, и осенив благословением предстоявший народ, вышел из Храма, посетил местнаго священника, разсматривал документы церковные, и преподав довольно всесторонних назиданий, отправился на Параход, и на нем переночевав, на следующий день, рано утром отплыл в  предлежащий Ему путь. Мир, преподанный нам от новаго Архипастыря, и Его благословение да пребудут с нами, навсегда, так как будут непрестанны молитвы паши к Всемилостивому Спасу, да сохранит новаго нашего Архипастыря здрава, мирна и долгоденствующа!

Священник Иннокентий Литвинцев.
19-е Августа 1868 г. Албазин.

Примечания

(*) За неимением диакона?—Редакт.

Стиль, пунктуация и орфография сохранены, буквы старого русского алфавита заменены современными.

Воспроизводится по:

Прибавления к Иркутским Епархиальным Ведомостям. – 1868. - № 39. 28 сент. стр.443—444.

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 296

метки: .


Поделиться:

специально для vertexа

--
Архангельск

 Как интересно устроен мир. Сейчас чалился бы Хабаров по статьям разбой и рэкет. А тогда ничо - типа герой...

--
благовещенск
full

 Как интересно устроен мир. Сейчас чалился бы Хабаров по статьям разбой и рэкет. А тогда ничо - типа герой...

Ну история не многих героев знает, которые русских вырезали, а потом Героев  получали. Даже доклад об этом имеется в Моменте истины от полковника...

--

Называется, а было ли нашествие и что было до нашествия и почему бойницы Великой Стены обращены на юг?

--

Серо-Белый, 

Казаки прошли все земли, населенные дючерами, и вышли к устью р. Уссури, основав здесь Ачанский острог. 

Владимир, это ещё очередная версия местонахождения Ачанского острога?

Не знаю у кого взял Серо-Белый эту фразу, но "писака" этот, явно писал текст не особо вдаваясь в подробности истории. Ведь до сих пор не установлено место расположения Ачанского острога. И по всем описаниям, он явно находился не в районе г.Хабаровска.  Мне как-то попадалось статья, где один из нанайцев, писал что у них в семье перерассказывается рассказ, что их предок ходил с маньчжурами на осаду Ачанского острога, но острог этот был на Сунгаре реке. 

--
full

 Как интересно устроен мир. Сейчас чалился бы Хабаров по статьям разбой и рэкет. А тогда ничо - типа герой...

Объясачивание, вообще-то.

И как это "ничо"? Зиновьев Хабарова отстранил от командования, на Амур было постановлено его не пускать. Таскали Ерофея в Москву на разборки. 5000 рублей содрали.

--

Показательно, что еще осенью 1653 г., отстраняя Хабарова от командования амурским войском, посланец Москвы Д.И. Зиновьев объявил, что он конфискует "вора яркова животы". Такого рода формулировка лучше всего характеризует отношение Зиновьева к Хабарову. Позже Хабаров жаловался в Москве, что пушнины "взял у него Дмитрий Зиновьев насильством на полторы тысячи рублей". Московские оценщики стоимость конфискованной пушнины определили даже в 2416 руб., но денег Хабарову не вернули и объявили, что за ним осталось еще задолженность почти на 5 тысяч рублей. И этот огромный по тем временам долг Я.П.Хабаров так и не смог погасить до самой своей смерти... (ЦГАДА, СП, стлб. 427, л. 4, 16, 25).

Это его за аборигенов-инородцев. Хотел бы я посмотреть, чтобы Колумба Христофора за неподобающее отношение к индейцам на ковёр вызвали, хотя бы.


 Колумб издал закон, который обязывал всех индейцев старше 14 лет раз в квартал (3 месяца) платить испанцам золотом или 25 фунтами хлопка (в районах, где золота не было). Уплатившим такой «налог» выдавался медный жетон с датой последней выплаты. Жетон, таким образом, продлевал право жить на три месяца. Если дата на жетоне была просрочена, то индейцам отрубали кисти обеих рук, вешали их на шею и отправляли умирать в свою деревню.

Так что, почувствуйте разницу no

--

Ребята, вы такой пласт тем поднимаете, что ответить обоснованно на все темы не возможно, кроме того я не всегда за компьютером. Я считаю что многообразие суждений должно быть, только конечно суждений взвешенных, попирающихся на какие-то документы. Мне лично это обсуждение тоже много дает, заставляет обратить внимание на детали которые по каким-то причинам оставшиеся вне моего поля зрения. Спасибо. Но Хабаров это однозначно отдельная тема хотя конечно не менее значимая чем Албазин. А начали мы все-таки с иконы...

--

     Согласен с вами, что существуют несколько версий нахождения Ачанского острога.  В наше время в нескольких километрах от места расположения Ачанского острога находится село Ачан Амурского района Хабаровского краяМежду тем старейшины ачеров и дючеров выслали гонцов в маньчжурскую пограничную крепость Нингута. В конце 1651 года нингутский чжангинь (военный командант) Хайсэ принял решение выступить против русских казаков и пленить их. Он направился в Ачанскую землю с отрядом, которым также командовал ротный начальник Сифу (русские источники упоминают лишь одного маньчжурского командира — Сифу (Исинея)). Отряд насчитывал 600 воинов, вооружённых в основном холодным оружием. Имелось только 6 лёгких пушек и 30 пищалей с 3 или 4 короткими стволами, а также начинённые порохом глиняные петарды для подрыва укреплений. Маньчжурскому отряду удалось скрытно подойти к Ачанскому острогу. На рассвете 24 марта (3 апреля) у русской крепости выше по течению Амура внезапно появилось войско облаченных в доспехи всадников. Караульный казак немедленно поднял тревогу. Казаки спешно вставали ото сна, вооружались и надевали куяки (доспехи). Ворота острога были закрыты, поэтому казаки, ночевавшие в домах снаружи от крепости, вынуждены были перебираться через стены. Маньчжуры открыли по острогу огонь из пушек и пищалей, русские вели ответную стрельбу со стен из пищалей. Перестрелка продолжалась весь день. Под вечер маньчжуры продвинулись к самым стенам острога, укрываясь за брошенными русскими домами. Подобравшись ещё ближе, маньчжуры сумели вырубить три звена бревенчатой стены, открыв себе дорогу в крепость. Однако Хабаров успел подвести к пролому большую медную пушку и встретить атакующих огнем в упор. В проломе маньчжуры понесли наибольшие потери и отошли назад. Хабаров решил развить успех и сам устроил вылазку. Из крепости вышло 156 казаков, а оставшиеся 50 русских прикрывали их огнем из пищалей со стен острога. Защищённые доспехами казаки во главе с Хабаровым вступили в рукопашный бой с маньчжурами и обратили их в бегство.  Было захвачено несколько пленных, давших потом показания, восемь вражеских знамен, 2 железные пушки, 17 пищалей, 830 лошадей и продовольственные запасы. На поле боя осталось 676 убитых врагов. Казаки потеряли убитыми 10 человек, 78 получили ранения. Несмотря на победу, русские понимали, что столкнулись с гораздо более серьёзным противником, чем отряды местных племен. Весной 1652 г. русский отряд оставил Ачанский острог и ушёл вверх по Амуру, Сообщая в Якутск о произошедшем, Хабаров объяснял, что не может со своим отрядом без поддержки закрепиться в среднем Приамурье: «А в Даурской земли на усть Зеи и на усть Шингалу (Сунгари) теми людьми сесть не смеем, потому что тут Богдоева (Китайская) земля близко, и войско приходит на нас большое с огненным оружьем и с пушками и с мелким оружьем огненным, чтоб государеве казни порухи не учинить и голов казачьих напрасно не потерять». Одновременно Хабаров пытался завязать через дючеров мирные переговоры с маньчжурами.

--
Архангельск
горгонопs
full

 Как интересно устроен мир. Сейчас чалился бы Хабаров по статьям разбой и рэкет. А тогда ничо - типа герой...

Объясачивание, вообще-то.

И как это "ничо"? Зиновьев Хабарова отстранил от командования, на Амур было постановлено его не пускать. Таскали Ерофея в Москву на разборки. 5000 рублей содрали.

  Ну, Хабарову то прилетело за то, что он уже объясаченных аборигенов ограбил. Но все равно из него героя слепили, ибо не из кого более. Очень похожа ситуевина на украинского героя Степана Бандеру. Клейма ставить негде, но герой, однако...

--
благовещенск

Фулл! Вот умеешь ты спутать мягкое с теплым. Ну не интеллигенты в очках, галстуках и белых перчатках совершали "Великие географические открытия" и осваивали огромные ранее не известные территории, их делали те кого сейчас называют "авантюристы". Про Колумба тебе уже тут ответили. Наши Хабаров, Поярков и прочие вообще "либералы" в сравнении с испанцами и тем более англсаксами (последние вырезали ВСЕ коренное населения в своих североамериканских колониях). Россия сколько народов взяла под свое крыло, столько и сохранила, а многие благодаря русским только и сохранились. Вот такая была и есть "тюрьма народов". А много сейчас найдешь  маньчжуров на противоположной стороне в бывшей «Маньчжурии».

Бандеру то зачем сюда приплел? Сравниват с Хабаровым его, то же что со слоном даже не моську а одноклеточное (такое свидомое). Ни хрена не похожа "ситуевина".
 

--

Кто Трухину минусы то ставит? Китайцы что ли?

--

 Для меня похожа именно в том, что для назначения героем явно не хватило наличия положительного персонажа. Поэтому лепили из того дерьма, что было. Как то таг....

--
благовещенск

Про Бандеру - да из дерьма, согласен полностью. Не понимаю зачем ты его приплел.

А благодаря таким людям как Хабаров "земля Амурская была есть и будет русской". Поэтому ему потомки воздали по заслугам. Чего не смогли оценить современники. Что было на самом деле в противостоянии Зиновьева и Хабарова сейчас можно только гадать, кому можно верить. Почему через века ты уверен в правоте именно недругов Хабарова. Может быть там была обычная зависть. А если о тебе через три века будут судить по "воспоминаниям" твоей тещи? Если с таких позиций подходить ко всем историческим личностям во все времена и во всех странах, то положительных героев вообще не будет. Может быть за исключением Махатмы Ганди.

Как бы то ни было именно благодаря таким людям как Хабаров русские узнали об этих землях и через два века смогли сюда вернуться. Вот как то так, благодаря Хабарову, а не какому-нибудь любимому тобой либералу. 

Напомню тебе карту. Не каждый бы смог там пройти в 17 веке


 

--
full

 Для меня похожа именно в том, что для назначения героем явно не хватило наличия положительного персонажа. Поэтому лепили из того дерьма, что было. Как то таг....

не надо брюзжать. Обычная практика. Все всё понимают. Фамилия у мужика хорошая, пускай будет героем, кому нужны эти детали истории.

--

Интересное название... Жиганское и Зашиверское.

--
vv1303

Кто Трухину минусы то ставит? Китайцы что ли?

антиклерикалы наверно) кто увидит про священника и иконку и сразу бац - и минус.

--


Владимир Трухин
любитель истории

Любитель истории. Главное в этом «нике», пожалуй – любовь, любовь к истории родного края, которая поселилась во мне еще со школьной скамьи. К сожалению или к счастью, я не стал профессиональным историком, выбрав путь инженера-строителя. Почему к сожалению? Не знаю, может быть, став профессиональным историком, я раскрыл в себе талант научного работника, неравнодушного к своему делу. Почему к счастью? Наверное, потому что и сегодня, занимаясь историей, я делаю открытия. Масштаб их, конечно, невелик, но это и неважно. Например, вписав еще одну страничку в свою родословную, я оставляю это знание своим родным и близким. Конечно, я и раньше считал и сейчас придерживаюсь того мнения, что познать историю возможно, только соприкоснувшись с ее носителями: документами и историческими реликвиями. Возможно, толчком к этому прикосновению и послужит мой блог.

отправить личное сообщение блогеру
Авторы блогов все блогеры
Игорь Павлов

Фотографъ. Хранитель старины. Член творческого союза художников России.

сегодня, 01:38
Святослав Шевченко

cвященник, блогер, публицист

вчера, 22:07
Борис Белобородов

предприниматель

вчера, 22:01
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

вчера, 18:03
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

вчера, 16:06
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

вчера, 13:27
Сергей Нифашев

дворник

вчера, 05:47
Светослав Ильиных

журналист (г.Райчихинск)

10 декабря, 20:05
Игорь Волобуев

юрист

9 декабря, 21:45
Евгений Ищенко

практик

9 декабря, 15:01
Андрей Ягелло

финансист

8 декабря, 23:46
Наталья Калинина

политический хулиган

29 ноября, 23:47
Евгений Волков

юрист-идеалист

24 ноября, 18:58
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

22 ноября, 14:39
Алена Безуглая

поэтесса

21 ноября, 19:23
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь и достоинство физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы РФ и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  8. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием записей и редактирования блогов и размещаемых к ним комментариев только в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  9. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  10. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  11. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  12. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  13. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  14. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на веб-форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.