9 марта, 09:11

Уважаемые благовещенцы! Пожалуйста, думайте сами!

О чём это я. Прежде всего, о Вашем восприятии скульптурных форм, заполнивших город. И в раньшие времена, и в нынешние. Сам я как художник-скульптор - ноль без палочки. Никто. Но я имел счастье прочитать небольшое произведение Энн Ветемаа "Монумент". Оно очень заостряет глаз! Этот "маленький роман" (характеристика Ветемаа) в своё время наделал много шума. Театральные спектакли на его основе поставлены. Пожалуйста, прочитайте! В нём "немного букаф". Зато, Вы совсем по-другому посмотрите на эту сторону культурной жизни Благовещенска. И снобистские выверты Игоря Павлова по достоинству сможете оценить.Чтобы Вы поняли, о чём речь, вот некоторые фрагменты из "Монумента" Энн Ветемаа.

"Я начал листать фотографии скульптур Айна Саарма. Самые же первые из них вызвали у меня удивление.

Каждая эпоха несет свое новаторство формы. Даст ли оно общее название всей эпохе — это уже другой вопрос. Обычно этого не происходит. И все-таки весьма легко взять на вооружение арсенал известных приемов, благодаря чему в более или менее осведомленных кругах тебя начнут считать талантливым. Меня всегда интересовал вопрос современности. Сейчас для большинства модных молодых скульпторов характерна декоративность, намеренная грубость фактуры и в своем роде неокубизм. Айн, казалось, стоял совершенно в стороне от этого общего течения, с которым лично у меня были по вполне понятным причинам точки соприкосновения. Из альбома пялились на меня замкнутые, недобрые и словно бы замороженные портреты. Никакой декоративности — скорее скромность.

Я добрался до дипломной работы. Это было странное произведение под названием «Над заколотым теленком».

Длинноногий молочный теленок прижат к земле веревками, а рядом с ним стоит худой, беспомощный, но в то же время и беспощадно деловитый парень в сапогах, сжимающий нож. Теленок — недокормленный, со свалявшейся шерстью, может быть, даже в парше… Парень — недокормленный, со свалявшимися волосами, может быть, даже в парше… Странная тема, и странное решение. С одной стороны, эта нелепая работа провоцировала на перечисление явных промахов, с другой же стороны, сразу становилось ясно, что стоило тут что-то изменить или подправить, как результат оказался бы бледнее! Намного бледнее! Я невольно взглянул на Айна: понимает ли этот нескладный парень со своей щетиной, какую поразительную штуку ему удалось сделать?

Дома я бесчувственно рухнул на диван.

Перед глазами назойливо маячил «Парень с теленком». Я пытался о нем не думать, но не получалось. Мысленно я сопоставлял его со своей дипломной работой — с «Кузнецами», украшающими теперь парк одного из крупнейших в стране автозаводов. Нет, культуры и артистизма у меня больше: мускулы моих «Кузнецов» поют гимн… Только вот чему, черт бы их побрал, они поют этот гимн? Если только солидным познаниям в пластической анатомии, а так мне начинало казаться, тогда дело дрянь! Я размышлял и взвешивал. При всем своем старании я не мог не видеть того, что Айнов парень с финкой превосходит моих молотобойцев. Но в чем суть? Самсон, где твои волосы?

Мы прошли вглубь мастерской. Во мне зашевелилось дурное предчувствие. Под мышкой у Айна был большой лист, свернутый в трубку.

— Ну-ка посмотри! Что ты об этом скажешь? А?

Столь торжествующий тон до того не шел Айну, что я первым делом посмотрел на него самого. Он весь сиял. Словно ребенок на елке, который и стишок прочел, не сбившись, и наконец-то получил в подарок коньки!

Я взял у Айна рулон и развернул его. Сперва я ничего не мог разобрать: плечи, закинутая голова и две руки, две огромные руки, непропорционально вытянутые на весь лист… Что бы это значило?

— Руки?

— Руки.

Молчание.

— Вообрази себе небольшой холм на плоской равнине… Невысокий бугор — простой, без барельефов, без всяких дурацких постаментов. Гранитная плита, а сквозь нее… они! Ну?

Айн все время переступал с ноги на ногу, будто уже не мог устоять на месте.

И тут вдруг я все это увидел. Вздувшиеся плечи, ищущие опоры на корявых краях могилы. Голова, закинутая до предела назад, лишь бы удержаться… Руки, неестественно длинные, призрачно длинные и хватающие… пустоту!

Эти руки были криком.

Ах, вот почему Айн изводился последние недели над руками!"

Как примечание: речь об эскизе памятника расстрелянным.

Просмотров за день: 0
Просмотров всего: 443

метки: .


Поделиться:

--

У Ветемаа - "неестественно длинные руки, хватающие пустоту". Нечто другое, то есть.

Спасибо за содержательный отклик!

--

Что же вы ссылку не дали?
К странице книги: Ветемаа Энн. О головах.

--
Non ridere, non lugere, neque detestari, sed intelligere Ne rie pas, ne pleure pas, ne maudit pas non plus, mais comprend.

В жизни все нас окружающее непонятно бывает только потому, что не знаем на какой прожилине оно кроено, зато впечатляет внешним чем-то. или прямо воздействует как шило в мешке.

Вот и в искусстве так-же. Одни эту внешнюю впечатлитляющую сторону пытаются вывести как наглядную формулу из внутренней прожилины и ведут к той прожилине, а это сложно потому, что тут требуются профессионально разбираться в законах природы т.е.иметь глубокие академические знания и навыки. Иначе не сможешь заворожить зрителя внешним впечатлением, чтоб это вовлекло во всю глубину творения до той самой прожилины, ради которой и вкладывает художник весь свой талант.

Другие идут по поверхностным внешним впечатлениямииз этого внешнего строят формулу, а это всегда требует лепить преувеличено, неестественно, засчет технических приемов и абстрактностей и редко кому удается не переступать ту черту, за которой начинается говно.

--
благовещенск

А вам бы мешали такие головы на тротуаре? Подметать ведь не удобно...

--
г.Благовещенск

Опять чудит? Где про мещан и офисный планктон?- Незачёт.

--
Заметьте день, когда Вы по-настоящему счастливы. Это не тот день, когда Вы получаете все, ничего не делая. Это день, когда Вы сделали все, что хотели. (М. Тэтчер)

Я о том просто, что после знакомства с произведением Энн Ветемаа "Монумент" совсем по-другому смотришь на скульптуры в Благовещенске. Начинаешь прикладывать к ним, образно говоря, ВОЗВЫШЕННУЮ шкалу оценок, подлинно ТВОРЧЕСКИЕ критерии. Выходишь на совершенно особый уровень осмысления... Считаю, что это - очень ценное стремление! Которое можно развивать и совершенствовать с помощью искусствоведческой специальной литературы. Чтобы стать по-настоящему культурным человеком.

К слову, об этом сказано и в фильме "Приходите завтра" - Фрося Бурлакова остановилась на время у московского скульптора. Который (персонаж молодого Анатолия Папанова) "растратил талант". И который - помните? - разбил все свои работы, кроме студенческой, подлинно творческой. И в конце фильма признался Фросе (в зимнем трамвае), что он долго болел, а сейчас на пути к выздоровлению.

--

Какая возвышенная шкала оценок и подлинно творческие критерии могут быть Благовещенских памятников,вроде однорукой женщины,оленя с отбитой головой,пограничника мутанта и другого подобного убожества? Не понимаю я.

Вы бы ещё возле памятника Ленину Нифашев встали и изучали его с помощью искусствоведческой литературы.

--
Воробьиная, кромешная, оскаленная, Хриплая, неистовая стая голосит во мне...

Это Нифашев защищает памятник пограничнику с невероятными руками и т.д

--

...Ага! И ещё авангардистский Железный Бык великолепен! А бронзовый Дружок на набережной - просто чудо!

Если серьёзно, то, на мой взгляд, ЛЮБАЯ заметная скульптура, которую планируется установить в городе, должна проходить достаточно широкую общественную оценку. А не только рассматриваться узким кругом лиц, которые сегодня дают разрешение на установку.

Допустим, пусть это будет скульптурный эскиз выставочного формата, размещённый на макете соответствующего участка города. Где-нибудь в общедоступном месте. В музее, просторном вестибюле административного здания и т.п. С приглашением через СМИ жителям города посмотреть и оценить. С дежурящем возле эскиза автором скульптуры и специалистом отдела культуры. И устные замечания послушать, и книга отзывов чтобы была. Конечно, суждения могут исходить как от сравнительно понимающих знатоков искусства, так и от совсем неподготовленных людей. Считаю, всё имеет ценность! Оформить наглядно на баннере (плакате) все "за" и "против" в виде теста - и пусть люди ставят "крестики" там, с чем согласны. Или что-то ещё в этом роде.

А ещё - в новогоднем Снежном городке поместить пробный вариант уличного памятника в натуральную величину!

Потом, спустя, допустим, месяц - рассмотреть все замечания на серьёзной, квалифицированной комиссии. Примерно так, проходило рассмотрение памятника "Снегурочке", продавщице мороженного - на Амурской ярмарке пробные эскизы были выставлены. И в интернете, помню, размещались различные варианты памятника.

Возможно, это не совсем идеальный вариант общественной экспертизы. Но, хотя бы, так!

Или тот же Пограничник на набережной... Если уже готовый памятник вызывает споры и вопросы - разумным будет, считаю, эти вопросы выслушать. Организовать тем или иным образом сбор откликов. Вынести на обсуждение в СМИ...

Как-то так.

...А относительно городских памятников Ленину и Калинину - считаю, должен состояться отдельный большой разговор. И оценивать их следует, на мой взгляд, в первую очередь с художественной стороны.

Что касается моих личных предпочтений, то мне очень нравится бронзовая скульптура - Телега переселенцев на привокзальной площади амурского г. Белогорска. Вижу в этом памятнике сильный, очень символичный художественный образ. А в Благовещенске (даю волю фантазии) неплохо бы смотрелся на набережной Пароход переселенцев - как незабвенная "Севрюга" в фильме "Волга, Волга". Судя по старым фотографиям, именно на таких пароходиках добирались сюда переселенцы. Возможно, этот памятный пароход построить в натуральную величину, со всеми характерными деталями - и поставить на воду в центральной части города? Как своего рода плавучий аттракцион - и для детей, и для туристов? Штурвал покрутить, в корабельную рынду брякнуть, паровой гудок (в меру громкий!) подать... Экскурсионный персонал в матросской форме тех времён, переселенцы со скарбом (спектакль-реконструкция)...

--

М-да... Когда-то был интересен, но сдулся Нифашев до уровня рыжего клоуна, который для своего "искромётного" снобизма ждёт реплики от Павлова, как от белого клоуна. Сам уже придумать интересную тему и оригинально её подать не в состоянии. Что ж, уникальный случай, когда публике весело и без рыжего.

--

Темы придумывать не надо - ходим по ним. Но заявленную другими (Павловым) тему - хорошую, интересную тему - не грех и по-своему обсудить. Ничего зазорного в этом нет.

--
Алекsey.Ko

Какая возвышенная шкала оценок и подлинно творческие критерии могут быть Благовещенских памятников,вроде однорукой женщины,оленя с отбитой головой,пограничника мутанта и другого подобного убожества? Не понимаю я.

Вы бы ещё возле памятника Ленину Нифашев встали и изучали его с помощью искусствоведческой литературы.

Памятник Ленина - это искусство монументализма и этовсякому прохожему бросается сразу в глаза и именно в этом сила монументалности. Другое дело как искусство монументализма компоновано. Благовещенск во времена установки памятника больше подчеркивался этим монументализмом. А теперьзатроен так, что уже этот памятник не смотрится таковым и только.

Я уж выше коомент изложил о разнице поверхностно-формальном стиле в искусстве и полноценном внутреннем стержневом исследовательском выражении стиля с академическим подходом в искусстве.

Вот известная всем "Джоконда" Сколько не присматриваешься, а кажется, что полуулыбка - это мираж. Ни какой фотограф не сможет отобразить подобное даже у мастерски позирующегося актера и даже естественно уловленного момента на лицах. Там будет если улыбка такая как на "Джоконде", то это четко будет ясно, что она означает и не будет той тайны, как у "Джоконды". Это уже не поверхностный стиль в искусстве, а именно глубокое исследование и открытие глубоких закономерностей в изображении.

--
благовещенск
Сергей Нифашев (автор)

Что касается моих личных предпочтений, то мне очень нравится бронзовая скульптура - Телега переселенцев на привокзальной площади амурского г. Белогорска.

Вот памятники Биробиджана:

Биробиджан

При этом городок раз в пять меньше Благовещенска, а количество и качество памятников впечатляет. Есть там и телега.

--
Просто денег нет. Вы держитесь здесь. Вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья.

Уважаемый ОТ, памятников В.И.Ленину в Благовещенске достаточно много. И - на мой, некомпетентный, взгляд - в художественном смысле, все эти памятники не равнозначны. Есть величественный бронзовый монумент на центральной площади. Есть прижизненный памятник Ленину возле бывшего Дворца пионеров (тоже из бронзы). И есть бетонные отливки... Которые, очень возможно, просто растиражированы из общей опалубки. Как бюстики на магазинной полке.

По поводу Джоконды. Я бы не был на Вашем месте столь категоричен относительно неповторимости "уловленного миража" (Ваше выражение). Лет двадцать, что ли, назад читал я о международном конкурсе, в котором участницы копировали улыбку Джоконды на своих лицах. Победителем признали ...молодого парня! У него лучше всех получилось улыбнуться "по-джокондовски"!

Хмык, спасибо за отклик и за сноску!

--
Сергей Нифашев (автор)

Уважаемый ОТ, памятников В.И.Ленину в Благовещенске достаточно много. И - на мой, некомпетентный, взгляд - в художественном смысле, все эти памятники не равнозначны. Есть величественный бронзовый монумент на центральной площади. Есть прижизненный памятник Ленину возле бывшего Дворца пионеров (тоже из бронзы). И есть бетонные отливки... Которые, очень возможно, просто растиражированы из общей опалубки. Как бюстики на магазинной полке.

По поводу Джоконды. Я бы не был на Вашем месте столь категоричен относительно неповторимости "уловленного миража" (Ваше выражение). Лет двадцать, что ли, назад читал я о международном конкурсе, в котором участницы копировали улыбку Джоконды на своих лицах. Победителем признали ...молодого парня! У него лучше всех получилось улыбнуться "по-джокондовски"!

Хмык, спасибо за отклик и за сноску!

Ну вы Сергей Олеговичь по поводу "Джоконды" слишком уж простодушны в примерах.

Вы задумывалисьнад тем как получается, чтопоройдаже по клеточкам рисуют портреты и не очень-то похоже, а иной рисует натуру не по клеточкам и сходство весьмак точное, но все равно вчем-то чужое лицо.

А вот настоящий художник нарисует шаржик с порзительным сходством

Ведь лицо совсем не такое, как в натуре, асходство не оспоримо.Почему?

Вот и с "Джокондой" лучший актер не передаст того, что передано в ней.

Скопировать можно, но только художником на полотне и только познавшего всю ту закономерность, каую познал сам автор портрета "Джоконды".

Ведь вот мы почему думаем, что улыбка на лице той женщины?

Да оно вполне серьезное лицо и никакой улыбки там нет. Разве не так?

Есть такой прием и он выводится из законов зрения.

Используя законы зрения автор все-ж стремился создать нечто похожее на внутренню полуулыбку исходящую из глубины души и только так можно передать внутреннее состояние души

--
благовещенск

Уважаемый ОТ, хотите увидеть улыбку Джоконды? Спросите любую женщину об увлечениях её молодости!

--
Сергей Нифашев (автор)

Уважаемый ОТ, хотите увидеть улыбку Джоконды? Спросите любую женщину об увлечениях её молодости!

Думаете она расскажет о счастливой секунде. когда она это почувствовала???

не дождетесь...

--
Chaque chose en son temps.
Сергей Нифашев (автор)

Уважаемый ОТ, хотите увидеть улыбку Джоконды? Спросите любую женщину об увлечениях её молодости!

Все мы были молодыми))

А теперь что изменилось?

Лишь прибавились в весе, а вес наш - это понятие особенное и измеряется категориями жизни

--
благовещенск

Ваша правда, уважаемый ОТ! И каждый выступает на ринге жизни в своей весовой категории!

--

Пока по флангам не побегаешь. недовольный пограничником и желательно в 1992 году, без прикрас, козлик старый, рация и ты один охраняешь границу...и будешь там о руках думать. когда тебе по голове хорошо придет приход)))

--
Chaque chose en son temps.


Сергей Нифашев
дворник

Родился в год начала хрущёвской оттепели (1956), воспитывался на её идеалах: человек перед человеком – как звезда перед звездой. Типичный книжный мальчик из Ленинграда, из учительской семьи. Будучи идеалистом и романтиком коммунистического толка, поступил и с блеском окончил (1977) высшее военно-политическое училище. Реальность быстро обломала крылья... В 30 лет пошёл учеником заводского электросварщика. Поработал, однако, и журналистом, и помощником депутата Госдумы Г. Гамзы (КПРФ). Сейчас благовещенский дворник.

отправить личное сообщение блогеру
Авторы блогов все блогеры
Галина Одинцова

Оптимистка. Иногда...

вчера, 19:51
Сергей Нифашев

дворник

вчера, 19:35
Виталий Злочевский

юрист, риелтор, медиатор

23 мая, 22:02
Игорь Павлов

фотограф. Директор музея самоваров.

23 мая, 21:14
Светослав Ильиных

журналист (г.Райчихинск)

23 мая, 18:58
Петр Глазунов

директор мебельного ателье

22 мая, 13:49
Марина Синельникова

Амурское отделение "Общества "Россия-Япония"

21 мая, 16:19
Игорь Волобуев

юрист, строительный комиссар

20 мая, 16:45
Андрей Ягелло

финансист

16 мая, 13:04
Светлана Казачинская

уже не синоптик

10 мая, 00:16
Альберт  Кривченко

пенсионер, журналист

7 мая, 21:26
Дмитрий Димитров

алхимик кино, киношник

7 мая, 10:40
 Весна

волшебница

7 мая, 01:14
Евгений Волков

юрист-идеалист

6 мая, 21:22
Владимир Трухин

любитель истории

5 мая, 17:07
Правила раздела «Блоги»
  1. Настоящие правила обязательны для соблюдения авторами блогов (далее по тексту – Автор), а также посетителями раздела «Блоги».

  2. Раздел «Блоги» на Амур.инфо, расположенный по адресу http://blogs.amur.info, является интернет-площадкой, предназначенной для размещения Авторами информации и сведений, открытых для дискуссий на освещаемые ими вопросы.

  3. Содержание блога Автора определяется им самостоятельно исходя из его убеждений, является выражением субъективного мнения и суждений Автора. Содержимое блога является интеллектуальной собственностью Автора. Автор обязуется в своих блогах соблюдать законодательство Российской Федерации, положения настоящих Правил. Содержание раздела «Блоги» не является продукцией средства массовой информации информационного агентства «Амур.инфо» или иного другого средства массовой информации.

  4. Автору принадлежат права административного доступа к своей странице, позволяющие ему производить управление блогом самостоятельно без участия администрации сайта www.amur.info. Право редактирования содержания блога, в том числе комментариев к постам блога, принадлежит Автору и администрации сайта www.amur.info.

  5. Автор гарантирует, что сведения, распространяемые им в блоге, не нарушают авторских, смежных, патентных прав третьих лиц, права на товарный знак и т. д., а также не наносят ущерба чьим-либо чести, достоинству или деловой репутации.

  6. Не подлежат распространению в блогах сведения, содержащие государственную или иную специально охраняемую законами тайну; способствующие разжиганию расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни; призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или разрушению целостности Российской Федерации; пропагандирующие культ насилия или жестокости; побуждающие граждан к агрессивным и иным опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; содержащие текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов или унижающую честь и достоинство физических и (или) юридических лиц, а также избирательных объединений; порочащую государственные или религиозные символы РФ и иных государств, а равно использующую заведомо ложные сведения и умышленно вводящую в заблуждение относительно существующих или не существующих событий, обстоятельств, решений, характеристик.

  7. В случае предъявления к администрации сайта  www.amur.info претензий/требований относительно противоправного использования сведений или результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации, использованных в блоге Автора, и/или вынесении решений уполномоченными органами государственной власти о наличии в размещаемых сведениях нарушений законодательства Российской Федерации Автор обязуется удовлетворить упомянутые претензии/требования за счет своих сил и средств.

  8. Администрация сайта www.amur.info не берет на себя обязанности, но оставляет за собой право осуществления контроля за содержанием записей и редактирования блогов и размещаемых к ним комментариев только в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации, положений настоящих Правил.

  9. Автор имеет возможность осуществлять постмодерацию комментариев к блогу. Автор обязан осуществлять контроль за содержанием комментариев к постам его блога и пресекать распространение сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  10. Комментарии к постам блога, не совпадающие с мнением Автора, являющиеся отражением критической позиции оппонента, выражающие критику в отношении позиции Автора, оценочные суждения, удалению не подлежат.

  11. Для участия в дискуссиях в разделе «Блоги» посредством оставления комментариев к постам необходима регистрация на форуме www.amur.info. При комментировании постов обязательными к соблюдению являются настоящие Правила и Правила общения на форуме Амур.инфо.

  12. Предметами дискуссий в разделе «Блоги» являются темы, поднимаемые их авторами. Обсуждение личностей авторов в комментариях к их записям не приветствуется, а в случае явных злоупотреблений пресекается. Не допускается распространение участником дискуссии сведений, предусмотренных п. 5 и 6 настоящих Правил.

  13. Участникам дискуссии рекомендуется соблюдать правила уважительного общения и внимательно прислушиваться к рекомендациям (указаниям) модераторов.

  14. В случае несоблюдения участником дискуссии настоящих Правил, правил Форума модератором или Автором подлежит применению способ контроля над действиями пользователей. Это  бан, заключающийся в лишении прав пользователя на создание/отправление новых сообщений или создание новых тем на веб-форуме, на комментирование в блогах. В случае если способ контроля применяется Автором, срок бана составляет 72 часа. В случае если его применил модератор, срок бана определяется им на свое усмотрение. По истечении периода времени бана ограничение автоматически снимается. Повторное применение указанного способа контроля по инициативе Автора может быть осуществлено снова только по истечении суток с момента снятия предыдущего бана.